Для чего нужны семена. Занятие с детьми 5–6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблемы:

  1. Экологическая обстановка нашей планеты неблагоприятна, поэтому надо научить будущее поколение быть внимательными и бережными к природе, любить, охранять и беречь ее.
  2. Недополучение положительных эмоций в общении с природой накладывает свой отпечаток на здоровье, нравственное воспитание детей.

Цель: Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, показать развитие растений на различных этапах.

Задачи: Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; выкладывать сериационные ряды предметов по разным признакам, вызывать интерес к исследовательской деятельности, экспериментировать с семенами.

Ожидаемый результат: увидеть конечный результат, полученный путем эксперимента, достижение положительных эмоций.

Участники проекта: Воспитатель, дети.

Направление работы: Исследовательская.

Внутренние связи: Дети старшего дошкольного возраста.

Формы работы: Опыт, наблюдение, ухаживание, полив, пересадка.

Предварительная работа: Предложить детям рассмотреть семена подсолнечника, фасоли, гороха, помидор, огурцов. Разделить их пополам, одни семена замочить, в разных баночка или емкостях, постоянно подливая воду, другие же остаются сухими. Поместить их на окно или в уголок природы, где много света. Через несколько дней семена в первой банке начнут прорастать, а без воды нет. Дети делаю вывод, что им нужна вода, свет. Затем проводится следующий эксперимент, набухшие семена, делят одни ставят опять же на подоконник где тепло, а вторые убирают в холодное место. Через несколько дней дети видят, что семена которые находились в тепле проросли и у них появляются корешки и стебелек, а у других нет никаких изменений. Вывод семенам нужно ещё и тепло.

Предложить детям рассмотреть проросшие семена, сравнить их с непроросшими. Что изменилось? Какими они стали? Похожи ли ни друг на друга? Предложить посадить семена в разные прозрачные горшочки. В каких горшочках появятся всходы быстрей? Как вы думаете, семена проросли, у них появился корешок, стебелек, что происходит с семечком? (Оно растет, так же как и мы). Значит оно живое? Если оно растет, пьет воду, ему нужно тепло? (Да, оно живое). Если оно живое значит, оно должно дышать? Как можно узнать дышит растение или нет? (Высказывание детей, если они не знают предложить им прикрыть всходы маленькими банчками, баночка была сухая и чистая, а через некоторое время она покроется испарением внутри, растение дышит). Дети фиксируют наблюдение, делая зарисовки каждый в свой блокнотик: как появляется стебелек над землей, первый листочек, развитие корневой системы. Пока идет процесс роста посаженных семя предложить детям с помощью родителей в течение недели собирать дома различные семена фруктов, овощей, ягод, которые они ели дома. А также семена злаков из которых делают каши. Если дома есть желуди или каштаны, шишки можно предложить принести их в детский сад. Все это размещается в коробке в маленьких ячейках, или полителеновых пакетиках.

Ход занятия

Умеете ли вы отгадывать загадки? Слушайте внимательно.

Они растут на ветке
В моем большом саду,
К осени поспеют, и я их соберу.
В них много витаминов,
Полезны и вкусны,
Сочные и сладкие, отгадай кто мы? (Фрукты).

Предложить детям разрезанные яблоки, груши. Чем они похожи и чем различаются? У всех ли есть семена? Одинаковы ли они по цвету и запаху, вкусу? Что произойдет если кусочки этих фруктов положить на бумажную или полотняную салфетку? (Дети высказывают предположение и проводят опыт.) Остается мокрый след, делают вывод, что в них есть вода или сок. Какой сок получится из груш, яблок, дыни, арбуза, персика, апельсина? Игра “Определи на вкус” Послушайте, про что я хочу вам рассказать…

Как на нашей грядке, выросли загадки.

Зеленые и красные,
Кислые и сладкие,
Скоро в огород пойдем,
Урожай весь соберем..
Что это за загадки такие выросли на грядке? (Овощи).

