Внеклассное чтение "По страницам произведений Эдуарда Успенского"

Разделы: Начальная школа


Ход праздника

Ученик.

Как хорошо уметь читать.
Об этом каждый должен знать.
Барто, Маршак и Михалков
Вас удивят без лишних слов.
Чуковский вот уж много лет
Для всех детей приятный дед.
Теперь Успенский нам знаком.
Об этом речь мы поведем.

Ведущий.

В настоящем сказочнике всё должно быть сказочным: и внешность, и душа, и поступки. По всем приметам Эдуард Николаевич Успенский человек по-настоящему сказочный. Не случайно родители дали ему редкое иностранное имя Эдуард, когда давать иностранные имена было не принято. Имя Эдуард вместе с редкой фамилией Успенский обязывало быть творческим человеком и обязательно со славой.

Э. Успенский работает в разных жанрах. Он пишет повести: сказочные, фантастические, детективные, приключенческие. А также комиксы, стихи, рассказы, сценарии мультфильмов. Он вел радиопередачи: “Радионяня”, “В нашу гавань заходили корабли”. Иногда он появлялся в передаче “Спокойной ночи, малыши”.

Основное достоинство книг Успенского – его герои. Будь то старуха Шапокляк, Кот Матроскин, следователи Колобки, обезьянка Анфиса, профессор Чайников – любой его герой – это уникальное изобретение, каждый имеет свой характер, яркий и неповторимый. Фантастическая дружелюбность, чувство ответственности за свои поступки, вежливость плюс немного, в общем-то, обычных чудес – и герой Успенского готов.

Э. Успенский про себя говорит: “Я мог быть Диснеем, директором концерна, во мне кто-то сидит и все время требует, чтобы я производил продукцию”. Писатель изобретает своих героев и сюжеты из современной жизни. Поэтому они нам близки, понятны, интересны. И детям, и взрослым.

Сейчас мы узнаем, с какими же полюбившимися героями вы познакомились, читая произведения Э. Успенского.

Выходят ученики и читают стихи. Каждый из них держит плакат с изображением того героя, о котором он рассказывает.

 

В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Дядя Федор, пес и кот – ясно, полосатый.
Хоть и ссорятся порой –
Знаем мы из книжки.
Но надежнее друзей
Нет у мальчишки.

Этот музыкант зеленый
Всем и каждому знаком.
Появляется повсюду
С лопоухим он дружком.

Очень хитрая старушка
В черной шляпке на макушке.
Любит пакостить она.
И, заметьте, не одна.

Мог бы быть он лягушонком,
Но малы все распашонки.
Это просто супер-жаба.
Посмотрите вы, хотя бы.
Очень добрый он на вид.
Может, кто-то возразит?

Кто ворчит, и почту носит?
Иногда приходит в гости
С целым ворохом газет.
Догадались или нет?
Это Печкин почтальон.
Кто из вас с ним не знаком?

А это, друзья, осьминожки цветные.
Они, как известно, артисты большие.
Они своих пап посводили с ума.
Об этом я в книжке читала сама.

Вы сюда все посмотрите.
Это просто мальчик Митя.
Лиха он не испугался
И по речке вниз помчался.
А волшебная река широка и глубока.

А мне рассказать вам сегодня охото
Про город, в котором живут бегемоты.
Они инженеры, они модельеры,
Но только неважные что-то манеры.

Лучший сыщик - Колобок.
Я то знаю в этом толк.
Колобки идут по следу.
Мы отпразднуем победу!

Кто придумал всех друзей,
Подскажите поскорей.
Выдумщик он дерзкий –
(все вместе)… Эдуард Успенский.

(О. Кузнецова)

Ведущий.

- А сейчас мы с вами заглянем в Простоквашино, где живут дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин.

Почтальон Печкин принес посылку для кота Матроскина.

(Отрывок из сказки “Дядя Федор, пес и кот”, глава 19, “Посылка”) [4]

Почтальон Печкин.

- Здесь кот Матроскин живет?

Кот.

- Я Матроскин.

Почтальон Печкин.

- Вам посылка пришла. Вот она. Только я вам её не отдам, потому что у вас документов нету.

Дядя Федор.

- Зачем же вы её принесли?

Почтальон Печкин.

- Потому что так положено. Раз посылка пришла, я должен её принести. А раз документов нету, я не должен её давать.

Кот (кричит).

- Отдавайте посылку!

Почтальон Печкин.

- Какие у вас документы?

Кот.

- Лапы, хвост и усы! Вот мои документы.

Почтальон Печкин.

- На документах всегда печать бывает и номер. Есть у вас номер на хвосте? А усы и подделать можно. Придется мне посылку обратно относить.

Дядя Федор.

- А как же быть?

Почтальон Печкин.

- Не знаю как. Только я к вам теперь каждый день приходить буду. Принесу посылку, спрошу документы и обратно унесу. Так две недели. А потом посылка в город уедет. Раз её не получил никто.

Дядя Федор.

- И это правильно?

Почтальон Печкин.

- Это по правилам. Я, может, вас очень люблю. Я, может, плакать буду. А только правила нарушать нельзя.

Шарик.

- Не будет он плакать.

Почтальон Печкин.

- Это уж мое дело. Хочу – плачу, хочу – нет. Я человек свободный.

Ведущий.

- Вспомните, а что находилось в этой посылке? (Солнце домашнее из института Физики Солнца)

Ведущий.

Прежде, чем встретиться еще с одним героем Успенского, послушайте, что рассказал автор о том, как появился этот герой.

