Открытый урок по русскому языку

Разделы: Начальная школа


Цели: Повторить все основные орфографические правила, подготовиться к диктанту.

I. Организационный момент. (звучит музыка “Мы едем, едем, едем в далекие края”)

Сегодня на уроке мы совершим увлекательно-познавательное путешествие по станциям орфографических знаний, повторим все основные орфографические правила, подготовимся к итоговому диктанту. Итак, в путь.

II. Чистописание.

О каких орфографических правилах пойдёт речь, мы узнаем из минутки чистописания.

Догадались, знание, каких правил нам необходимы?

Угадайте, о каких овощах идёт речь? Запишите слово, поставьте ударение, отметьте орфограмму.

Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком (помидор).

Слайд 1 (рисунок помидора)

Название этого овоща произошло от латинского слова “капут”, что значит голова (капуста).

Слайд 2 рисунок капусты

Огородное растение с крупными семенами- горошинами (горох).

Слайд 3 рисунок гороха

Этот овощ получил своё название “агурос” за то, что его едят не спелым (огурец).

Слайд 4 рисунок огурца

Этот овощ был завезён из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель, они растут в земле (картофель).

Слайд 5 рисунок картофеля

Про этот овощ сложена загадка: “Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали” (морковь).

Слайд 6 рисунок моркови

Проверка.

Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные?

Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную О?

Какую гласную надо запомнить при написании слова “капуста”?

Почему написание подчёркнутых букв в данных словах надо запомнить?

III. Станция безударных гласных.

Слайд 7 (название станции)

Л.сная тр.пинка м.слянисто т.мнела.

Напишите предложение, вставьте пропущенные буквы.

Какое правило вы использовали при написании всех слов предложения?

Слайд 8 (правило написания слов с безударной гласной)

В какой части слова находится безударная гласная?

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

Назовите проверочные слова.

(Разбор предложения по членам предложения и частям речи)

Исключите лишнее слово.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
Т.жёлый м.ряк с.дел
Пр.мой с.довый л.чить
В.сёлый сп.ртивный св.стел
Гл.дит х.лодный уд.вление

Проверка.

Прочитайте слова в таблице. Найдите к ним правильный ответ.

1 2 3 4
Взгл.нуть и я я я
Д.леко а а а о
Ч.стота и и и и
Тр.щать е е и е
Пч.ла е е е е
З.рно е е е е

Какой выбрали ответ? (2)

Почему не подходят остальные ответы?

IV. Послушайте слова. Постарайтесь их запомнить.

Чернеть, кошачий, пчелиный, желтеть, белеть, лебяжий, краснеть.

Ответьте на вопросы.

Сколько было слов?

Какое слово было названо первым? А последним?

На какие группы можно разделить слова?

Девочки записывают глаголы, мальчики - прилагательные.

Подчеркните орфограммы. Взаимопроверка.

Какие гласные чаще бывают ошибкоопасными в безударном положении? Как проверить безударную гласную в корне?

V. Станция парных согласных по звонкости- глухости.

Слайд 9 (название станции)

1) Из слов составьте новое слово, используя первые слоги:

  1. Забор, гадкий, камера.
  2. Кролик, ватрушка, каша.
  3. Пояс, годность, какаду.

Какие слова получились?

Загадка, кроватка, погодка.

- Подберите однокоренные слова.

Как пишется корень в однокоренных словах?

2) Заполните таблицу, подбирая к каждому родовому понятию по 2 видовых.

Посуда табуретка, кр.ва.ка,
Сладости ча.ка, кру.ка, рома.ка,
Цветы люти., к.нфе.ка,
морко.ка, зя.лик, пряни.
Мебель
Птицы
Овощи

Как проверить на письме буквы, обозначающие парный согласный по глухости- звонкости на конце слов и в середине?

VI. Станция непроизносимых согласных.

Слайд 10 (название станции)

Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву?

Нужна ли на месте вопросительного знака буква? Докажите правильность своего ответа.

Дуют ветры ярос?ные,

Гонят лодки парус?ные.

Орфографическое чтение, проговаривание.

VII. Письмо по памяти. Самопроверка.

Установите связь между словами.

Составьте такую же пару, выбрав одно слово.

1. Унылый - грус.ный.

Страшный (ужас.ный, добрый, смелый, испуг)

2. Маленький - гиган.ский.

Радос.ный (серьёзный, горес.ный, успех, очаровательный).

3. Чу.ство - любовь.

Птица (клетка, лес, дер.во, буревес.ник).

Проверка.

Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?

Какие орфограммы в корне проверяются одним и тем же способом?

1 ряд. Для проверки слов с безударной гласной в корне слова….

2 ряд. Для проверки слов с парной согласной…

3 ряд. Для проверки слов с непроизносимой согласной…

Обсудите правило, выберите того, кто озвучит правило.

VIII. Итог урока. Чем интересен урок?

Что повторили? Какие задания вызвали затруднения? Как вы считаете, готовы ли вы написать хорошо диктант?

IX. Задание на дом. №249.