Формирование у дошкольников социально-ролевой идентичности

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проблемы объясняется тем, что в обществе существует еще достаточно сильный, устойчивый традиционный взгляд, как на женщину, так и на мужчину. Несмотря на то, что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, сила социально-ролевых установок – до сих пор одна из главных их характеристик; общество в большей своей части стойко воспроизводит стереотипы прошлого. В связи с этим диагностика изучения стереотипов, формирование социально-ролевой идентичности представляется необходимой.

В современном образовании, где господствует смешанное воспитание, различия во внутреннем мире мальчиков и девочек практически не учитываются. Воспитание рассчитано на некое бесполое, усредненное существо. Особенно от этого страдают мальчики. Ведь педагоги у нас в основном женщины и потому психология девочек им все-таки ближе.

Хорошо известно, что воспитатели склонны поощрять у детей обоих полов скорее женские, чем мужские качества. От детей ждут (и требуют), чтобы они сидели тихо, выполняли указания, внимательно слушали. Именно такое поведение общество оценивает как типично "женское". Таким образом, мальчик, чтобы быть "хорошим", должен вести себя "как девчонка", что оказывает негативное воздействие на его личность. Более того, мальчики, которые ведут себя так, как ожидает воспитатель, оцениваются своими сверстниками очень низко.

Важно помнить, что если младшие дошкольники еще слабо воспринимают различия между мальчиками и девочками, то в старшем дошкольном возрасте закладывается основа полоролевых стереотипов. Очень скоро у детей складываются четкие представления о том, "из чего сделаны девочки" и "из чего сделаны мальчики", которые не всегда совпадают с их собственными задатками и склонностями.

Основной целью формирования социально-ролевой идентичности в детском саду может быть преодоление тех стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребенка, сосредоточение внимания на том, чтобы поведение ребенка больше зависело от его личных склонностей, а не от необходимости вести себя "как положено".

Задачи:

1) Отталкиваясь от конкретных проблем, подвести детей к осознанию царящих в обществе стереотипов.

2) Пересмотреть формы изложения образовательного материала с тем, чтобы воспитательный процесс шел с учетом специфических особенностей мальчиков и девочек.

3) Организовывать занятия с элементами психологических тренингов, целью которых должна стать выработка навыков общения, основанного на уважении личности другого человека.

Поскольку формирование социально-ролевой идентичности у детей зависит от воспитателей и родителей, большое значение имеет образование воспитателей и других взрослых.

Мы определяем: быть мальчиком — значит заступаться, опекать, проявлять великодушие, мужественность. Быть девочкой – проявлять женственность, нежность, заботливость, мягкость, сердечность. Ребенок усваивает эту информацию, запоминает ее. Но от знания правил до поведения в соответствии с правилами — огромное расстояние.

Важно постепенно научить детей находить пути взаимопонимания при освоении социальных ролей с помощью создания проблемных ситуаций, организации ролевых игр, в которых дети смогут принимать на себя разные социальные роли.

Для того чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надежные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из полов, уважающими себя и ценящими свою половую принадлежность. А для этого необходимо научиться воспитывать не просто детей, а мальчиков и девочек.

Поэтому в нашем детском саду работу по становлению полового самосознания и половой идентификации курирует психолог. Проводится диагностика и составляется перспективный план “Формирование у мальчиков и девочек навыков сотрудничества” с учетом возрастных особенностей детей, проведенной диагностики, включаются в план также элементы психологических тренингов, коммуникационных упражнений, упражнений на сплочение коллектива.

“Формирование у мальчиков и девочек навыков сотрудничества”

Цель: профилактика психологического неблагополучия детей; Объединение содержания занятий с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями; Воспитание в детях уверенности в себе, формирование оптимистической установки и высокой самооценки.

При работе с программой особое значение имеет заинтересованность родителей. Родительские собрания, памятки, консультации, индивидуальные беседы, а также совместная деятельность с педагогами детского сада.

Критерии отбора детей:

Проводится психологическая диагностика. “Социометрия” (Дж. Морено модифицированный для дошкольного возраста), выявление предпочтения девочек и мальчиков; “Изучение гендерных установок у детей” (полустандартизированное интервью В.Е.Кагана) выявление знаний о половых различиях. Критерием отбора является изолированность детей, проблемы в поведении, жалобы воспитателей.

Организация занятий:

Групповые занятия проводятся один раз в неделю. В них участвуют 6 — 8 детей. Продолжительность 25—30 минут.

Количество занятий: 24.

Критерии эффективности программы: Социальная адаптация в детском саду, школе.

