Сохранение и развитие народных традиций в воспитании дошкольников Ханты-Мансийского округа.

Разделы: Работа с дошкольниками


Думаю, что мысли и чувства, которые волнуют меня, близки многим представителям «малых народов». Забываются фольклор, песенное искусство, народные костюмы со своеобразием их орнамента, национальные традиции. Хочется рассказать о работе, которую проводит коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения № 12 «Журавлик». Наш Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. С севера на юг он простирается на 900 км, с запада на восток – на 1400 км. Основную часть территории занимает заболоченная тайга с большим количеством озёр и рек. По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России – Обь и Иртыш. Историческое название края – Югра. Летописец Нестор поведал о неизвестном народе – югре. Юграми он называл хантов, манси и ненцев – коренных народов этого сурового края. Богатство края – в его природных ресурсах. В лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озёрах плавает много ценной рыбы. В 20 веке геологи обнаружили здесь большие запасы золота, кварца, железной руды, меди и других полезных ископаемых. Но главное богатство – это нефть, которую называют «чёрным золотом».

Свою работу мы начали с того, что составили план, в котором было предусмотрено:

1. Ознакомление с культурой и бытом народом ханты и манси:

а) хантыйский и мансийский орнамент, обучение детей умению составлять узоры,
б) устное творчество народа,
в) знакомство с народными музыкальными инструментами,
г) использование игр народов севера в свободной деятельности, на физкультурных занятиях, и праздниках.

2. Оформление альбомов: «Прошлое и настоящее народов ханты и манси», «Орнамент хантов и манси» и использование его на занятиях по ИЗО.

3. Раскрашивание картинок по мотивам национальной одежды народов Севера.

4. В Учинском музее посёлка Половинка познакомились с жилищем манси.

Особое внимание уделяем народным обычаям, в частности обычаям гостеприимства и уважения к старшим. Дети хантов и манси постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для шитья меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать её орнаментами, готовить пищу, поддерживать очаг.

Мальчики перенимали у отца умения в поделке снастей для ловли рыбы, простейших орудий ловли пушных зверей, в изготовлении нарт, лодок и различной домашней утвари. Так дети накапливали жизненный опыт. И, став взрослыми, дети хантов и манси заботятся о старших, помогают им. Мы в своём детском саду рассказываем об этом ребятам, знакомим с искусством хантов и манси, знакомим с особенностями национального костюма, обращаем внимание на элементы орнамента.

«Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб».

Дети исполняют «Хантыйский танец», движения которого рассказывают о женщинах ханты, выделывающих шкуры животных и украшающие их.

На прогулке воспитатели обращают внимание на красоту нашей природы, учат детей видеть и понимать её, ведь это начало патриотического чувства, чувства любви к Родине. Хотя наш детский сад расположен среди жилых домов, но воспитатели часто ходят на экскурсии: в парк, на берег реки. Наша задача – дать больше знаний о растительном и животном мире. Стараемся, чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце, каждую травинку. Но не только полюбили, но и бережно к ней относились. Например, рассказываем, что манси называют берёзу – деревом Бога, за её белый цвет, красоту и чистоту. Читаем стихи о берёзе, такие как «Белая берёза под моим окном…», водим хороводы вокруг берёзки: «Во поле берёза стояла…». Каждый ребёнок ищет свою берёзку и уже на следующей экскурсии, отыскав её, замечает, как она изменилась (цвет листьев и т.д.) рассказываем о других священных деревьях, таких как лиственница.

ЛИСТВЕННИЦА

Видишь, лиственница встала
На скале береговой
Небо синее достала
Непокорной головой.
Есть предание, что когда-то
Обессиливший старик
К ней добрался в час заката,
Прислонился к ней на миг.
И услышал: «Сын мой милый,
Я хочу тебе сказать:
«От меня займи ты силы
Благо мне не занимать»!
Отдохнул старик душою,
И на утро помогло.
Совладать ему с волною
Лиственничное весло.
Стал надёжней на охоте
Крепкий лиственничный лук.
Вот и славится в народе
Это дерево как друг.

