Урок-путешествие в 5-м классе "По стране Русского Языка"

Разделы: Литература


Цели:

  • привлечение внимания школьников к книге и чтению, как важному фактору сохранения и развития отечественной культуры и науки;
  • укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе;
  • развитие у учащихся интереса к чтению через игру-путешествие по Стране Русского Языка.

Наглядность: записи на доске, карта “Страна Русского Языка”, раздаточный материал.

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя:

Ребята, вы все знаете, что 2007 год президентом Российской Федерации объявлен Годом русского языка, что подтверждает усиленное внимание правительства и всего русского народа к родному языку и к его сохранению, сохранению именно литературного языка, который является показателем культуры человека и всей нации в целом.

Русский язык – это язык общения всех граждан многонациональной Родины. Говорящего на нем, поймут в любом ее уголке, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. У русского языка есть языки-братья: чешский, болгарский, польский, но всего ближе ему украинский и белорусский.

Русский язык – это один из международных языков. На нем составлены важные международные соглашения и договоры, он изучается во многих странах.

Великие русские писатели и поэты: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, И.С. Тургенев и другие художники слова усовершенствовали язык, придали ему небывалую силу и выразительность.

И сейчас мы, действительно, убедимся в этом. А ребята-чтецы нам помогут. (Несколько человек читают стихи о русском языке)

1-й чтец

Книги добру научили меня,
Книги дарили надежду и силу
И помогали, как будто родня,
В дни, когда все мне казалось немилым.
Много их было, нелегких минут,
Много их было, тревог и сомнений.
Но поняла я: коль книги живут,
Не прерывается связь поколений.
И не умрет в наших душах мечта,
И сохранится любовь на планете.
Пусть будут книги повсюду, всегда!
Пусть они нам, будто солнышко, светят!

Л. Охотницкая

2-й чтец

Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек.
Одна - стара, мудра, зачитана до дыр,
В другой - все необычно, странно, ново.

Мне книги открывают целый мир,
За шагом шаг иду от слова к слову.
На Севере могу я побывать

И в тропиках - там, где растут бананы.
Какая радость - открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.

Л. Охотницкая

3-й чтец

Рождается слово. Рождается стих,
И я вместе с ними рождаюсь,
Полжизни живу среди множества книг,
Как с близкими, с ними общаюсь.
Поэты, писатели разных веков
Со мной постоянно повсюду.
Они где-то там – далеко, далеко,
Но все-таки рядом. Вот чудо!
Я много читала, Я много прочту,
Пойму что-то важное, значит.
Мне радостно: книги всегда на виду.
Какая большая удача!

Л. Охотницкая

- Ребята, что объединяет все стихотворения Л.Охотницкой, которые вы сейчас услышали? (Ученики делают вывод).

- Конечно же, ребята, русский язык необходимо изучать и стараться овладеть им как можно лучше. И сегодня ваши знания, смекалка и находчивость помогут вам совершить небольшое путешествие. Мы с вами отправимся в Страну Русского Языка.

- Как вы знаете, в каждой стране есть всегда главный город. Как он называется? (Столица). В нашей сказочной стране тоже есть столица – город Алфавит. Именно в нем нам и предстоит побывать. Чтобы не опростоволоситься перед хозяевами города, давайте вспомним, что нам известно об алфавите, о звуках и буквах. Ответьте на вопросы:

- Что такое алфавит?

- Сколько букв в русском алфавите?

- Перечислите их, правильно называя.

- Что вы знаете об истории письма?

Учащиеся отвечают. Ответ на последний вопрос готовится заранее одним из учащихся по книге И. Фридриха “История письма”.

Задолго до того, как были придуманы буквы, люди почувствовали необходимость передавать свои мысли тем, кто находится далеко. Ни телеграфа, ни телефона, ни радио в те времена не было. Под рукой были только конкретные предметы: камень, дерево. И тогда человек брал сук и привязывал к нему тонкие ремешки и веревочки разной длины и цвета. Каждая веревочка завязывалась различным способом, каждый цвет имел собственное назначение (красный обозначал воинов, белый – серебро, желтый – золото) (Сделать и показать ребятам)

У некоторых народов узелки заменялись бусами из разноцветных морских раковин. (Показать) Чтобы не выходило путаницы, составивший письмо должен был сам прочесть его послу, а тот, придя в нужное место, должен был вслух повторить его нужному адресату.