 

№ пп

Тема занятия Цели и задачи Программное содержание

1 часть УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

1 Изобрази себя Помочь детям адекватно оценивать внешность мальчиков и девочек, поддерживать положительную самооценку. Игра “Составь свой портрет”

Игра “Сделай свой портрет”

Игра “Я — скульптор”

“Собирай добрые слова”

“Скажи мишке добрые слова”

2 Узнай по голосу Привлечь внимание к такой индивидуальной особенности мальчиков и девочек, как голос. Дидактическая игра “Кто позвал?”

“Мне нравится в тебе”

3 Ты и твое имя Развивать представления детей об имени и отчестве. “Имя превратилось”

“Ласковое имя”

“Рисунок имени”

4 Что ты любишь поесть? Продолжать определять вместе с детьми вкусы, предпочтения в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других. “Любимое блюдо”

Игра “Урок кулинарии”

Игра “Угоди своим друзьям”

“Ходим кругом”

5 Проба на вкус и запах Определять вместе с детьми предпочтения во вкусах и запахах, сравнивать их с предпочтениями других. Игра “Путешествие в страну запахов”

Игра “Любимый запах”

“Мысленная картинка”

6 Что ты хочешь носить? Продолжать вместе с детьми определять вкусы и предпочтения в одежде девочек и мальчиков, сравнивать их. Игра “Я — модельер”

Игра “История костюма”

Игра “Презентация любимой одежды зимнего (летнего, весеннего, осеннего) сезона”

7 Что ты умеешь делать? Определять вместе с детьми умения мальчиков и девочек. “Неоконченные предложения”

“Психологическая загадка”

“Топните те, кто…”

8 Какой ты, что тебе нравится? Учить детей обобщать особенности мальчиков и девочек. Игра “Выставка рисунков”

Игра “Что нам нравится зимой (весной, летом, осенью)?”

9 Красивое — безобразное Определить вместе с детьми, что они считают красивым, а что — безобразным. Игра “Мир красоты”

В. А. Сухомлинский “Что лучше?”, “Пусть будут и соловей и жук”

10 Робкий Определить вместе с детьми, кого можно считать робким. Игра с зеркалом “Похвали себя”

Игра “Скажи другу комплимент”

Рассказ Л. Толстого “Филиппок”

11 Смелый Определить вместе с детьми, кого можно считать смелым. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”

Л. Толстой “Котенок”

Игра “Спасаем Мишку”

Игра “На льдине”

2 часть Чувства, желания, взгляды

1 Мимические признаки эмоций Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица, позе. Рассказ Э. Мошковская “Обида”

Изготовление масок

Игра-тренинг “Мои ощущения”

Мимическая гимнастика

Подвижная игра

2 Твои поступки и чувства других Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков. Задание на дом

Игра “Я — разведчик”

Л.Н.Толстой “Косточка”

“Покажи как …”

3 Спорящие лица Познакомить с различными проявлениями негативных эмоций. Чтение и обсуждение произведения А. Барто “Мой сосед Иван Петрович”

“Сердитые лица”

4 Горе Помочь детям понять, что такое горе, учить справляться с тяжелыми чувствами. “Попугай”

“Волны”

“Закончи предложение”

“Ожившие чувства”

3 часть СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

1 Я считаю тебя хорошим Продолжать развивать представления о том, что такое дружба. “Встреча с интересными людьми”

“Ласковые имена”

“Мне нравится в тебе”

2 С кем я дружу Формировать представления о том, что важно в дружеских отношениях. Игра “Закончи фразу”

Игра “Приглашение”

В.Сухомлинский “Как на свете жить?”

Игра-шутка “Сиамские близнецы”

3 Качества людей Помочь понять, что такое качество, и какие бывают качества “Темные”, “светлые”… “Цыганка”

“Зеленый крокодил в синей шляпе”

“Угадай-ка”

4 Портрет друга Помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества друга. Л.Н.Толстой “Два товарища”

“Помоги другу”

“Веселая смесь”

5 Ссора Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения. Сказка “Лиса и журавль”

Танец “Мы поссоримся и помиримся”

Рассказ К. Ушинского “Вместе тесно, а врозь скучно”

Игра “Банк идей”

6 Дразнить, обижать Развивать добрые, теплые отношения между мальчиками и девочками. Сказка Г. X. Андерсена “Гадкий утенок”

“Конкурс дразнилок”

“Художники-карикатуристы”

7 Как можно все объяснить взрослым Способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путем формирования умения объясниться. “Поручения — обращения”

“Нарисуй, что тебе разрешают и запрещают”

“Письмо родителям”

8 Вместе

с друзьями

Формирование умения работать в группе, развивать сотрудничество между мальчиками и девочками. “Мне нравится в тебе”

“Прогулка по лесу”

“Цыганка”

“Деревья, растения, насекомые”

9 Совместные игры Помочь понять, что вместе играть интереснее. Эстафеты

“Мы — туристы”

“Дотроньтесь до…”

“Вместе с друзьями”.

