Организация интеллектуального марафона в начальной школе (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Поиски новых подходов к организации образовательного процесса за рамками школьного урока направлены на формирование личности, обладающей высокой эрудицией, физическим и психическим здоровьем, способным, в перспективе, трудиться в любой сфере, а, следовательно, должны давать возможности для развития данных способностей. На наш взгляд, такой формой может стать организация круглогодичного интеллектуального марафона (ИМ) в начальной школе – своеобразный общественный смотр знаний и умений – который мы решили организовать с 2005 учебного года.

Проводится ИМ в несколько туров:

- предметный (олимпиады для 3 – 4-х классов – 2 тура – по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению)

- творческий (система конкурса чтецов в течение года; художественные и прикладные выставки )

- развивающий (шахматные турниры разного уровня; участие в предметных месячниках)

- игровой (участие в играх “Брейн-ринг”, “О, счастливчик!”, “Счастливый случай!, игры-путешествия по станциям).

Участие детей в марафоне обеспечивают классные руководители. Заместитель директора по УМР в начальной школе осуществляет мониторинг участия школьников 1 – 4-х классов во всех турах ИМ, что позволяет сформировать банк данных об учащихся, имеющих высокие творческие, интеллектуальные и академические способности. Предметный, творческий и развивающий туры регламентируют Положения, разработанные МО УНК и утвержденные директором школы.

Цели и задачи марафона: активизация познавательной активности младших школьников; осуществление личностно-ориентированного подхода в организации мотивации к овладению новыми знаниями; реализация знаний и умений, полученных на уроках литературного чтения, интеллектуальных игр, шахмат, занятиях Школы олимпийского резерва (ШОР); создание ситуации успешности для каждого участника; выявление учащихся, обладающих высоким уровнем интеллектуальной и художественной одаренности; формирование эстетического отношения к искусству слова и декламации; расширение читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; обогащение нравственного и эмоционально-образного опыта младших школьников; создание ситуации успешности для каждого участника конкурса.

Порядок проведения конкурса чтецов: Конкурс проходит в течение года, по четвертям. Каждая четверть имеет свое тематическое направление. Так, например, в 2006 – 2007 году были выбраны следующие темы:

I – Лирические стихи: “Времена года. Мой край”.

II – Стихи русских и зарубежных авторов: “Волшебные, веселые, смешные”.

III – “Милые, любимые, родные”.

IV – “Подвига павших будем достойны”.

В этом учебном году такими темами стали:

I – “Школьная страна”.

II – “Любимых сказок строки”.

III –“Весна! Весна! И все ей радо!”

IV – “Это надо не мертвым! Это надо живым!”

Темы подбираются таким образом, чтобы были представлены разнообразные по настроению, эмоциям, целям и назначению поэтические произведения, позволяющие ребенку раскрыться, попробовать свои силы, почувствовать разницу.

Участвовать в конкурсе могут учащиеся 1 – 4-ых классов.

Объем конкурсного стихотворения должен быть не менее 12 строк для учащихся 1го класса; не менее 16 строк для учащихся 2го класса, не менее 20 строк для учащихся 3го класса и не менее 24 строк для учащихся 4го класса.

Результаты конкурса подводятся по параллелям в 2 этапа:

- предварительное прослушивание (классный тур), на которое допускаются все заявившиеся участники;

- финал конкурса проходит между учащимися, ставшими победителями в классе.

По результатам конкурса участники получают Грамоты, а победители становятся Дипломантами конкурса.

Итоги конкурса объявляются на итоговых линейках и в школьной газете.

Порядок проведения интеллектуального марафона: Конкурс проходит в течение года, по четвертям. Каждая четверть имеет свое направление:

I – командное первенство по шахматам среди 4-х классов олимпиады по русскому языку среди учащихся 3-4-х классов

II – командное первенство по шахматам среди 3-х классов олимпиады по математике для учащихся 3-4-х классов международная игра-конкурс “Русский медвежонок – языкознание для всех”

III – командное первенство по шахматам среди 1-2-х классов олимпиады по окружающему миру для учащихся 3-4-х классов международная игра-конкурс “Кенгуру – математика для всех”

IV – личное первенство по шахматам интегрированные предметные олимпиады для участников ШОР олимпиада по литературному чтению

Участниками марафона могут быть все учащиеся начальной школы. Учителя нач. классов, руководители ШОР и учитель шахмат должны обеспечить обязательное участие детей, имеющих высокий уровень интеллектуальной одаренности.

Материалы для олимпиадных заданий формируются по следующей схеме: каждый руководитель ШОР (или учитель - в предметной олимпиаде) представляет свой набор из 10 заданий за 1 месяц до олимпиады в оргкомитет. Оргкомитет (учителя – предметники, зам. директора по УМР в начальной школе) на этой основе формирует единый пакет заданий, который будет являться окончательным.

Первенство по шахматам организует и проводит тренер по шахматам. После отборочных соревнований в каждом классе формируются команды классов, между которыми проводятся соревнования в параллели. Из победителей формируется команда, защищающая честь школы на городском уровне. Также между ними проводится отдельно состязание на личное первенство.

Порядок подведения итогов. В течение года осуществляется мониторинг участия школьников (личный зачет) в интеллектуальном марафоне. По итогам каждой четверти подводятся промежуточные итоги. Результаты оглашаются на итоговых линейках. Учащиеся, продемонстрировавшие высокий уровень интеллектуальной компетентности по итогам года поощряются Дипломами и подарками.

В состав жюри входят рук. МО УНК, учителя начальных классов, учитель шахмат, представители администрации школы, родители.

Проведение игрового тура регулируется планом предметных месяцев, который составляется в начале учебного года и курируется учителями в параллелях по схеме:

Месяц русского языка – октябрь – 4-е классы; математика – ноябрь – 3-и классы; окружающий мир – февраль – 2-е классы; прикладного творчества – март – 1-е классы. Учителя, отвечающие за свой предметный цикл составляют план работы, распределяют обязанности, выдают план – задания классам, организует и проводят намеченное ими.

Это наш первый опыт, еще не большой по времени, но уже сегодня мы видим и эффективность, и привлекательность подобной формы организации и ставим перед собой задачу продолжить совершенствовать это направление деятельности.