Урок-образ по теме "Театральный костюм"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  1. Познакомить учеников с ещё одной профессией художника в театре – художника по костюмам.
  2. Обобщить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках о работе театральных художников.
  3. Воспитывать интерес к театральному искусству, увлечь детей театральными профессиями.
  4. Формирование у ребёнка качеств, отвечающих представлениям о доброте и культуре полноценного восприятия мира.
  5. Создать условия для творческого самовыражения в создании эскизов костюмов для героев сказок.

Материалы и инструменты: Цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, белая бумага формата А3.

Музыкальный ряд: Д. Шостакович “Вальс-шутка”, Д. Кабалевский “Плакса”, В. Шаинский “Песня Чебурашки”, А. Рыбников “Песня Красной Шапочки” из кинофильма “Красная Шапочка”, пролог к спектаклю Аркадия Райкина “Его величество Театр”, муз. Дольского.

Урок­спектакль, в котором активное участие принимают дети. Они заранее готовятся к уроку и многие приходят на урок в костюмах (карнавальные, новогодние, некоторые по желанию готовят костюмы непосредственно для данного урока).

За неделю до урока выбираю себе помощников по сценарию:

1. Юный паж.
2. Красная Шапочка.
3. Пьеро.
4. Буратино.
5. Чебурашка.
6. Мальвина.

Кратко обговариваем ход урока, придумываем небольшой текст (вся надежда на фантазию и импровизацию детей). Ставлю цель – главное, чтобы каждый персонаж был узнаваем внешне.

Так как урок проводится в конце 3-й четверти и является завершающим по теме “Художник и зрелище”, то кабинет, оформленный к предыдущим темам, к этому времени напоминает зал театрального музея.

На тёмных шторах детали театральных костюмов, маски, выполненные детьми на прошлых уроках. Передняя стена кабинета, часть доски задрапирована чёрной тканью, на которой также детали костюмов, различные предметы театрального реквизита: веер, перо, кружевной воротник и т.д. Перед доской манекен, на котором боярская шуба, сшитая из мешковины, апплицированная кусочками парчи и бархата (спектакль “Табачный капитан”).

На небольших столиках театральные натюрморты, например цилиндр, перчатки и трость. В глубине у доски красивые сказочные туфли. На столе учителя парики, грим и т.д.

Одна стена кабинета заклеена разными театральными афишами. На одном из стендов эскизы театральных костюмов (спекталь “Муха­Цокотуха”), по которым легко наглядно проследить и убедиться, что в театральном костюме важна каждая деталь.

У доски макет спектакля “Золушка” (на предыдущих уроках ребята знакомились с работой художника­постановщика и декоратора). За основу нашего урока мы тоже взяли сказку “Золушка”.

Звонок. Дети занимают свои места за столами. Звучит музыка из спектакля А. Райкина “Его величество Театр”. Открываю дверь и появляюсь перед ребятами в чёрном плаще­накидке, в маске, в парике. Медленно прохожу по кабинету, поправляю маски, складки костюмов, бутафорские цветы в натюрмортах. С окончанием музыки начинаю урок со слов: “Не случайно мы сегодня все такие красивые и неузнаваемые. Дело в том, что речь сегодня пойдёт о театральном костюме, т.к. это тоже работа театрального художника.

В театральном костюме важно всё: платье (одежда), обувь, причёска, головной убор, украшения, грим и даже дополнительные предметы – реквизит в руках актёра.

Костюм – это не просто внешний вид персонажа – он очень помогает актёру передать характер своего героя (вспоминаем сказку “Золушка”, поставленную в Музыкальном театре, на которую я водила учеников этого класса перед данным уроком. После просмотра была организована экскурсия по техническим цехам театра, и ребята даже беседовали с самой Золушкой после спектакля)”.

Вспоминаем, что в этом спектакле одному артисту удалось с помощью разных костюмов сыграть три разные роли, и только самые наблюдательные зрители догадались, что это был один и тот же актёр. Вспоминаем, как с визгом и криком появляются на сцене сёстры Золушки. Их характер подчёркивают костюмы, украшенные безвкусным множеством разноцветных перьев и цветов, и парики у них были тоже подчёркнуто безвкусно украшены.

Вспоминаем персонажей других сказок.

Детям. “Представьте Бабу Ягу в красивом платьице нежно­розового цвета с оборочками, с бантиком на голове, наверное мы бы подумали, что перед нами на сцене появилась Дюймовочка.

Или на ёлку пришёл бы Дед Мороз в шубе, рукавицах и шапке с мехом и в шлёпанцах на босую ногу”.

Дети смеются. Различные ответы детей.