Наиболее древним видом собственно письма, которое возникло за четыре тысячи лет до нашего летоисчесления, является изображение рисунками – пиктография. Раскопки древнейших мест поселения человека обнаруживают искусно выполненные очертания домашней утвари, фигур людей, животных. Этим видом письма мы иногда пользуемся и сегодня. Так, на вывесках булочной изображаем хлеб, часовой мастерской – часы, магазина оптики – очки.

Учитель: Пока мы слушали этот интересный рассказ, дорога привела нас в город Алфавит. Но попадешь туда не сразу, он надежно охраняется. У ворот стражники – Твердый знак Мягкий знак. Первый молчит, а второй подает нам книжку, и мы читаем маленький рассказ Ф.Кривина “Мягкий знак”.

Мягкий знак давно и безнадежно влюблен в букву Ш. Он ходит за ней как тень, из слова в слово, - но все напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься ни звука. А мягкий знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строке, тем более занять первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нем. Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства. Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания мягкого знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш – в глаголе 2-го лица или в существительном третьего склонения.

Учитель: Рассказ мы с вами прочитали, но стража не хочет нас пропустить в город. Оказывается, здесь существует обычай: чтобы попасть за ворота, нужно написать без ошибок словарный диктант. Итак.. в приведенные ниже слова надо вам вставить разделительные Ъ и Ь знаки и объяснить их правописание:

В..езд, сем..я, об..явление, друз..я, Тат..яна, об..яснение, вороб..и, лист..я, с..едобный, колос..я, необ..ятный, сер..езный, бар..ер, руж..е, журчан..е.

Учитель: Мы успешно справились с заданием, и нас пропустили в город. Здесь живут буквы. Они торопятся. Нетрудно заметить, что одних букв больше, других меньше. Очень много катится букв О. За ними бегут Е. Стройными колоннами промаршировали И, А. Спешит Т, Н, С, Р, Л, К, М. Спокойно идут Б, Г, Х,Ю. Медленно прохаживаются Ц,Щ, Э. Все буквы идут на работу – в типографии начали печатать новую книгу. Только буква Ф сидит на скамеечке. Почему одинока? Оказывается, в ней редко нуждаются. Посмотрите на таблицу. Здесь написано: на 1000 знаков текста.

А Б В Г Д Е,Ё Ж З И Й К Л М Н О П
62 14 38 13 25 72 17 16 62 10 35 35 26 53 90 23
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ,Ь Ы Э Ю Я  
40 45 53 21 2 9 4 12 6 3 14 20 3 6 18  

Учитель: Ребята, скажите, какие буквы чаще всего встречаются в тексте? Какие реже?

Видите, буква Ф встречается реже всех: где о напечатана 90 раз, там Ф – в 45 раз меньше. Но Ф – буква переводчица. Без нее никак не обойтись, когда вы пишите слова иностранного происхождения: фабрика, кофе, лифт, фонарь.

Но нам пора дальше. Вот площадь Звуков. На домах странные надписи. Давайте перепишем их в тетради:

А роза упала на лапу Азора.
Около Миши молоко.
Аргентина манит негра.
Рвал дед лавр.

Учитель: Как вы думаете, что это за предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем их справа налево. Интересно, не правда ли? Это так называемые перевертыши, вы можете придумать их сами.

- Посчитайте, сколько в каждом перевертыше слогов, букв, звуков, гласных, согласных. Сделайте фонетический разбор слов – упала, манит, молоко.

С площади звуков повернем налево. Здесь видим надпись: “Переулок Ударений”

- Ребята, что такое ударение? Зачем оно нужно? (Следуют ответы)

Есть у ударения и смыслоразличительная роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовете слова:

Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

(Ирис-ирис)

Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я.

