Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Реки России. Реки Ульяновской области" (урок-путешествие на самолете и пароходе)

Разделы: Преподавание в начальной школе


ЗАДАЧИ УРОКА.

Для учителя Для учащихся
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
  1. Формировать понятие “река”. Научить детей описывать реки (давать характеристику реки).
  2. Формировать представление об обитателях реки.
  3. Раскрыть многостороннее значение рек в природе и жизни человека, показать необходимость и способы их охраны (в частности, на реках Ульяновской области).
Воспроизводить знания.

1. Перечислять и называть:

  • отличительные признаки реки;
  • 2-3 представителя данного природного сообщества.
II. РАЗВИВАЮЩИЕ:
  1. Развитие речи учащихся (текст – характеристика).
  2. Развитие мышления (установление причинно-следственных связей).
  3. Формирование познавательного интереса к изучению родного края.
Понимать:
  • взаимосвязи, существующие в данном природном сообществе;
  • многостороннее значение рек в природе и жизни человека.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к рекам (понимание многосторонней ценности рек).

Применять знания:
  • уметь показывать на физической карте и обозначать на контурных картах России и Ульяновской области крупные реки;
  • уметь по плану дать характеристику реки;
  • уметь прогнозировать последствия воздействия человека на данное природное сообщество (что будет, если…).

Методы обучения:

  1. Словесные (беседа, рассказ).
  2. Наглядные.
  3. Практические (работа с контурной картой, запись в путевых дневниках, прослушивание аудиозаписи звуков реки).

Оборудование:

  1. Натуральная наглядность (гербарий).
  2. Изобразительная наглядность (фотографии, открытки с изображением рек, представителей данного сообщества).
  3. Графическая наглядность (карта России, карта Ульяновской области, контурные карты у учащихся, схемы рек).
  4. Аудиозапись шума речной волны.

ЭСКИЗ ДОСКИ.

Карта России.

(Выходит за пределы доски).

Рисунок самолета, пролетающего над картой России. Путевые заметки Рисунок парохода, проплывающего по рекам Ульяновской

области.

(иллюминатор).

Слова:

Исток.

Устье.

Притоки.

Обь Волга

Енисей Сура

Амур Инза.

Карта Ульяновской области.

 

Фотографии, открытки с изображением видов Волги. Рисунки с изображением растений и животных, обитающих в данном сообществе.
Что будет, если…

(Создание Куйбышевского водохранилища).

(Обратная сторона)

Закрытая доска.

План урока

Этапы урока Виды деятельности Время
1. Актуализация прежних знаний. (Понятие водоем. Отличие реки и озера). 1. Работа со схемой реки и озера. Сравнительная характеристика. 5 мин.
2. Изучение нового материала. Мотивация учебной деятельности.

1. Путешествие на самолете:

  • работа по физической карте России: показ крупных рек: Енисей, Обь, Амур, Волга;
  • практическая работа по контурной карте России (обозначить Енисей);

2. Путешествие на пароходе по рекам Ульяновской области: Волга, Свияга, Сура, Барыш, Инза:

  • работа с картой Ульяновской области (показ рек Волга, Свияга, Барыш, Сура, Инза);
  • практическая работа по контурной карте Ульяновской области (обозначить Волгу). Рассказ экскурсоводов о Волге и Куйбышевском водохранилище;
  • рассказ легенды о Симбирских реках – Волге и Свияге;
  • сообщения детей о реках: Сура, Барыш, Инза;

3. Работа с учебником.

  • название и показ представителей данного сообщества;
  • беседа о взаимосвязях, существующих в данном природном сообществе.
4 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

4 мин.

3 мин.

3 мин.

2 мин.

3 мин.

3. Закрепление изученного материала. 1. План описания реки (рассказ по плану о Волге).

2. Предположить, что будет, если… (схема).

3. Кроссворд “Реки Ульяновской области”.

3 мин.

3 мин.

5 мин.

4. Итог урока. Домашнее задание. Создание проектов “Влияние людей на реку и ее охрана” (по микрогруппам). 4 мин.

ХОД УРОКА

1. Актуализация прежних знаний.

Работа со схемой реки и озера.

Сравнительная характеристика (Использование схемы “Реки и озера”).

Озеро – природное углубление, заполненное водой. (Перечислить и показать на карте Ладожское озеро и Байкал).

