Разнообразие представителей царств растений, животных на примере своей местности. Птицы Краснодарского края

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Разнообразие представителей царств растений, животных на примере своей местности. Птицы Краснодарского края».

Тип урока: формирование у учащихся стремления больше знать о своей малой Родине и понимания важности заботы о природе.

Вид урока: урок-закрепление изученного ранее материала с показом презентации «Птицы Краснодарского края».

Цели и задачи: повторение и обобщение знаний детей о птицах; прививать умение видеть прекрасное, любовь к своей малой Родине.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск «Птицы Краснодарского края».

ХОД УРОКА

1. В начале урока детям предлагается посмотреть на экран и ответить на вопросы с целью определения темы урока (слайд 1).

– Ребята, кто изображен на экране?

– Кто они, птицы?

– Назовите признак, по которому мы определяем птиц.

2. (Слайд 2) Где бы ты ни был: в лесу, в степи, на берегу реки или моря, везде ты встретишь птиц. Недаром говорят: «Нет такого дерева, на котором бы птица не сидела».

Весна! Прозрачная зелень первых листьев, чистые стволы берез, запах еще не совсем просохшей земли, разноголосый птичий гомон слышится вокруг. Сотни птиц поют, кричат, щебечут одновременно. Они радуются возвращению весны.

3. (Слайды 3 – 12)

– Ребята, а какие птицы живут в наших лесах?

Детям предлагается отгадать загадки и определить название некоторых птиц.

1) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

2) Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

3) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет носом наугад,
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля
Узнаете, это … (цапля).

4) На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его … (скворец).

5) Он долго дерево долбил
И всех букашек истребил,
Зря времени не тратил –
Конечно, это … (дятел).

4. (Слайд 13)

– Как вы думаете, какая самая распространенная птица Краснодарского края?

5. (Слайд 14)

– Можно ли жить без птиц на свете?

– Что случится, если птицы на Земле пропадут?

Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
И обгложут ветки, почки
Вот что будет если птицы
Все исчезнут – пропадут
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки щебетанья,
Чик-чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете.

6. (Слайд 15)

– Кто из вас не слышал пение птиц ранним утром?

– Какое впечатление осталось у вас после этого концерта?

7. (Слайд 16)

– Что вы знаете о птицах, их повадках, местах обитания?

1. Единственные животные с перьями.
2. Большинство умеет летать.
3. Бывают зимующими и перелетными.
4. Бывают домашние и дикие.
5. Питаются насекомыми, семенами, мышами, червяками, рыбой.
6. Бывают хищные и нехищные.
7. Селятся в лесах, садах и парках.
8. Вьют гнезда.

8. (Слайд 17)

– Каких перелетных птиц Краснодарского края вы знаете?

9. (Слайды 18–19)

– Какие домашние птицы есть в Краснодарском крае?

– Каких хищных птиц вы знаете?

10. (Слайд 20) Задача «Кому что по вкусу?»

– Попробуйте угадать, чем питаются изображенные на экране птицы.

– Радует, что вы много знаете о птицах. Есть целая наука, которая изучает жизнь и повадки птиц. Она называется орнитология, а ученые – орнитологами. До сих пор их интересуют многие не до конца раскрытые тайны уникального поведения птиц. Но на один интересный вопрос: зачем птицы поют? – ответ найден.
Для птиц весеннее пение имеет очень большое значение. Поют лишь самцы. Весной возвращается домой маленький певун и во весь голос заявляет: «Я здесь! Я прилетел! Я занял участок! Тут я буду питаться и растить птенцов!» Своей песней птица устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка. Есть у птичьей песни и иное значение.
Будущий папа подыскивает место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму птенцов.

11. (Слайды 21–23)

– Давайте, ребята, более подробно остановимся на птицах, обитающих в наших лесах. Что мы знаем о них? Об этом нам расскажут …

Сообщения детей.

12. (Слайд 24)

– Вы не замечали такую характерную особенность нашего времени : многие сейчас разбираются в музыке, живописи, знают фамилии многих артистов эстрады и кино, название десятков заграничных городов …Но не знают название пролетевшей мимо птицы, название растущего у дороги цветка.

Мы чрезмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково
И, гляди, удивится:
Как же фауна, дескать,
Как же наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство
Птичье царство? И только?
Ну дрозды, ну синички…
Где запомнить все клички,
Просто птички – и только!

13. Итог урока (слайды 25–26)

– Давайте еще раз перечислим названия всех птиц, обитающих на территории Краснодарского края.

14. (Слайд 27)

– Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по охране природы. Наша страна очень серьезно относится к проблемам охраны птиц, а именно:

– строят очистительные сооружения;
– на месте вырубленных деревьев сажают новые;
– запрещено собирать редкие растения и охотиться на исчезающих птиц и животных;
– создают специальные заповедники.

– А какую помощь мы с вами можем оказать птицам?

15. (Слайд 28)

– Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали ручьи, цвели сады и пели птицы. Всегда помните слова М.Пришвина (эпиграф на доске и на экране):

Приложение