Цель: формирование умения работать в группе, развитие сотрудничества между детьми, формирование умения находить в других что-то положительное. Развитие образного двигательного представления, координации, кооперации, сотрудничества между мальчиками и девочками, умения совершать воображаемые действия, внимания, двигательной памяти.

Материалы: карточки разрезанные на 2 части, карточки с названиями “светлых” качеств людей (можно подобрать соответствующую картинку).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие: “Все мы здесь”.

Все стоят в кругу, держась за руки. Первый участник начинает говорить: Катя здесь и поворачивается к соседу слева, улыбаясь при этом и т.д. В конце педагог: “Все мы здесь”.

Разминка: “Мне нравится в тебе”.

Дети садятся на стульчики. В центр круга садится кто-нибудь по желанию. Каждый по очереди называет, что ему нравится в этом ребенке (глаза, прическа, лицо, руки и т.д.)

Основная часть.

Прогулка по лесу.

Дети берут карточки и находят свою половинку, таким образом строятся в колонну по два человека держат друг друга за руки. (Желательно мальчик с девочкой)

Текст задания зачитывается медленно, чтобы дети успевали выполнять требуемые действия.

Педагог объявляет: “Сейчас мы будем гулять по лесу, на пути нам будут встречаться различные препятствия, по моей команде мы будем совершать разные действия. Итак, начали…

Мы идем по тропинке.

Вокруг нас сосновый лес, зеленая трава, ласково светит солнце, поют птицы…

На нашей тропинке лежит большой камень, надо его обойти справа…

Опять идем по тропинке, теперь перед нами небольшая канава, прыгаем через нее…

Идем дальше…

Слева от нас полянка, на ней растут грибы, разбегаемся по полянке, собираем грибы…

Строимся в колонну по 2 человека…

Идем дальше по тропинке, впереди - поваленное дерево, пролезаем через него…

Дальше идем…

Справа от нас в высокой траве растет земляника, разбегаемся по полянке, нагибаемся, раздвигаем руками траву и собираем ягоду, кладем ее прямо в рот…

Снова строимся все вместе, путешествуем дальше…

Вдруг неожиданно пошел дождь, останавливаемся, достаем зонтики…

Снова берем, друг друга за руки и идем вперед…

Дождик кончился, закрываем зонтики…

Перед нами широкая река, у берега стоят лодки…

Садимся по 2 человека и гребем к другому берегу…

Приплыли, выходим из лодки на берег, снова идем по дорожке…

Вдруг прямо на нашей тропинке видим птичку с птенцами…

Не будем пугать птичку, на цыпочках обойдем с правой стороны…

Вот мы и пришли на большую поляну, садимся, можно отдохнуть…

Игра “Цыганка”. Педагог надевает платок и превращается в цыганку, которая предлагает погадать. Ребята по очереди обращаются к ней со словами: “Цыганка, цыганка, погадай мне, расскажи какой я”. У Цыганки за спиной карточки с написанными на них “светлыми” качествами людей, вытаскивает одну карточку и предъявляет ребенку со словами: “Правильно я нагадала?” Ребенок может сомневаться, отказываться от качества. Важно, поддержать размышлениями о том, что это качество в нем присутствует, можно привлечь детей к обсуждению. Такие качества помогают человеку жить мирно, счастливо. У каждого из вас есть хорошие, светлые качества, желаю вам, чтобы их становилось больше. До свидания.

Игра “Деревья, растения, насекомые…”

Дети садятся в круг. Взрослый объясняет правила игры: “Если я скажу слово “дерево” - все должны поднять руки вверх, если слово “растение” - опустить руки вниз, если слово “насекомое” - раскинуть руки в стороны и взмахнуть, как бабочка крылышками. Тот, кто ошибается, выбывает из игры”.

Игра: Вспомни и покажи

Вспомни и покажи, как:

- кошка охотится за мышкой;

- рыбак ловит рыбу;

- на огороде борются с сорняками;

- достают воду из колодца;

- дуют в трубы трубачи;

- вратарь защищает ворота;

- бабушка вяжет внуку носки;

- мама укачивает ребенка;

- девочка собирает цветы;

- дворник поливает из шланга улицу;

- катаются на коньках.

Прощание:

Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!