(Атлас – атлас)

_ А теперь в написанных на доске словах:

алфавит, арбуз, библиотека, диалог, закупорить, документ, инструмент, километр, магазин, молодежь, предмет, средства, столяр, шофер, обувной – поставьте ударение.

Запоминанию правильного ударения способствует и отгадывание загадок.:

На бахче у насрастет,
Как разрежешь – сок течет;
Свеж и сладок он на вкус,
Называется (арбуз).

Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется (крапива).

Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я (фарфор).

Стелют на матрас меня
Называюсь (простыня).

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный (каталог).

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все (алфавит).

- Мы идем дальше по городу Алфавиту. Но мы, кажется, заблудились и попали в тупик Ошибок. Посмотрите на деревья, которые здесь растут. Они раскидывают свои цепкие ветви – руки и приглашают отведать “двоечных” плодов. Но мы-то знаем, что плоды эти ядовиты. Чтобы выбраться из тупика Ошибок, нужно выполнить задание. В каждую карточку со стихами вкралась ошибка. Как только вы ее исправите, путешествие продолжится. А кто не справится, Ому достанутся плоды ядовитого дерева. Вот карточки:

1.

Закричал охотник: “Ой!”
Двери гонятся за мной.

2.

На виду у детворы
Крысу красят маляры.

3.

Посмотрите – А, ребятки,
Баки выросли на грядке.

4.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
“Там ползет зеленый лук
С длинными усами”.

5.

Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.

6.

Мы собирали васильки,
У нас на головах щенки.

7.

Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.

8.

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.

9.

Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.

10.

Сели в ложку – и айда!
По реке туда – сюда!

11.

На волке сметана, творог, молоко,
И рад бы поесть, да достать нелегко.

12.

Забодал меня котел,
На него я очень зол.

13.

Врач напомнил дяде Мите:
“Не забудьте об одном –
Обязательно примите
Десять цапель перед сном”.

14.

На болоте нет дорог.
Я по кошкам – скок да скок.

- выбравшись из тупика ошибок, мы сразу попали на Падежный проспект. Он назван в честь Братьев-падежей. Вы не забыли, как их зовут? А знаете ли вы, что кое-кто с ними не в ладах? Вот послушайте стихотворение Г Траубина про… “Ленительный падеж”:

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю
Предложный ненавижу я.
Чтоб не учить урок,
Приходится придумывать
Какой- нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал: Взятельный,
Грязнительный, Лежательный,
Грубительный, Ленительный
И, наконец, простительный!

- Как и везде, на Падежном проспекте нам предлагают выполнить задание. Надо просклонять название частей речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, числительное, местоимение, союз, предлог, частица.

Мы долго гуляли и вышли на набережную. Оказывается, город Алфавит расположен на реке Чистописания. Через реку построен мост. Его охраняет пара графоф – Параграфов. На наш вопрос они отвечают, что на противоположном берегу живет принцесса грамматика. Сейчас она гостит в графстве Знаков препинания. Чтобы попасть в гости к принцессе, Параграфы предлагают нам интересную игру. Будьте внимательны и произносите хором.

Образуйте:

- множественное число от существительных дуга, рука, мука; житель, любитель, учитель; грек, узбек, человек; день, пень, лень.

- единственное число от существительных певцы, венцы, гонцы, щипцы; орехи, успехи, доспехи.

- от существительных мужского рода – существительные женского рода: повар, портной, купец, храбрец.

- от существительных женского рода – существительные мужского рода: жница, жрица, чтица, львица.

- Ну вот и кончилось наше путешествие в Страну русского Языка. Вы, конечно, понимаете, что это игра, но мы с вами вспомнили многие правила, закрепили их, выполнили задания. Впереди у нас еще не одно путешествие.

Подведение итогов урока.

Ребята, что на уроке было вам особенно интересно? Что нового вы узнали? Как бы оценили свою работу?

Домашнее задание: написать мини-сочинение “Страна Русского Языка”.