Учебный проект по окружающему миру "Засушливые природные зоны умеренного и жаркого поясов"

Разделы: Начальная школа


Краткое описание выполненного проекта

В ходе работы над проектом проводятся наблюдения за особенностями климата степей и пустынь с целью исследования  зависимости растительного и животного мира от месторасположения и климата природных зон. Учащиеся самостоятельно собирают материалы для своей классной энциклопедии, по которой в дальнейшем проводится исследование.
Результаты своих исследований ученики оформляют в компьютерной презентации.

Форма представления проекта: устная и компьютерная презентации, энциклопедия растительного и животного мира степей и пустынь «Земля – наш общий дом».

Цель проекта: формирование ключевых образовательных компетентностей (коммуникативной, информационной, предметно-деятельностной) через организацию проектной деятельности учащихся.

Задачи:

  • Научиться определять зависимость растительного и животного мира от месторасположения и климата природной зоны.
  • Научиться распознавать ландшафты разных природных зон.
  • Формировать знания о причинах сменяемости природных зон.
  • Развивать познавательную активность, исследовательские навыки учащихся.

Режим работы: Учебные часы 4 часа, внеурочное время.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

  • Ресурсы школьной, квартальной и домашних библиотек.
  • Компьютер, сканер.
  • Интернет-ресурсы.
  • Принтер.
  • Средства массовой информации.
  • Работа может быть представлена в наиболее удобных электронных форматах:
    • документ Word;
    • публикация Publisher;
    • презентация Power Point.

Предметные знания, умения и навыки:

  • Знать основные природные зоны.
  • Знать причину смены природных зон.
  • Уметь распознавать ландшафты разных природных зон.
  • Уметь находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны.
  • Уметь определять зависимость растительного и животного мира от месторасположения и климата природной зоны.

Общеучебные умения и навыки:

  • Применять знания законов природы для решения проблемных ситуаций.
  • Выделять существенные и несущественные признаки.
  • Уметь анализировать и сравнивать информацию, завершать сравнение логической оценкой.
  • Видеть противоречия, решать проблемные задачи.
  • Высказывать предположения о возможных решениях.
  •  Намечать план действий под руководством учителя.
  • Проводить практическую систематизацию.

Мотивация к познанию, работе: создание проблемной ситуации.

Методические (практические приёмы):

  • Изучение дополнительного материала по теме проекта, его анализ.
  • Систематизация полученных данных.
  • Оформление результата работы – энциклопедии растительного и животного мира степей и пустынь.

Знания, на получение которых нацелен результат проекта: географические знания, использование их при изучении особенностей других природных зон, для развития общей осведомлённости, кругозора.

Реализация проекта

Постановка задачи ученикам:

I группа

Почему бурый медведь не живёт в пустыне?

Видение ситуации

Животные по-разному приспосабливаются к своим условиям обитания. Известно, что одни и те же животные не могут жить в любых условиях, а приспосабливаются лишь к определённым из них. В ходе работы над проектом необходимо выяснить, какие факторы на это влияют.

Цели и задачи исследования

1. Выяснить, особенности строения тела бурого медведя.
2. Исследовать, чем питается бурый медведь.
3. Выяснить, каковы особенности климата, животного и растительного мира пустыни.
4. Узнать, какие животные обитают в пустыне.

 II группа

 Почему в степи много подземных животных?

Видение ситуации

Первым ответом на вопрос, какие животные живут в степи, на ум приходит ответ: суслики, хомяки, мыши, сурки. А ведь эти животные большую часть своей жизни проводят под землёй. Работая над проектом, нужно выяснить, почему в степи много животных, ведущих подземный образ жизни.

Цели и задачи исследования

1. Узнать, в каком тепловом поясе находится степь.
2. Определить, каковы особенности климата степи.
3. Выяснить, какие почвы преобладают в степях.
4. Исследовать, для чего у степных растений густые и длинные корни.
5. Узнать, какие животные обитают в степи.

III группа

Почему в степи плохо растут деревья?

Видение ситуации

Степь богата самыми плодородными почвами – чернозёмом. Здесь тепло, много влаги. Трава покрывает степь сплошным ковром. Почему же в степи трудно вырасти деревьям? На этот вопрос и необходимо найти объяснение.

Цели и задачи исследования

1. Выяснить,какие растения преобладают в степи.
2. Исследовать, какова особенность корневой системы степных растений.
3. Узнать, почему летом в степи большое испарение.
4. Выяснить, как степные растения приспособились лучше сохранять влагу.

IV группа

Почему в пустыне не растут лиственные деревья?

Видение ситуации

Растения приспосабливаются к своим условиям обитания. В зависимости от того, где произрастает то или иное растение, зависит его внешний вид и строение. Сравните, например, берёзу и карликовую берёзку.    В ходе работы над нашим проектом необходимо выяснить, почему в пустыне не могут расти лиственные деревья?

 Цели и задачи исследования

1. Определить, каковы особенности климата пустыни.
2. Выяснить, каковы особенности растительности пустыни.
3. Узнать, какие растения произрастают в пустыне.

Ход выполнения проекта

(Подробный план проведения проекта см. в Приложении 1)

1 этап – подготовительно-организационный (прилагаемый материал к урокам см. в Приложении 2, Приложении 5).
2 этап – практический (титульный лист энциклопедии см. в Приложении 3).
3 этап – презентация (см. в Приложении 4).
4 этап – контроль, оценка работы.

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта:

Основные критерии оценки работы:

  • Решение проблем:
    • понимание проблемы,
    • целеполагание и планирование,
    • оценка результата.
  • Работа с информацией
    • поиск информации,
    • обработка информации.
  • Коммуникация
    • письменная коммуникация,
    • устная коммуникация,
    • продуктивная коммуникация.

Каждый участник проекта по окончанию работы составляет отчёт о своей работе. (См. рисунок)