Предложить внимательно рассмотреть овощи, что у них есть? Из чего они состоят? Сверху семена покрыты кожицей или плотной кожурой, затем мякоть в ней есть семена. Какую часть можно употреблять в пищу? (Вкусную, сочную мякоть, семена надо удалить). Чем овощи и фрукты похожи и чем отличаются? Предложить положить овощи на салфетки, что получилось? Что у овощей лучше всего употреблять в пищу? А у фруктов? (Тоже лучше всего мякоть). Можно ли из овощей делать соки также как и из фруктов? Как эти соки будут называться?

Предложить вынуть семена и рассмотреть их через лупу. Какие семена на ощупь? Постараться раскрыть семена руками, какое из семян удастся раскрыть? (Дети говорят, что они твердые, покрыты прочной кожурой). У всех ли семян кожура одного цвета? Дети рассматривают разрезанные семена фруктов и овощей, которые можно разрезать. Почему мы не можем разрезать Семены помидора? Оно мелкое и тонкое. Объяснить детям, почему кожура семян такая толстая, там прячется будущее растение только оно такое крошечное, что его трудно рассмотреть. А кожица сохраняет его, не дает высохнуть. Вспомните, как мы наблюдали за проросшими семенами, что сначала появилось, что происходило потом. Идет обсуждение результатов по проращиванию семян. Дети делают вывод: что для растений нужно тепло вода, свет и любовь. Обратить внимание детей что семена, которые мы с вами собирали все разные; попадаются очень крупные и очень мелкие, с толстой оболочкой и нежной кожицей, они разные по форме. Можно предложить детям классифицировать семена на основе сравнений и выделенных признаков. Для каждой группы семян может быть применен свой признак объединения. Например, могут быть созданы коллекции гадких (шершавых), крупных (мелких), светлых (темных), съедобных (несъедобных) семян и т.д. Игра

“ Разложим по величине”. Дети раскладывают семена по величине. От самого маленького к самому крупному, от самого гладкого к самому шершавому. Я хотела бы узнать может кто знает стихи про овощи и фрукты? Чтение стихов.(по желанию педагога).

Наливное, сладкое
С яблони упало –
Бок себе помяло.

Поскорей сорви ты с ветки
Грушу, что полезна всем
Она лучше, чем конфетка, и не кислая совсем.

С жёлтой кожицей лимон
Витаминов полон он.
В чай добавь его скорей –
Станешь выглядеть бодрей.

Жёлто-красный абрикос –
Он в саду на юге рос.
Будем пить мы круглый год.
Абрикосовый компот.

Принесли из магазина
Фруктов целую корзину,
В ней для Саши и для Зины
Золотые ….. апельсины.

Персик сочный, ароматный;
Южным солнцем он согрет.
Сладок вкус его приятный,
В яркий бархат он одет.

Сами сеяли горох,
Урожая ждали.
Чтоб горох наш не засох,
Землю поливали.

На грядке в теплый солнечный денек
Лежал и грелся толстый кабачок.
И было жалко мне его срывать,
Но нельзя ему на грядке зимовать.

В огороде рос хрустящий
Наш зеленый молодец
Этот овощ настоящий
Длинный, сладкий …. огурец.

Всем известен тот сеньор,
Он растет в теплице.
Краснощекий помидор
Важный, круглолицый.

Овощ это или фрукт –
Я не знаю даже.
Может кто-то из ребят
Мне ответ подскажет?
Ярко-жёлтый или рыжий?
Рассмотри его поближе,
Но не пробуй приподнять –
Весит килограммов пять.
Тыквы семечки вкусны.
Она хранится до весны.
Эту тыкву мама ваша
В пшенную добавит кашу.

В конце занятия предложить детям сделать обобщение: у всех растений есть семена. Семена бывают разными; большими и маленькими, гладкими и шершавыми, разными по форме. Внутри семечка находится будущее растение. Оно совсем маленькое и беззащитное. Когда семена проросли нужно быть очень аккуратным при посадке его в землю, чтобы не повредить стебелек и корешок, а то оно может погибнуть, и обязательно надо за ним ухаживать и разговаривать. Растение вырастет большим и сильным, оно сможет угостить нас вкусными плодам, а листья растений дают нам еще и чистый воздух, поэтому растения нужно беречь и ухаживать за ними и не коем случае не обижать.