Сценарий классного часа по теме "Москва в музыке, литературе и искусстве: к 860-летию города"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели, задачи классного часа:

  1. познавательная: знакомство с историей города Москва, литературными и музыкальными произведениями, посвящёнными родному городу;
  2. воспитательная: воспитание уважительного отношения к Москве, её культурному наследию.

Форма проведения: литературно-музыкальная программа.

Межпредметные связи: литература, история, москвоведение, МХК.

ТСО: иллюстрации, магнитофон.

Время: 40 минут.

Содержание классного часа

1) Вступительное слово классного руководителя:

Добрый день, дорогие студентки! Сегодня мы поговорим с Вами о нашем родном городе, узнаем, какие литературные, музыкальные и художественные произведения посвящены Москве. Поэтому тема классного часа: Москва в музыке, литературе и искусстве. И звучит гимн Москвы на слова М. Лисянского, музыка И. Дунаевского.

2) Вопросы студентам:

1) Кем и когда была основана Москва? (1147, Юрий Долгорукий)

2) Как развивалось строительство города?

3) Как образно называют Москву?

  • Москва белокаменная
  • Москва – третий Рим (слова принадлежат Филафею, XV в.)
  • Москва златоглавая

4) Что изображено на гербе нашего города? - св. Георгий Победоносец

3) Рассказ классного руководителя: Многие поэты и писатели посвятили страницы своего творчества Москве. Среди них Иван Сергеевич Шмелёв, автор повести “Лето господне”. В главе “Москва” он вспоминает, как в своём детстве (а это было в начале XX в.) они с отцом и сестрой отправились посмотреть панораму Москвы с Воробьёвых Гор.

Преподаватель читает отрывки из главы “Москва”.

4) Слова классного руководителя: В данном отрывке отец Ивана Шмелёва читал одно знаменитое стихотворение о Москве. Кто-нибудь знает, кем оно было написано? Ответ: Фёдор Глинка написал стихотворение “Москва” в XIX в.

Преподаватель читает стихотворение “Москва” Ф. Глинки.

Слова классного руководителя: Кто из великих поэтов XIX столетия посвятил свои стихи Москве? Сейчас прозвучат слова о Москве, сказанные Михаилом Юрьевичем Лермонтовым и отрывок из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина.

Студентки читают произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

6) Слова классного руководителя: А теперь обратимся к некоторым картинам художников о Москве. На этой иллюстрации изображён московский дворик, картина так и называется. А кто её автор? Ответ: Поленов. На этой картине был изображён дворик в Спасопесковском переулке, а сегодня там, в центре Москвы, находится резиденция американского посольства в Москве. И нарисованный Поленовым дворик никто бы не узнал.

7) Слова классного руководителя: А сейчас прозвучит ещё одно стихотворение о Москве, которое написала поэтесса Каролина Павлова.

Стихотворение читает студентка.

8) Слова классного руководителя: Вопрос: Какие ассоциации возникают у Вас при чтении данного стихотворения?

Сейчас вы услышите два стихотворения о Москве, написанные в середине XIX века.

Студентки читают стихотворения: Л.А. Мей “Москва”; К.С. Аксаков “Москва”.

Вопрос: Что объединяет эти два стихотворения?

9) Слова классного руководителя: Поговорим о том, как писали о Москве поэты серебряного века. Звучит стихотворение В.Я. Брюсова “Москва” (читает преподаватель).

Марина Цветаева долгие годы своей жизни провела в Москве, а в Борисоглебовском переулке, недалеко от Арбата, находится её дом-музей.

Звучат стихотворения М.И. Цветаевой о Москве:

“Из рук моих нерукотворный град…”

На словах

“Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола…” (звучит колокольный звон.)
“Над городом, отвергнутым Петром…”
“Москва! Какой огромный…”

Стихотворение “Семь холмов – как семь колоколов” звучит в исполнение студентки.

10) А.А. Ахматова обычно считается петербургской поэтессой, но и она жила в Москве, в центре города находится памятник во дворе дома, в котором жила Ахматова.

Стихотворение “Третий Зачатьевский” читает студентка.

11) А сейчас прозвучит песня о Москве в исполнении иеромонаха Романа.

12) К 800-летию Москвы Наталья Петровна Кончаловская написала книгу “Наша древняя столица”, рассказав в стихах об истории города. Сейчас прозвучит отрывок из её книги “Славен, славен град Москва!” (читает студентка).

13) Современная поэтесса Наталья Брагинская посвятила своё стихотворение родному городу. “Во здравие Москвы!” (читает студентка).

14) Заключительная часть:

Вопросы: Что восстановлено в Москве в наше время?

Какие интересные места вы бы посоветовали посетить в Москве зарубежным туристам?

В заключение хочется пожелать вам, чтобы вы помнили историю Москвы и ценили родной город.

Литература:

  1. 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников / Сост. А.Н. Некрасова. - М.: Издательство “Правда”, 1988.
  2. Ахматова А.А. Собрание сочинений в 2 томах. Том 1. - М.: “Художественная литература”, 1995.
  3. Кончаловская Н.П. Наша древняя столица. М.: “Детская литература”, 1972.
  4. Пушкин А.С. Евгений Онегин. М.: “Школьная библиотека”, 1997.
  5. Цветаева М.И. Сборник стихотворений. М.: Издательство АСТ, 1999.
  6. Шмелёв И.С. Лето Господне. М.: “Ставрос”, 2003.

Приложение