Г. Лазарев. Перевёл с хантыйского Г. Семёнов

К этому дереву манси приходят, чтобы исцелиться от болезней. При ознакомлении детей с природой стремимся дать им образец гуманного отношения ко всему живому. Нацеливаем детей на эмоциональную оценку окружающей природы, чтобы их высказывания становились содержательными и выразительными. С наступлением зимы проводим с детьми различные наблюдения: за снегопадом, метелью, узорчатыми рисунками на окне во время морозных дней. Воспитатели умело используют народные приметы, отражающие острую наблюдательность хантов и манси, например:

  • «В глубоком снегу никогда не замёрзнешь»,
  • «Мошки в тесную одежду набираются больше»,
  • «Собака траву ест – дождь будет»,
  • «Если будет много соболя, белки исчезнут»,
  • «Гуси летят на юг, снег пойдёт».

Народные приметы помогают детям познать природу, развивают у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о богатствах севера, его животном мире. В работе используем картины, фотографии, иллюстрации. Дети знают, что в тайге водятся олени, волки, песцы, куницы, зайцы, глухари, куропатки. Самым распространённым обитателем тайги является северный олень.

«От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это – северный олень.»

Играем с детьми в игры народов севера, связанные с обитателями тайги.

Игра «Северные олени»

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве. Передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Подготовительной работой к игре является рассматривание иллюстраций, фотографий, вспоминаем сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева». На занятиях воспитатели с детьми лепят животных. Всё это способствует созданию интереса к игре об оленях, накоплению знаний об этих животных. Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Никита предложил изобразить рога оленей, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками. Коллективно решили, что олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен. «Олени» убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют.

С детьми составляем игры и о других животных и птицах нашего края. Провели развлечение «Зов тайги», в котором приняли участие не только дети, но и их родители. Развлечение прошло живо и интересно (Приложение 1). Чтобы у детей было полное представление о родном крае мы ходим на экскурсии в городской музей (Приложение 2). Ездим на экскурсии в Учинский краеведческий музей посёлка Половинка (Приложение 3). В работе нашего дошкольного учреждения практикуются выездные экскурсии работников музея в наш детский сад, во время которых они рассказывают о реке Конде, её обитателях, «о северной женщине», проводят практические занятия с детьми «изготовление национальной куклы». А в апреле месяце мы выезжаем в посёлок Половинка для совместного проведения «праздника Серой вороны». Наши дети принимают активное участие в конкурсах, которые проводятся в городском музее и в Учинском краеведческом музее.

Очень увлекательно в детском саду проходят встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами нашего города.

Встреча с урайским поэтом Владиславом Шабуровым

Дети нарисовали рисунки на тему «Моё любимое место в городе», которыми был оформлен зал. Влад рассказал детям о своём детстве, о том, что он тоже ходил в детский сад, любил наблюдать за изменениями в природе и о том, что ему особенно нравилось и запомнилось, он писал стихи. Первый свой стих Влад написал в семь лет в октябре 1997 года. Один из первых его стихов «Утро» был опубликован в городской газете «Знамя» в День защиты детей в 1981 году. В дальнейшем поэт неоднократно печатался в журнале «Югра», так в 1993 году были напечатаны стихи Табу (Белая тетрадь), показал ребятам свою последнюю книгу «Стихи на ночь». Специально для этой встречи Влад Шабуров написал стихи для детей о красоте родной природе, о народах ханты и манси и т. д. Дети с удовольствием читали ему стихи о нашем городе: «Урайский вальс» Заура Квижинадзе, «Урай» Е. Андреева, «Урай» Ольги Коневой, слушали песни про Урай, написанные местными композиторами. В заключении встречи Диана Мактупова прочитала собственное стихотворение, которое они сочинили со своей мамой:

 

 

 

ЁЛОЧКА

На лесной опушке
Ёлочка росла,
Зелёная, пушистая
Та ёлочка была.
Шустрые бельчата,
Ёж и муравей,
Медвежата, птички –
Все дружили с ней.
Зайчатам помогала
И, пряча иголки,
Ветвями закрывала их
От лисы и волка.
Любили звери ёлочку
И каждый Новый год
Вокруг неё, красавицы,
Водили хоровод.
Дед Мороз из сказки
К ёлке приходил
И всем без исключения
Подарочки дарил.
Плясали, песни пели,
Радовались все
И серебрился иней
На ёлочке-красе!

Дети показали гостю мансийскую сказку «Бабушка» и подарили свои рисунки, а Владислав Геннадьевич подарил детям сборник своих стихов.

У народов севера, как и у любого другого народа, существуют свои традиции, обряды, празднества и большинство из них связано с музыкой, что требует от участников не только охотничьих, или каких-нибудь других, но и исполнительских качеств.

В рамках архаического фольклора трудно разделить миф и сказку.

Мойт – сказание, сказка.

Эрыг – песня.

Иногда для исполнения песен выписывали за 200–300 вёрст какого-нибудь старика, знающего все песни и представления. Героические сказки можно было услышать чаще, так как они не требуют от человека такого умственного и эмоционального напряжения. Их рассказывали вечерами, когда отдыхали, при этом женщины иногда занимались рукоделием. Начатый вечером рассказ мог длиться всю ночь, а иногда продолжался и на следующие сутки – в доме, где ночевала сказочница, собирались слушатели, готовилась вкусная пища. В традиционной обстановке иногда слушатели – дети разделялись: например, мальчики слушали мужчину, девочки – женщину.

Музыкальные инструменты

Санквылтап – самый популярный мансийский струнный инструмент (в переводе с мансийского – звенящий), в форме лодки, далёкий родственник славянским гуслям. Струны у санквылтапа из сухожилий. В мансийских сказках говорят о «волшебном санквылтапе», игра на котором якобы заставляет передвигаться предметы, людей. Тот, кто владеет им, всесилен. Раньше игрой на этом инструменте сопровождали ритуальные пляски на медвежьем празднике, шаманские камлания, знахари исцеляли больных. Сейчас на санквылтапе играют во время любого праздника.

Турман – древнейший музыкальный инструмент, представляет собой узкую костяную или металлическую пластинку, которую музыкант вставляет в рот, придерживая за верёвочку, привязанную к другому концу инструмента, и поддерживает её. Инструмент вибрирует от движения воздуха и издаёт своеобразные звуки, то низкие, то высокие. Когда слышишь игру на турмане, то мыслями уносишься в далёкое прошлое.

А ещё есть хантыйская арфа, она похожа по форме на лодку или птицу. Этот инструмент в виде полого ящика из досок, ему придана форма журавля, лебедя, гуся с длинной шеей и головой, с клювом и глазами. От шеи птицы к её спине протянуты от 9-ти до 12-ти медных струн. Игру на всех этих инструментах сейчас можно услышать на концертах художественной самодеятельности.

В нашем городе создан мансийский ансамбль «Куренька». Чтобы поближе познакомится с творчеством коренного населения, мы их пригласили его участников в гости в детский сад. Участники ансамбля исполняли песни на мансийском языке, танцы, читали стихи. В детском саду создан детский ансамбль «Тарык», что в переводе с мансийского означает «Журавлик» (так называется наш детский сад), цель создания ансамбля: преемственность культурных традиций народов ханты и манси. Ребятишки читали для гостей стихи о нашем городе, исполнили хантыйский танец, показали инсценировку мансийской сказки «Бабушка». Мы считаем, что такая работа поможет сохранить и развить народные традиции, привить детям уважение к коренному населению и любовь к родному краю, а значит и любовь к Родине.