Многие источники, выходя на поверхность, образуют маленькие ручейки, сливаясь постепенно в более крупные, а ручьи, в свою очередь, образуют постоянный водный поток – реку.

У каждой реки выделяют некоторые части:

исток – место, где река начинается, это может быть родник, болото, озеро, ледник в горах.

Устье – место впадения реки в другую реку, озеро или море.

Реки или ручьи, впадающие в реку справа по ходу течения, называются правыми притоками, с левой – левыми притоками. (Показ по схеме).

2. Мотивация учебной деятельности.

2.1. Путешествие на самолете.

Отправляемся в путешествие, будем пролетать над некоторыми крупными реками России.

Смотрите в иллюминаторы и слушайте рассказ стюардессы.

Пролетаем над территорией Западно-Сибирской равнины. Под крылом самолета видны ржавые пятна болот, простирающихся на многие десятки километров и образующих иногда сплошное зеркало воды – своеобразные болотные моря. По середине этой территории протекает река Обь, берущая начало в Алтайских горах и впадающая в холодное Карское море (показ на карте).

Летим дальше на восток и пролетаем над Среднесибирским плоскогорьем. Здесь протекает красивейшая река Енисей, берущая начало в озерах Алтайских гор. (Показ на карте России и изображение на контурных картах).

Отправляемся на Дальний Восток и любуемся рекой Амур, которая берет начало в горах Забайкалья и впадает в Охотское море. (Запись в путевых дневниках: Обь, Енисей. Амур – крупные реки России).

2.2. Путешествие на пароходе по рекам Ульяновской области. (Звучит грамзапись звуков всплеска воды, шума речной волны).

И когда тебя втянет
В простор этот синий,
И когда ты с рекою
Бессмертной, родной,
Только выдохнешь – Волга!
Только скажешь – Россия!
Как умоешься вечно
Живою водой. (Н. Благов)

Отвязавшись от болотного колышка, перевалившись через родниковую воронку, начавшись на русской земле, бежит Волга. Она принимает благословение священных кремлевских седин Москвы, древние Тверь и Ярославль смотрятся в ее неторопливые воды – много городов отразится в ней, пока, наслушавшись жигулевских легенд, многое повидав и порадовав многих, докатится Волга, наработавшись в турбинах, до синего Каспия.

Рассказ экскурсовода 11–тиклассника в процессе плавания на пароходе:

Никто не знает, когда впервые к Волге подошел человек. Но известно, что древнейшие люди называли ее “Ра” – что значит “щедрая”.

В средние века арабы нежно именовали ее “Итиль”, то есть “река рек”.

Может быть, правы специалисты, утверждающие, что слово Волга финского происхождения и означает “светлая, священная”.

Русскому сердцу слышится в нем и “Вольга” – имя былинного богатыря, и слово “воля”.

Мы – волгари и должны гордиться, что живем на берегах великой реки, любить ее и заботиться о ней, так как в наше время Волга, как никогда, нуждается в помощи и защите человека.

Волга вступает в пределы нашей области несколько выше с. Ундоры и следует на юг на протяжении 200 км.

Старая Волга была совершенно не похожа на ту реку, которую мы знаем сейчас. Именно старую Волгу воспевали Карамзин, гончаров, Языков, Садовников, Скиталец. Какой же была Волга до образования Куйбышевского водохранилища? До строительства плотины ГЭС русло Волги (“ложе” – на доске) блуждало по обширной пойме (место, заливаемое во время половодья). В пойме в пределах области было около 280 промысловых озер. Каждое большое озеро имело свое название: Кочкарное, Светлое, Поганое, Сабурово и др.

Немало на пойме было рукавов (ответвлений от основного русла), стариц и просто лощин, которые летом пересыхали. Отдельные волжские рукава разобщали пойму, образуя большие многокилометровые острова: Ундоровский, Пальцинский, Корольков и др.

Волжская пойма была преимущественно покрыта лесом и кустарником. В низинах рос непроходимый тальник (заросли мелкой в виде кустарника ивы). Вместе с ним уживались громадные в 3-4 обхвата осокори (разновидность тополя). Ученые, изучавшие растительность волжской поймы, считают, что она была уникальной, неповторимой. Немало было лугов с ценными кормовыми травами. Жители города и прибрежных сел заготавливали большое количество сена.

В 1950 году было принято постановление о строительстве Куйбышевской ГЭС. Чтобы обеспечит ее работу, нужно было создать запас воды, соорудить огромное водохранилище.