Подхожу к эскизам сказки “Муха­Цокотуха”. Ученики рассматривают чёрно­красный костюм паука и сразу догадываются, что этот персонаж злой, кровожадный – об этом говорит цвет и украшение костюма – на плаще паутина, красные заплатки на локтях и коленях.

А вот у комарика на красивом шлеме яркий цветок – это украшение говорит о доброте героя сказки. Или, например, дети сразу узнают светляков по их жёлтым шапочкам и фонарикам, которые они держат в руках.

Так как у нас сегодня урок-праздник, урок-сказка, мне очень хочется творить чудеса, но для этого мне нужен помощник – юный паж.

Выбираю себе помощника, который уже знает, чем мне помочь. Ученик выходит к доске, совсем не сказочный, и нам приходится обратиться к вещам, украшающим кабинет – это бархатный берет с пером, атласный плащ да ещё красивый кружевной воротник. Выбирают дети. Вот теперь совсем другое дело.

Я сбрасываю чёрный плащ и превращаюсь в добрую сказочную фею, т.к. платье на мне белого цвета с золотистым узором.

О каких же чудесах мечтают ребята? Они хотят встретиться с героями любимых сказок. Нет ничего проще для доброй феи. Но мой помощник делает мне замечание: “Дорогая фея, как же можно творить чудеса без волшебной палочки?” Он берёт со стола красивую резную указку и вручает её мне: ну вот теперь-то нам ничто не мешает выполнить желание ребят. Но мой юный паж предлагает мне посмотреть на свою обувь и напоминает мои слова о том, что в театральном костюме важно всё, и я с огорчением замечаю, что стою в красивейшем платье и… в домашних тапочках. Мой юный паж подходит к доске, берёт в руки сказочные туфельки и произносит знаменитые слова: “Я не волшебник, я только учусь, но мне кажется, к этому платью подойдут именно эти туфельки”.

По взмаху волшебной палочки звучит песенка Красной Шапочки, и начинаются чудеса.

В дверях появляется девочка в красной шапочке, она где­то оставила свою корзиночку. Юный паж предлагает ей другую (заранее приготовленную среди театральной бутафории). Красная Шапочка с благодарностью берёт корзиночку и сообщает, что по пути встретила очень грустного мальчика, который потерял свою подругу.

Звучит музыка Д. Кабалевского “Плакса”, и очень медленно входит мальчик, грустно читая стихи “Пропала Мальвина, невеста моя...” Увидев белую курточку с длинными рукавами, шапочку с кисточкой, ребята конечно­же узнают Пьеро. Мальвина с радостью поднимается с места, подбегает к другу и сообщает, что она его тоже давно ищет, всем весело, и друзья вместе проходят и садятся на свои места.

Под музыку В. Шаинского с шумом открывается дверь и, кувыркаясь, появляется Чебурашка: “Ой! Я, кажется, чебурахнулся! (Все смеются) За мной гонится какой­то мальчишка”. Звучит “Вальс-шутка” Д. Шостаковича, и появляется всеми любимый Буратино. Оказывается, он не гнался за Чебурашкой, а сам убегал от Карабаса Барабаса и случайно увидел открытую дверь нашего кабинета. А здесь, оказывается, праздник.

Я успокаиваю Чебурашку и Буратино: “К нам сегодня приходят только добрые герои сказок, поэтому Карабаса­Барабаса мы просто-напросто не пустим на праздник, и им не надо волноваться, потому что сейчас произойдёт самое главное волшебство. Каждый из вас, дорогие ребята, сейчас превратится в театрального художника по костюмам и создаст эскиз костюма для любого самого любимого героя из своей любимой сказки”.

Взмахиваю волшебной палочкой и начинается творчество.

На столах необходимые материалы и инструменты. Формат А3, на котором на прошлом уроке ребята уже изобразили фигуру человека, чтобы сегодня надеть на неё элементы костюма и превратить в героя сказки.

Работу можно выполнить красками, можно в технике аппликации – по выбору ученика.

Количество сказок ограничено. Их названия написаны на доске (чтобы ученикам было легче выбрать понравившуюся).

Во время работы учитель делает целевой обход: контроль организации рабочего места, беседа с учеником, оказание помощи ученикам, испытывающим какие­либо затруднения в работе, контроль правильности выполнения приёмов изображения и т.д.

В конце урока обобщаем знания, полученные на сегодняшнем уроке. Ребята с рисунками выходят к доске, показывают работу гостям друг другу. Звучат музыка и стихи:

“Как хорошо, что есть театр.
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Всё, что на свете человечно”.

Урок окончен. Благодарю ребят за работу и за активную помощь. Даю задания на следующий урок.

Приложение