Урок истории в 3-м классе "Император-освободитель" по учебнику Д.Д. Данилова, С.В. Тюрина "Мое Отечество", "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: усвоение новых знаний

Метод обучения: проблемно-диалогический

Цели:

образовательные:

  • познакомить учащихся с эпохой “Великих реформ” XIX века;
  • познакомить с преобразованиями Александра II, которые открыли дорогу для нового развития России.

развивающие:

  • развивать речь учащихся;
  • пополнить словарный запас детей новыми историческими терминами;
  • развивать образное, логическое мышление и воображение учащихся;
  • развивать память и внимание детей.

воспитательные:

  • прививать интерес к прошлому нашей страны;
  • воспитывать чувство гордости за Россию.

Оборудовании: карточки с историческими терминами, компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация. (Приложение 1)

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: включить учащихся в учебную деятельность.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторить материал прошлых уроков.

- С какой эпохой мы сейчас с вами знакомимся?

- Какова была тема прошлого урока?

(“Гроза двенадцатого года”)

- Какая же гроза нависла над Россией?

- Когда это произошло?

- Как называлась война 1812 года?

(на слайде 1: 1812 г. Отечественная война)

- Почему эта война так называлась?

- Как об этом говорится в задании 53 на с. 29?

-Давайте проверим кроссворд из этого задания дальше.

- Мы говорили, что на борьбу с вражеской армией поднялся весь народ России. Скажите, как назывались простые люди, создавшие отряды для борьбы с захватчиками? (партизаны)

- Кто командовал русской армией?

(на слайде – портрет М. И. Кутузова)

- Как звали императора Франции, чьи войска вторглись в Россию?

(на слайде – портрет Наполеона)

- Как называется поле, на котором произошло самое кровопролитное сражение за всю историю войны? А само сражение?

(на слайде – иллюстрация Бородинского сражения)

III. Постановка проблемы. Определение темы урока.

Цель: создать проблемную ситуацию, сформулировать тему урока, выдвинуть гипотезы.

- Ребята, портреты Наполеона и Кутузова вам хорошо знакомы.

- Как вы думаете, кто изображен на третьем портрете? Ваши версии?

img3.jpg (50401 bytes)

(Слайд 2 – портрет Александра II)

- Вы правы, судя по внешнему виду – это император, а точнее император- освободитель. Как вы догадались, это тема сегодняшнего урока. (Слайд2) Запишите ее в тетрадь.

- Какие вопросы у вас возникли, когда вы узнали тему урока?

(Учитель записывает на доске вопросы детей.

Предполагаемые вопросы:

- Как звали императора?

- Когда он правил?

Почему его назвали освободителем?)

- Попробуйте ответить на свои вопросы. Ваши версии?

- Где мы можем проверить свои версии? (в учебнике)

- Итак, открываем учебники…

IV. Совместное “открытие” новых знаний.

Цель: проверить гипотезы с помощью учебника посредством побуждающего диалога.

1. Чтение вслух 1 и 2 абзацев на с. 45.

Вопросы после чтения:

- Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?(Да. Императора звали Александр II)

- А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда читаем дальше.

2. Чтение про себя 3 абзаца на с. 45

- Ответы на вопросы выделяйте простым карандашом.

Вопросы после чтения:

- Когда правил Александр II ?

(на слайде: Александр II, 1856-1881)

- Почему его прозвали освободителем? (освободил российских крестьян от крепостной зависимости. На слайде: отмена крепостного права)

- Что вы знаете о крепостном праве?

- Когда оно было отменено? (на слайде: 19 февраля 1861 года)

- Как вы думаете, это было важным событием для России? Почему?

(дети высказывают свои мнения)

- Если крепостное право мешало развитию всей России, значит она отставала в своем развитии? От кого? (От Европы)

- Давайте выясним, что говорится о Европе и России второй половины XIX века.

3. Чтение 4 абзаца про себя.

Вопросы после чтения:

- Что узнали о России и Европе того времени?

(Слайд 3 - Европа: много железных дорог; много фабрик и заводов; производили и продавали разные товары. Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов; покупали товары в Европе)

- Смотрите, как отличалась по своему развитию Россия от Европы во второй половине XIX века.

- Но при чем же здесь крепостное право?(дети высказывают свои версии)

4. Чтение 1 абзаца на с. 46 про себя.

Вопросы после чтения:

- Почему же крепостное право мешало развитию России?

- Как вы понимаете выражение: “работать из-под палки”?

- А как обстояли дела в Европе?

(Продолжение показа слайда 3 - Россия: крепостные крестьяне; Европа: вольнонаемные рабочие)

- Александр II 19 февраля 1861 года отменил крепостное право. Крестьяне стали свободными. Значит, они зажили хорошо? (Дети высказывают свои версии)

- Прочитаем, как об этом говорится в учебнике?

5. Чтение вслух 9 абзаца на с. 46

Вопросы после чтения:

- Что узнали о жизни крестьян после отмены крепостного права? (Хорошо зажили только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли прокормить свои семьи)

- Почему так произошло? Ваши версии?

6. Рассказ учителя

- Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на доске), при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне остались малоземельными. (на доске) Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, - в темных избах.

- Какой у вас возник вопрос?

(Александр II зря освободил крестьян? Жизнь в России не изменилась?)

- Выскажите ваши версии.

- Найдите ответы на вопросы в учебнике.

7. Чтение текста на с. 47 про себя

Вопросы после чтения:

- Изменилась ли жизнь в России?

- Кто такие “капиталисты”? (на доске)

- Кем становились крестьяне?

- Найдите главное предложение в этом абзаце. (Россия стремительно догоняла развитые Европейские страны)

V. Первичное закрепление.

Цель: ответить на вопросы в процессе фронтальной работы; сформулировать основную мысль урока.

- Почему же Александра II прозвали освободителем?

-Когда это произошло?

- Это важно было для России? Почему?

- Как изменилась жизнь в России во второй половине XIX века?

- Сделайте вывод о правлении Александра II?

- Прочитаем вывод на с. 45.

(показ слайда 4)

VI. Самостоятельное применение знаний.

Цель: применить полученные знания при выполнении задания в тетради.

Выполнение задания 57 на с. 31 в рабочей тетради.

(проверка по эталону)

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: подвести итог урока; учить детей самоанализу и самооценке.

- Какие вопросы у вас возникли в начале урока?

- Смогли ли вы найти на них ответы?

- Что нового узнали?

- Как по-другому бы вы озвучили тему сегодняшнего урока?

(Реформы Александра II)

- Оцените свою работу на уроке?

- Как работал класс в целом?

- Спасибо за урок!

Домашнее задание. С. 45 -48 читать, отвечать на вопросы, с. 30 задание 55, 56.