Прежде чем заполнить гигантскую чашу, нужно было подготовить ложе водохранилища к затоплению. В пойме Волги вырубили лес. В пределах городов забетонировали берега, построили удобные порты – убежища для судов и т.д. Около 30 населенных пунктов в пределах нашей области были перенесены из зоны затопления в новые места.

Около Ульяновска уровень воды поднялся на 22 м, вода подошла к коренным волжским берегам и затопила всю пойму. Старая левобережная часть оказалась ниже уровня воды. От затопления ее спасает дамба – уникальное инженерное сооружение.

Рукотворное море достигло таких размеров, что противоположный берег почти не виден.

У села Ундоры самая большая ширина Волги, она превышает 25 км, наиболее узкая часть водохранилища возле Ульяновска. Длина моста с подъездными путями 3 км. Средняя глубина водохранилища – 9 м. Во время шторма водохранилище бушует, как море, высота волн достигает 2,5 – 3 м. В тихую погоду рукотворное море выглядит торжественно и живописно. (Показ фотографий с изображением Волги).

Богат и разнообразен состав рыбного населения Волги и ее притоков. До образования Куйбышевского водохранилища в водоемах Ульяновской области встречалось 49 видов рыб. Сейчас коренным образом изменились условия существования рыб в Волге. Она давно превратилась в “цветущее”, гниющее, заиленное малопроточное озеро. Поэтому стали редкостью жители струистых вод: ручьевая форель, голавль, жерех, елец, подуст, налим, подкаменщик и др.

В настоящее время в водоемах Ульяновской области встречается около 52 видов рыб, 45 видов являются постоянными обитателями наших вод, некоторые встречаются редко. Встречаются ценные рыбы: стерлядь, сазан, судак, сом, лещ и др.

Послушайте легенду о Симбирских реках (2-й экскурсовод).

ЛЕГЕНДА О СИМБИРСКИХ РЕКАХ.

В давние-давние времена в густом лесу меж двух голубых рек жили люди. Уж не помнит никто – то ль это было село, то ль становище. Охотились, рыбу ловили, на светлых полянах хлеб растили.

Как и положено, были в том селении дети: маленькие и побольше, совсем взрослые. Среди старших самым видным был Силушка. Во всем умудрялся он быть первым – и в играх мальчишеских, и в охоте лесной, и в работе любой. И собой красив – залюбуешься.

И на счастье-беду полюбили его две подруженьки: Волей звали все первую, другую же Своею величали. Хорошие были обе, да каждая по-своему. Воля – статью брала, косой русою, нравом добрым, но крутым и суровым при случае. Своя нежной была и кроткою, с тонкой талией, взглядом радостным.

О любви той девичьей Сила знал, да и сам на них частенько засматривался. Долго мучил себя – кто же люб ему? А решиться не мог до последнего. Только один раз на крутом яру оказались они рядом со Своюшкой! Как взглянула она на него трепетно – и развеялись все сомнения.

За рассветом рассвет, день за днем бежит. Вдруг – беда, вражья туча с востока надвинулась. Все мужчины – за меч, за копье. Сила тоже в поход стал готовить себя, с сердцем чистым и радостным. Нет достойнее дел, как за Отчизну встать и с врагом ненавистным померяться. Уходя ж - не стерпел – Свою обнял, обещал, как вернется – так женится.

Воля видела все. Поняла, что не ей уже Сила достанется. Сжалось сердце в комок. Словно соболь подраненный убежала на место свое потаенное. На восход насмотрелась, да и в холод могучей реки вмиг и бросилась.

Между тем, Сила тоже пропал, вместе с воинством. В битве с лютым врагом – весть-молва принесла – все погибель нашли. Черным горем селенье подернулось. Долго Своюшка плакала – убивалася. Без любимого жить не смогла – обхватив белу грудь крепко-накрепко, тихо в речку вошла. Да и сгинула. Год прошел или два с той тяжелой поры. А вернулся все ж Сила на родину. Долгий путь за спиной… Как домой он спешил, как хотел приласкать Своюшку. А пришел… Да узнал про беду… Сердце горем жестоким наполнилось. На глазах у людей он вдруг стал вырастать – выше сосен дремучих, выше небушка: сердце болью лихой переполнилось. Головой все крутил и на реки смотрел, видеть Волю хотел и Своюшку. Шаг-другой наступил и на спину упал, каменеючи. И на месте села камень горный лежит. И река, что сроднилася с Своюшкой, повернула назад, перестала спешить от любимого. Обойдет, обойдет своего жениха, с Волюшкой повстречается. И потом, вместе с доброй подругой своей к его левой щеке приласкается, и к дальнему морю уносятся. С той поры так и лежит каменной глыбою меж двумя реками – подруженьками Сила-богатырь. Уж потом его стали называть горою Симбирскою, а реки Волгою и Свиягою.

