Урок литературного чтения по стихам А.А.Фета

Разделы: Литература, Начальная школа, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Тема: А.А.Фет. Стихи.

Цели урока:

  • расширить знания учащихся  о творчестве  А.А.Фета;
  • научить видеть и замечать прекрасное в природе;
  • научить выразительно читать стихотворения, видеть и понимать настроение лирического героя;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать память, речь, воображение.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– С какими поэтами и стихотворениями мы познакомились с вами в первой поэтической тетради?

– Хотите узнать еще больше?

Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся скорей за работу,
Чтобы новое что-то узнать!

2. Речевая разминка

Вёз на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на сане сани.

– Прочитайте жужжащим чтением.
– Почему слова «Саня» и «сани» написаны по-разному? (Одно слово обозначает имя, а другое предмет, на котором катаются)
– Назовите знакомые части речи. (Глаголы: вез, ехал; имя существительное: горку, Саня, сани; предлоги: за, на, с; союз: а; местоимение: собою.)
– Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
– Прочитайте с утвердительной интонацией на глаголах.
– Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.
– А теперь скороговоркой.

3. Введение в тему

1. Первичное знакомство с жизнью и творчеством поэта. (Приложение 1)

– Прочитайте имя поэта. Что вы о нем знаете? Какие стихи помните?

2. Слово учителя о поэте.

Шеншин (Афанасий Афанасьевич, он же Фет), – известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселках, сыном богатого помещика, ротмистра в отставке, Афанасия Неофитовича Шеншина. Последний женился за границей на лютеранке, но без православного обряда, вследствие чего брак, законный в Германии, был признан незаконным в России; когда же в России был совершен обряд православного венчания, будущий поэт уже проживал под материнской фамилией "Фет" (Foeth), считаясь внебрачным ребенком; только под старость Фет стал хлопотать об узаконнивании и получил фамилию отца. До 14 лет Ш. жил и учился дома, а затем в городе Верро (Лифляндский губернии), в пансионе Кроммера. В 1837 г. его перевезли в Москву и поместили у М.П. Погодина; вскоре за тем Ш. поступил в Московский университет, на историко-филологический факультет. Почти все студенческое время Ш. прожил в семье своего товарища по университету, будущего литературного критика Аполлона Григорьева, имевшего влияние на развитие поэтического дара Ш. Уже в 1840 г. появился в Москве первый сборник стихов Ш.: "Лирический пантеон А. Ф.". Сборник успеха в публике не имел, но обратил на себя внимание журналистики, и с 1842 г. в Погодинском "Москвитянине" нередко помещались стихотворения Фета (сохранившего эту фамилию, в качестве литературного псевдонима, до конца жизни) и А. Д. Галахов внес некоторые из них в первое же издание своей "Хрестоматии", 1843 г. Наибольшее литературное влияние на Ш., как лирика, оказывал в то время Гейне. Желание дослужиться до дворянства побудило Фета поступить на военную службу. В 1845 г. он был принял в кирасирский полк; в 1853 г. перешел в уланский гвардейский полк; в крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 г. вышел в отставку, подобно своему отцу, штаб-ротмистром. Дворянских прав Ш., однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый для того ценз повышался по мере того, как Фет повышался по службе. Тем временем росла его поэтическая слава; успех вышедшей в 1850 г. в Москве книги "Стихотворения А. Фета" открыл ему в Петербурге доступ в кружок "Современника", где он познакомился c Тургеневым и В.П. Боткиным; с последним он подружился, а первый уже в 1856 г. писал Фету: "Что вы мне пишете о Гейне? – вы выше Гейне!" Позднее Ш. познакомился у Тургенева с Л.Н. Толстым, вернувшимся из Севастополя. Кружок "Современника" общими силами выбрал, отредактировал и красиво напечатал новое собрание "Стихотворений А.А. Фета" (Санкт-Петербург, 1856); в 1863 г. оно было переиздано Солдатенковым в двух томах, причем во 2-й вошли переводы Горация и др. Литературные успехи побудили Ш. оставить военную службу; к тому же он в 1857 г. женился в Париже на Марье Петровне Боткиной и, чувствуя в себе практическую жилку, решил посвятить себя, как Гораций, сельскому хозяйству.
В 1860 г. он купил хутор Степановку с 200 десятин земли, в Мценском уезде, и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с лишком лет (1867 – 1877) Ш. был мировым судьей и писал в это время в "Русском Вестнике" журнальные статьи о сельских  порядках ("Из деревни"), где выказал себя столь убежденным и цепким русским "аграрием", что вскоре получил от народнической печати кличку "крепостника". Хозяином Ш. оказался превосходным, в 1877 г. бросил Степановку и купил за 105 000 рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде, Курской губернии, близ Коренной Пустыни; под конец жизни состояние Ш. дошло до величины, которую можно назвать богатством. В 1873 г. за Фетом была утверждена фамилия Ш. со всеми связанными с нею правами. В 1881 г. Ш. купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему. В это время довольства и почета Ш. с новой энергией принялся за поэзию оригинальную и переводную, и за мемуары. Он издал в Москве: четыре сборника лирических стихотворений "Вечерние огни (1883, 1885, 1888, 1891) и переводы Горация (1883), Ювенала (1885), Катулла(1886), Тибулла (1886), Овидия (1887), Виргилия (1888), Проперция (1889), Персия (1889) и Марциала (1891); перевод обеих частей "Фауста" Гете (1882 и 1888); написал мемуары "Ранние годы моей жизни, до 1848 г." (издание уже посмертное, 1893) и "Мои воспоминания, 1848 – 1889 г." (в двух томах, 1890); перевод сочинений А. Шопенгауэра: 1) о четвертом корне закона достаточного основания и 2) о воле в природе (1886) и "Мир, как воля и представление" (2-е издание – 1888 г.). 28 и 29 января 1889 г. торжественно отпразднован в Москве юбилей 50-летней литературной деятельности Фета; вскоре после того ему было Высочайше пожаловано звание камергера. Скончался Ш. 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет; похоронен в родовом имении Шеншиных селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла. Посмертные издания его оригинальных стихотворений: в двух томах – 1894 г. ("Лирические стихотворения А. Фета", Санкт-Петербург, с биографией, написанной К. Р. и под редакцией К. Р. и Н.Н. Страхова ) и в трех томах – 1901 г. ("Полное собрание стихотворений", Санкт-Петербург, под редакцией Б.В. Никольского).

4. Физминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,  
Руки в стороны, вперед,
Нас работа еще ждет.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

5. Изучение нового материала

– При помощи пословиц и поговорок узнайте, о чем пойдет речь:

Без него и трава не растет.
Мокрому он не страшен.
Будь он – будут и грибки.

  (Дождь)

Чтение заранее подготовленными учащимися «Весенний дождь». Беседа после чтения. (Приложение 2)

– Как вы понимаете  следующие выражения:

В разрыве облак солнце блещет
Качаясь, движется завеса

Завеса

1. (устаревшее) большая занавеска;
2. (переносное) то, что скрывает, закрывает собой  что-нибудь

– Найдите эпитеты вместе  со словами, к которым  они относятся.

(В песке купаяся
В золотой пыли
Медом тянет
По листьям барабанит)

– Какую картину изобразил Фет  в своем стихотворении?
– Как он сумел показать начало дождя?

6. Работа над стихотворением «Бабочка»

– Отгадайте загадку: Не птичка, а с крыльями?

Самостоятельное чтение стихотворения. Словарно-лексическая работа:

– Объясните значение слов:

  • Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.
  • Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

– Подберите синоним к слову «сверкнув»
– Подберите антоним к слову «спешу».

Беседа по содержанию стихотворения.

– От чьего имени написано  стихотворение?
– Какою изображена бабочка? Опишите ее.
– Не напоминает ли вам ритм этого стихотворения порхание бабочки, рисунок ее полета. Объясните.
– Выберите интонации, которые  подойдут при чтении стихотворения.
– Подготовьтесь к выразительному  чтению.

Выразительное чтение стихотворения.

7. Заучивание понравившегося стихотворения

– Выберите стихотворение и начните его учить наизусть.

8. Итог урока

– Какие стихотворения вы сегодня прочитали? О чем они?

9. Домашнее задание

– Выучить одно из стихотворений, нарисовать иллюстрацию к нему.