Урок по информатике "Обработка целых чисел в Лого"

Разделы: Информатика


Тема “Использование функции “целое” для выделения цифр числа и создания нового числа в линейных алгоритмах”.

Цели:

  • Обучающая: отработка навыков и методов работы в среде Лого.
  • Развивающая: развитие логического мышления.
  • Воспитательная: приобщение детей к компьютерной культуре, воспитание ответственности за результаты своего труда и умение использовать полученные знания в жизни.

Предварительная подготовка учащихся. Учащиеся должны иметь опыт работы с Лого знать и уметь набирать команды выполнения арифметических выражений.

Оборудование. Компьютеры, интерактивная (обычная) доска.

1. Повторение материала, необходимого для изучения новой темы

Повторяем обозначения основных арифметических операций (+, -, /, *) и правила набора, а также синтаксис команды “пусть”.

2. Основной материал.

Сначала изучаем функцию “целое” в непосредственном режиме (на лицевой стороне), выясняем, что такое целая часть от деления, а что такое остаток.

Объяснение функции “целое”, её синтаксиса.

Проверяет работу этой функции в непосредственном режиме на лицевой стороне листа и обращаем внимание ребят, что функция “целое” не округляет число, а именно отбрасывает дробную часть, какая большая бы она не была.

Например,

Пиши целое(5.99)

Пиши целое(5 / 2).

Решаем задачу “Покупатель”: определяем входные и выходные данные, выбираем для них обозначения и имя процедуры.

Составляем процедуру:

это покупка :a :b

пусть “k целое (:a / :b)

пусть “c :a - :k + :b

вставь [количество товара] пиши :k

вставь [сдача] пиши :c

конец

Во время набора и отладки программы решается ряд возникающих проблем:

  • понятие параметра (переменной) и правильность присвоения ей значения и запуске процедуры;
  • отличие команды пиши и вставь (корректный вывод полученных результатов на экран;
  • отрабатываются навыки работы с лицевой и изнаночной сторонами листа;
  • смена русского и латинского шрифтов;
  • набор отдельных символов и др.

Для закрепления темы решаем следующую задачу. Дано двухзначное число. Найти сумму его цифр.

это число :a

пусть “c1 целое(:a / 10)

пусть “c2 :a – :c1 * 10

пусть “s :c1 + :c2

вставь [сумма цифр равна] пиши :s

конец

Следующим этапом в работе является создание числа из выделенных цифр.

Главной целью этого этапа является умение разбить число на разряды (единицы, десятки, сотни и т. д.)

Решим задачу. Дано трехзначное число. Поменять порядок цифр на обратный.

это число :a

пусть “c1 целое (:a / 100)

пусть “z :a - :c1 * 100

пусть “c2 целое (:z / 10)

пусть “c3 :z - :c2 * 10

пусть “s :c1 + :c2 * 10 +:c3 * 100

вставь [число наоборот] пиши :b

конец

Для решения данной и других задач ребята могут предложить ряд других алгоритмов. Пусть каждый ученик выберет тот вариант, который ему более понятен, а потом сравнить результаты. Таким образом, показываю ребятам, что для решения одной задачи можно составлять разные алгоритмы.

Для дальнейшего закрепления, углубления, а также проверки знаний по данной теме можно решать задачи на удаление и вставку цифр:

  1. Дано трехзначное число. Удалить среднюю цифру.
  2. Дано двухзначное число. Между цифрами данного числа вставить цифру 0.
  3. Дано двухзначное число. Найти разность между первой и второй цифрами
  4. Дано трехзначное число. Найти разность между первой и второй цифр.
  5. Дано трехзначное число. Среднюю цифру увеличить в 2 раза.
  6. Дано четырехзначное число. Найти разность между второй и третьей цифрами.
  7. Дано четырехзначное число. Удалить две средних цифры. Полученное число вывести на экран и др.

Стоит обратить внимание учащихся на границы применимости данной среды: для очень длинных чисел такой подход в решении задач не подходит. Объяснить, что эти проблемы будут решены в старших классах и с помощью более мощных языков.

Кроме того, этот тип задач можно использовать и при изучении темы “Разветвленные алгоритмы”.

Тема “Использование функции “целое” для выделения цифр числа и их сравнения в разветвленных алгоритмах”.

Цели урока:

  • Совместное использование команд “если” и “целое”
  • Закрепление навыков выделения цифр числа.

1. Повторение материала, необходимого для изучения новой темы

Повторяем правила использования команды “если”, правила выделения цифр целого числа, а также создание нового числа из выделенных цифр.

2. Основной материал.

Решим задачу. Дано двухзначное число. Записать его наоборот. Выяснить, какое число больше: прямое или обратное.

Это задача :а

пусть “c1 целое(:a / 10)

пусть “c2 :a - :c1 * 10

пусть “b :c2 * 10 + :c1

пиши :b

если :a > :b [пиши [ прямое число больше] стоп

пиши [обратное число больше]

конец

При решении задач с командой если приходится вводить команду стоп. Объясняется её назначение и отличие от команды конец.

  1. Для закрепления темы можно решить следующие задачи:
  2. Дано целое число. Определить является ли оно четным или нечетным.
  3. Даны два числа. Меньшее из них заменить суммой, большее – разностью.
  4. Дано двухзначное число. Вычесть большую цифру из меньшей.
    и т. д.

При решении некоторых задач возникают вопросы, а что же делать, если цифры равны. Но это тема уже других уроков, на которых я ребятам показываю использование нескольких команд если.