Сообщения детей о реках Ульяновской области: Суре, Барыше, Инзе.

Сура.

Река, правый приток Волги. Предположительно, название реки Суры происходит от удмурдского “шур”, что в переводе на русский означает “река”.

Барыш.

Река, правый приток Суры и город в верховьях этой реки. Татарское слово “барыш”, означающее “ход, движение, течение”, дало название реке, а затем и городу.

Инза.

Река, правый приток Суры и город, поименованный по реке. Название, возможно, связано со словом “инзамо” (мокша мордовское) – “борона”, или со словом “инзей” (эрзя – мордовское) – “малина”.

Показ рек по карте Ульяновской области и обозначение Суры на контурной карте в классе.

3. Работа с учебником.

Название и показ представителей данного сообщества.

Посмотрите, как приспособился стрелолист к жизни: то в воде, то на суше. Ведь не каждое растение выдержит такую перемену: из воды сразу на сушу. С изменением условий стрелолист меняет свои листья. Если стрелолист растет на суше, то листья его сидят на длинных черешках и на концах образуют листовую пластинку, похожую на наконечник у стрелы. Отсюда и его название. Но вот воды в озере стало больше. Стрелолист наполовину затопило водой. Тогда, чтобы не погибнуть, стрелолист меняет свои листья: они становятся просто широкими и уже не похожи на стрелы. Так им очень удобно плавать по воде. Но когда весь стрелолист окажется под водой, то листья его становятся длинными и узкими, как ленты. Такие листья вода не разорвет, и они свободно колышутся в ней. Те, кто не знает всего этого, могут подумать, что перед ними три разных растения. А это один и тот же стрелолист, который приспособился к разным условиям жизни.

Дальше от берега в более глубоком месте в водоеме растут уже другие водные растения: камыш, тростник, рогоз. Все они имеют длинный стебель, который высоко поднимается над водой, а на его вершине находятся листья и соцветия. Так эти растения берегут свои листья и цветы от того, чтобы их не замочила вода. В этом месте на водоеме всегда бывает сильный ветер, но эти высокие растения не ломаются. У тростника, у которого на верхушке находится густая метелка темно-фиолетовых колосков, литься поворачиваются ребром к ветру, а стебель-соломина только сгибается, а не ломается. На ветру все листья тростника развеваются, и по ним можно узнать, откуда дует ветер.

А у камыша стебель под водой совсем не имеет листьев, а на верхушке находятся небольшие соцветия из колючих колосков. У рогоза на верхушке высоких стеблей находятся черно-бурые, словно обгорелые бархатистые початки – это его соцветие.

Тростник, камыш, рогоз не нуждаются в насекомых. Их пыльцу без всяких препятствий легко переносит ветер с одного растения на другое, с цветка на цветок. Ведь растут они высоко над водой, выше других растений, и поэтому ничто не мешает пыльце разлетаться в разные стороны.

В самой середине водоема растут совсем уже другие растения, листья у которых плавают в воде. Это кувшинка, кубышка, ряска, пузырчатка.

А кто же живет в водоемах, и как эти животные приспособились к водной жизни?

Оказывается, что от дна и до самой поверхности вода густо заселена. Одни из животных живут на дне, другие держатся в толще воды, третьи же живут на поверхности. Вот так и живут животные на разных “этажах” этого водного дома. И каждый приспособился к жизни на своем водном “этаже” и уже не сможет жить не только на суше, но и на другом “этаже”.

На самом дне водоема живут разные улитки. Домик, в котором живут улитки, они всегда носят на себе. Домик улиток представляет собой закрученную раковину. Передвигаются улитки очень медленно при помощи одной мягкой ноги, которую высовывают из своей раковины. Питаются улитки разными водорослями.

В толще воды всегда живет очень много рыбы, разных маленьких рачков.

