Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Проектная работа по математике в 5-м классе

Разделы: Преподавание математики, Общепедагогические технологии


Система образования в Кировской области осуществляет переориентацию на компетентностно-ориентированный подход. Результатом школьного образовательного процесса должна стать способность и готовность школьников самостоятельно решать актуальные для них проблемы на основе собственного опыта, системы знаний, умений и навыков.

Метод проектов, как компонент системы образования, создаёт личностную мотивацию школьника в решении интересной проблемы. Найденный способ решения проблемы имеет практический характер, является социально значимым как для школьника, так и для взрослого человека.

С целью формирования ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) в

5 классе нашей школы был введён курс “Основы проектной деятельности”. Курс состоял из четырёх модулей, продолжительность каждого 8 час:

  1. Знакомимся с проектом.
  2. На пути к лучшей идее.
  3. Работа со справочной литературой.
  4. Основы работы на компьютере.

С учётом подготовки и интересов учащихся первый обучающий модуль познакомил с понятием проекта, его структурой, видами и типами проектов. Цели и задачи первого модуля были направлены на побуждение интереса учащихся к освоению нового вида деятельности. Обучение носило практико-ориентированный характер, соотношение теории и практики составило примерно 1:3.

Основными задачами первого модуля являлись:

- формирование устойчивых интересов к овладению проективными умениями и навыками;

- формирование умения работать в команде.

Прогнозировались следующие результаты обучения:

  • Учащиеся получат представления о видах и типах проектов.
  • Учащиеся получат опыт:

- планирования действий (шагов) в соответствии с задачами проекта;

- работы в команде;

- публичной презентации проекта и самооценки.

Контроль достижения планируемых результатов осуществлялся непосредственно при выполнении заданий, а также в ходе презентации индивидуальной или групповой работы учащихся.

Содержание модуля “Знакомимся с проектом”

1. Погружение в проектную деятельность. Проект “Башня”.

Практическая деятельность учащихся: группа из 4-6 человек должна решить проблему построения из двух листов бумаги формата А4 прямостоящего (без помощи рук) сооружения максимально возможной высоты (с помощью ножниц и клея).

2. Что такое проект? Основные черты проекта в 5-9 классах. Проект “День рождения”.

Практическая деятельность учащихся: составить логически организованную схему подготовки к празднованию дня рождения, демонстрирующую этапы достижения цели.

3. Виды и типы проектов. Структура проекта.

4. Этапы работы методом проектов.

Практическая деятельность учащихся: погружение в проект “Модель многогранника”, выполнение развёртки одного из многогранников: куб, параллелепипед, пирамида (по выбору учащегося).

5. Защита проекта. Виды презентации проекта. Мультимедийная презентация.

Практическая деятельность учащихся: подготовка к защите проекта “Модель многогранника”.

6. Презентация проектов “Модель многогранника”.

Практическая деятельность учащихся: защита проектов.

7. Групповой проект “Школа (класс) будущего”.

Практическая деятельность учащихся: группа из 4-6 человек представляет коллективный рисунок школы или класса будущего. Рисунок каждой группы должен быть выполнен на листах бумаги формата А4, объединённых общим замыслом, составляющих единое целое. Учащиеся учатся работать в команде и отвечать за выполнение своей части проекта.

8. Значение проектов и проектной деятельности в современной жизни, бизнес-сообществе.

Защита проектов проходила на открытых занятиях с приглашением администрации школы, учителей, родителей учащихся.

Родители пятиклассников принимали активное участие в подготовке проектов “Модель многогранника”, “Школа будущего”. Творческая совместная деятельность укрепила связи учеников, родителей и учителя, и настолько увлекла ребят, что в конце учебного года многие из них назвали защиту проектов самым запомнившимся классным мероприятием.

В III четверти учащиеся 5 класса осуществили проект-социологическое исследование, который представили на открытом уроке для педагогов района.

Проект-социологическое исследование

“Школа глазами взрослых и детей”

Выполнили учащиеся 5 класса МОУ СОШ №2 п.Суна Сунского района Кировской области. Проект выполнен под руководством преподавателя математики Николаевой И.С., она же является автором идеи проекта.

Предмет: математика. Учебник: УМК “Математика 5” под ред. Г.В.Дорофеева,

И.Ф.Шарыгина.

Тема: Опрос общественного мнения.

Педагогический девиз проекта: “Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам” Ф.Нейман.

Общая характеристика проекта.

Проект - специально организованное учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающих создание объекта труда и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Для социального проекта характерна связь с актуальными проблемами повседневности. Результатом опыта проектирования должно быть формирование социальных компетенций. К социальным компетенциям относятся способность работать в команде, обозначение и разрешение конфликтов, понимание других, контактность, социальная ответственность.

Развитие у школьников исследовательских и коммуникативных умений рассматривается как одно из приоритетных направлений образования.

Коммуникативная и исследовательская компетентность формируется через соответствующим образом организованную проектную деятельность, посвященную значимым для обучающихся проблемам. Разновидностью социального проекта является несложные (посильные для учащихся) социологические исследования.

Цель проекта: осмысление подростками некоторых актуальных для них вопросов образования.

Педагогические цели: развить исследовательские и коммуникативные способности ребенка, привить