Урок русского языка во 2-м классе "Написание слов с проверяемыми согласными на конце слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Развивать умение проверять написание слов с проверяемыми согласными в конце слова и подбирать к ним проверочные слова; уметь объяснять написание слов; определять в предложении главные члены; развивать речь учащихся, логическое мышление, память.
  2. Формировать навык грамотного написания слов с парными звонкими и глухими согласными;
  3. Воспитывать аккуратность, любовь к животным, устному народному творчеству.

Оборудование: учебник “Русский язык”, 2 класс автор Т.Р. Рамзаева), кодоскоп, грамзапись сказки К.И. Чуковского “Доктор Айболит”, макет книги, карточки с заданиями, кроссворд.

Тип урока: урок закрепление и совершенствования шаний, навыков и умений.

Ход урока

I. Организационно-психологический этап.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

Здравствуйте, посмотрите все ли приготовили к фоку. Тихо сел первый ряд, второй и третий.

Откройте тетради, запишите число.

Комментирует ученик

II. Минутка чистописания.

Начнем урок с минутки чистописания

Посмотрите внимательно на образец.

- Как вы думаете, соединения каких двух согласных букв будут следующими? Назовите их. Посмотрите, как я иду записывать и соединять между собой (показываю).

Напишите по образцу и продолжите до конца строки.

Рисунок 1

III. Сообщение темы, цели и задач урока.

Цель: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся. Показ книги.

п, р, н

з, в, н, к

г, л, х

с, г, л, с, н

а, ы, е

о, и, е

и

у, и, е,

о, а, ы, е

Соединив в строчки согласные с гласными, вы назовете тему нашего урока.

Прочитаем ее. Парные звонкие и глухие согласные.

Сегодня на уроке мы еще раз повторим написание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова и способы их проверки.

Каждая буква обозначает звук.

- Назовите парные звонкие и глухие согласные.

Б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т.

Но ведь не всегда парные звонкие согласные в конце слова пишутся так как слышатся.

- Как же проверить парную звонкую и глухую согласную на конце слова. (Чтобы проверить парную звонкую и глухую согласную в конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный или подобрать однокоренное слово)

IV. Словарный диктант - приготовились к словарному диктанту:

  • крупное промышленное предприятие (завод)
  • как называется обувь с высоким голенищем (сапоги)
  • крупный населенный пункт (город)
  • прием пищи в середине дня (обед)
  • как называют граждан любой страны (народ)

А теперь отгадаем загадки:

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год,
Он сердечко отдает (Карандаш)

То я в клетку,
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать
Что такое я (тетрадь)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь).

Какой это мастер на стекла на нес,
И листья, и травы, и запахи роз! (Мороз)

Самопроверка по кодоскопу.

К слову “мороз” подберите однокоренные слова (морозный, заморозить). Выделите корень.

к

V. Письмо по памяти. “Зимой снег глубокий,

п

Летом хлеб высокий”.

Как понимаете пословицу? Есть примета, чем больше снега на полях, тем больше она впитывает водичку, а значит растения будут расти быстрее и выше.

Какую букву вставите в слове снег(к)?

Докажите.

Какую букву вставите в слове хлеб(п)? Почему? Назовите проверочное слово.

Приготовьте ладошки, читаем орфографически, запоминаем, (чтение хором).

Запишите это предложение как запомнили. (Дети записывают).

Возьмите карандаш. Поменяйтесь тетрадями, проверти, (взаимопроверка)

А сейчас мы чуть-чуть отдохнем.

Сядьте красиво, закройте глазки и послушайте отрывок из сказки, (включаю пластинку, открываю картинку доктора Айболита и картинку с названиями животных).

Рисунок 2

Как называется эта сказка?

Кто ее автор?

Посмотрите на картинку.

Каких животных лечил доктор Айболит?

Рисунок 3

 

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Назовите только те слова, в которых согласные требуют проверки и подберите проверочные слова.

Медведь –

Еж-

Лев-

Жираф –

Уж-

Двое учеников работают на индивидуальных досках.

Наступил первый зимний месяц (вывешиваю картинку с деформированным предложением).

Составьте из слов предложение. Вставьте пропущенную букву, запишите самостоятельно.

Белый Пушистый Сне... Засыпал Землю

(на дощечке работает ученица............)

Прочитайте какое предложение вы составили (а как

написала ), проверьте. Выставляю доску на

проверку. Какую согласную вставили в слово снег?

Найдите главные члены предложения,

Физминутка:

Мелкие шажки - 1, 2, 3.

Легкие прыжки - 1, 2, 3.

Вот и вся зарядка - 1, 2, 3.

Мягкая посадка - 1, 2, 3.

Еще раз вспомним, как проверить парную звонкую и глухую согласную в конце слова.

VI. Работа с учебником.

Откройте страницу с.83, №175.

Прочитает задание

Выполняем самостоятельно, (проверка по экранам)

Первое слово “пирог” - какую согласную вставили, докажите - почему?

Тетрадь - тетради;

Дрожь - дрожит;

Морковь - нет моркови, морковочка.

Хлеб - хлеба;

Дуб - дубы;

Сапог - сапоги;

Огород - огороды, (положили дощечки). Вспомним как проверить парную звонкую и глухую согласную в конце слова.

Приготовились писать предложения под диктовку.

“Красив зимний наряд леса. Весь в снегу стоит дуб. На лапах елей лежит снег.”

Объясните как написали слово красив - ... назовите проверочное слово.

Наряд, дуб, снег.

Я знаю, вы любите отгадывать кроссворды и загадки (показ кроссворда на доске).

По горизонтали

1. В золотой клубочек спрятался дубочек. (желудь).

Какую согласную букву я должна написать?

Почему? Докажите.

2. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки слетели все рубашки. (дуб).

Какую букву запишу в конце слова.

По вертикали

3. В огне не горит, и в воде не тонет. (лед).

Какой здесь согласный напишем?

4. Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук).

Какую согласную букву я должна написать в конце слова, (нет лука, луковка).

Молодцы, ребятки! Вы все хорошо отгадали загадки и кроссворды, правильно подсказали мне написание согласных на конце слова.

А сейчас мы поработаем по карточкам.

Работа по вариантам.

Посмотрите первое задание.

(Вставьте пропущенные орфорграммы)

I вариант

Среди ре...ких берё... прячутся в траве кре...кие боровики. Розовеют мокрые сырое...ки. В ельнике растут сколь...кие грузди. На ни...ких пнях жмутся дру... к дру...ке опята.

Второе задание. Написать проверочное слово, а затем проверяемое.

(положите тетради с наклоном, проверти посадку, кто написал задание покажите посадкой.

2 вариант

Ёр… - ……., са… - ……., эта…. - ………, кро… - …….., проору..ь - ……, холо… - ……….., остро… - ……….

VII. Итог: Скажите, как проверить парный звонкий и глухой согласный на конце слова. Что больше всего вам понравилось на уроке, что оказалось трудным.

Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня работали на уроке. Спасибо вам за урок! Урок окончен