А на самой поверхности воды живут совсем другие обитатели водного дома. Давайте присмотримся к поверхности воды. Вы сразу же обратите внимание на маленьких блестящих жучков, которые стайками кружатся над поверхностью воды, описывая круги. Это – жуки-вертячки, названные так за их верткие движения. Вертячка – лучший пловец среди всех водяных жуков. Он выставляет на поверхность только выпуклую спинку, а лапки остаются под водой. Средние и задние лапки у него короткие и широкие – это “весла”. Жук гребет этими ногами-“веслами”, быстро скользя по воде и ныряя. Тело вертячки покрыто жиром, и это помогает жуку скользить по воде, потому что жир не дает телу намокать и делает его скользким.

Вертячка – это жук-хищник, потому что питается он не растениями, а другими более мелкими животными.

А вот по воде, широко раскинув длинные ноги, скользит водомерка. Назвали ее так потому, что она передвигается по воде, словно измеряя ее поверхность длинными ногами. И что удивительно, бегают водомерки по воде, как по твердой земле, и ведь не тонут. Почему? Дело в том, что лапки водомерки покрыты густыми волосками, а эти волоски смазаны жиром, поэтому они не намокают и в воде остаются всегда сухими. Поэтому водомерка и не тонет. Вся жизнь водомерки проходит на воде. Она не плавает и не ныряет, а вот именно только бегает по ней.

Все обитатели водоема так привыкли друг к другу, что каждый из них в отдельности не проживет, погибнет, потому что каждый обитатель водоема живет за счет другого. И трудно сказать, кто в водоеме главный. Здесь все нужны друг для друга, и если из водоема исчезнут какие-либо растения или насекомые, то остальные жильцы начнут болеть и погибнут.

Давайте с вами представим, что будет, если из водоема исчезнут растения. Тогда в водоеме погибнут все животные. Почему? Да потому, что зеленые растения выделяют в воду газ кислород, которым дышит человек и все животные. Значит, не будет растений, не будет кислорода. Животные задохнутся. Но мало того, растения – это еще и пища для животных. Водорослями, например, питаются рачки, личинки комаров, рыбы. Среди растений животные прячутся от врагов, рыба откладывает свою икру, насекомые – яйца. Значит, без растений насекомые и другие животные погибнут от голода.

А что будет, если из водоема исчезнут насекомые? Тогда исчезнут и рыбы, ведь рыбы-то питаются разными насекомыми, а еще рачками, дафниями. Исчезнет рыба и исчезнут многие животные, которые в свою очередь поедают рыб: они умрут от голода.

Вслед за насекомыми и рыбой исчезнет и водоплавающая птица, которая тоже питается рыбой и насекомыми.

А что будет, если исчезнет, допустим, какой-то один вид жильцов водного дома? Например, стрекоза. Стрекоза, как вы знаете, поедает мух, комаров. Если стрекоз не будет, значит, мух и комаров разведется несчетное количество, так как их уже некому будет поедать. Личинки мух и комаров питаются растениями. Значит, личинок этих будет так много, что они поедят все растения в водоеме.

А что будет, если погибнут растения, вы уже знаете. Кроме того, мухи и комары переносят разные болезни человека и животных. Значит, человеку и животным будут грозить различные болезни.

И таких примеров можно привести очень много.

Видите, ребята, как тесно связаны обитатели водоема между собой. Никак им не прожить в одиночку. Жить они могут всегда только вместе, одной семьей.

4. Закрепление изученного материала.

План для описания реки:

  1. Название.
  2. Где находится исток реки.
  3. Какое течение, быстрое или медленное.
  4. Притоки.
  5. Куда впадает река.
  6. Как река изменяется в разные времена года.
  7. Растения и животные реки.
  8. Использование реки человеком.
  9. Как люди влияют на реку и что делают для ее охран?

(Описание по плану реки Волга).

Предположить, что будет, если… (Работа со схемой).

Разгадывание кроссворда “Реки Ульяновской области”. (Можно заполнить часть, а остальное – на следующем уроке).

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: задание для 5 микрогрупп:

Тема “Влияние людей на реку и ее охрана”. Защита проектов.

1 микрогруппа – Защитим Волгу. Фермы по берегам Волги.

2 микрогруппа – Заводы по берегам Волги.

3 микрогруппа – Сохранение достояний реки Волги.

4 микрогруппа – Обращение к руководству предприятий. Использование речной воды на предприятиях.

5 микрогруппа – Добрые советы. Знаки по защите Волги.