“Меня часто спрашивают, как он появился на свет. Ну, во-первых, один мой друг называл так свою племянницу. Во-вторых, я однажды увидел игрушку, собранную из разных деталей, получилось очень забавно, и это навело меня на мысль об этом неизвестном доселе смешном и добром зверьке. Я думаю, что Чебурашка возник по молчаливому заказу маленьких читателей тогда, когда в нем приспела нужда. Раньше детям нужны были защитники-великаны: Илья Муромец или дядя Степа. А теперь они больше уверены в своих силах и сами хотят защищать и покровительствовать слабым, а Чебурашка немного им в этом помогает…” [1]

У писателя существует ещё одна версия о происхождении Чебурашки.

“История его появления состоит как бы из двух этапов. Однажды мне предложили написать текст к документальному фильму про Одесский порт. Я смотрел отснятые киноматериалы, и вдруг мое внимание привлек следующий эпизод: на экране показывают какой-то склад, куда привезли тропические фрукты, и на одной их банановых связок испуганно притаился маленький хамелеончик. Сцена эта мне запомнилась, а окончательно образ будущего товарища Крокодила Гены сложился, когда я увидел на улице маленькую девочку в шубе, купленной ей явно на вырост. Бедняга выглядела довольно забавно и из-за своей не в меру длинной одежды двигалась неуклюже и все время шлепалась на землю.

- Ну вот, опять чебурахнулась, - сказал кто-то из стоявших рядом со мной. После этого нужно было только прибавить немного фантазии”. [1]

Ведущий

- А теперь послушаем песенку всеми любимого нами Чебурашки.

(Звучит песня про Чебурашку)

Ведущий

- Трудно представить себе Чебурашку без лучшего друга – Крокодила Гены. Интеллигентного, воспитанного, с хорошими манерами, умеющего дружить, немного грустного, но такого обаятельного Крокодила.

Под фонограмму песни “Песенка Крокодила Гены” (музыка Шаинского В., слова Тимофеевского А.) выходит ученик в костюме Крокодила Гены с гармошкой в руках. Он становится в центре сЧебурашкой, а дети водят хоровод вокруг них и поют песню.

Ученик.

Это чей там голос слышен?
Кто сует повсюду нос?
Да еще шагает с крысой.
Кто ответит на вопрос?
Нет, не клоун, не чудак,
А старуха…Шапокляк.

Ученица. (Девочка в костюме старухи Шапокляк).

- Да, это я. Лучшая старушка на свете. Лучшая выдумщица и фантазерка. Как же я люблю пошалить, побезобразничать. Ух, какую же сделать гадость? Ха-ха-ха!

Ведущий.

Оставим Старуху Шапокляк с её любознательностью и желанием кого-нибудь разыграть или над кем-нибудь пошутить.

Чаще говорят о прозе Э Успенского, чем о его стихах. А это особый мир фантазий, вседозволенности. Посудите сами.

(Звучат стихи в исполнении детей).

Разгром (инсценировка)

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом.
Мама глядит кругом. -
Был на квартиру налет?
- Нет.
- К нам приходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
- Значит, это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась.

Память (рассказывают два ученика)

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
ПОВТОРИ!
“Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне”.
ПОВТОРИ!
- Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне…
ПОВТОРИ!
- Ехал кактус на окне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на коне…
ПОВТОРИ!
Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?

Страшная история.

Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла уползает,
Кричит и заливается,
Ногами упирается.
Он в мужском и женском зале
Весь паркет слезами залил.
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала…

А волосы растут.
Год прошел, другой проходит…
Мальчик стричься не приходит.
А волосы растут.

А волосы растут,
Отрастают, отрастают,
Их в косички заплетают…
- Ну и сын, - сказала мать, -
Надо платье покупать.

Мальчик в платьице гулял,
Мальчик девочкою стал.
И теперь он с мамой ходит
Завиваться в женский зал.

На птичьем рынке

Птичий рынок!
Птичий рынок!
Сдвинув шапку набекрень,
Между клеток и корзинок
Ходит парень целый день,
Ходит птицу продает,
Только птица не поет.
И никто за эту птицу
Ни копейки не дает.
Думал, думал продавец
И решился наконец:
- Налетайте всем базаром,
Забирайте птицу даром!
Удивляется народ,
Но и даром не берет.
Для чего её неволить,
Если птица не поет?
Ходит парень,
Морщит лоб,
Вдруг о землю шапкой хлоп!
Клетку наземь опустил,
Птицу взял и отпустил.
Растерялась пленница –
Видно, ей не верится:
Только что сидела в клетке,
А теперь сидит на ветке.
Посмотрела на народ,
А потом как запоет!
Чудо-песню, диво-песню
Молча слушал весь базар.
Продавец забыл про сдачу,

Покупатель про товар,
Старшина про беспорядки,
Ротозеи про перчатки.

Ведущий.

Заканчивается наш праздник. Думаю, что вам понравился этот сказочный мир, который подарил нам Э.Успенский. Герои его книг стали вашими добрыми друзьями. Надеюсь, что любовь и интерес к произведениям Э. Успенского у вас только начались. Сделано им невероятно много, но не хочется думать, что писатель достиг “пика успеха”. Перед ним ещё долгая дорога. Мы ещё узнаем новых героев Э. Успенского. Так надо нам, читателям.

А сейчас приглашаем вас на просмотр мультфильмов по произведениям вашего любимого писателя.

Используемая литература.

  1. Библиотека мировой литературы для детей. Москва “Детская литература”, 1986, стр. 716 – 717.
  2. Если был бы я девчонкой. Э. Успенский. Издательство “Малыш”, 1983.
  3. Мультфильмы: “Крокодил Гена”, “Чебурашка”. Автор сценария Э. Успенский, режиссер - мультипликатор Р. Качанов.
  4. Э. Успенский “Дядя Федор, пес и кот”, ТПО “Интерфейс”, Москва, 1992.