Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Реки России. Реки Ульяновской области" (урок-путешествие на самолете и пароходе)

Разделы: Преподавание в начальной школе


ЗАДАЧИ УРОКА.

Для учителя Для учащихся
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
  1. Формировать понятие “река”. Научить детей описывать реки (давать характеристику реки).
  2. Формировать представление об обитателях реки.
  3. Раскрыть многостороннее значение рек в природе и жизни человека, показать необходимость и способы их охраны (в частности, на реках Ульяновской области).
Воспроизводить знания.

1. Перечислять и называть:

  • отличительные признаки реки;
  • 2-3 представителя данного природного сообщества.
II. РАЗВИВАЮЩИЕ:
  1. Развитие речи учащихся (текст – характеристика).
  2. Развитие мышления (установление причинно-следственных связей).
  3. Формирование познавательного интереса к изучению родного края.
Понимать:
  • взаимосвязи, существующие в данном природном сообществе;
  • многостороннее значение рек в природе и жизни человека.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к рекам (понимание многосторонней ценности рек).

Применять знания:
  • уметь показывать на физической карте и обозначать на контурных картах России и Ульяновской области крупные реки;
  • уметь по плану дать характеристику реки;
  • уметь прогнозировать последствия воздействия человека на данное природное сообщество (что будет, если…).

Методы обучения:

  1. Словесные (беседа, рассказ).
  2. Наглядные.
  3. Практические (работа с контурной картой, запись в путевых дневниках, прослушивание аудиозаписи звуков реки).

Оборудование:

  1. Натуральная наглядность (гербарий).
  2. Изобразительная наглядность (фотографии, открытки с изображением рек, представителей данного сообщества).
  3. Графическая наглядность (карта России, карта Ульяновской области, контурные карты у учащихся, схемы рек).
  4. Аудиозапись шума речной волны.

ЭСКИЗ ДОСКИ.

Карта России.

(Выходит за пределы доски).

Рисунок самолета, пролетающего над картой России. Путевые заметки Рисунок парохода, проплывающего по рекам Ульяновской

области.

(иллюминатор).

Слова:

Исток.

Устье.

Притоки.

Обь Волга

Енисей Сура

Амур Инза.

Карта Ульяновской области.

 

Фотографии, открытки с изображением видов Волги. Рисунки с изображением растений и животных, обитающих в данном сообществе.
Что будет, если…

(Создание Куйбышевского водохранилища).

(Обратная сторона)

Закрытая доска.

План урока

Этапы урока Виды деятельности Время
1. Актуализация прежних знаний. (Понятие водоем. Отличие реки и озера). 1. Работа со схемой реки и озера. Сравнительная характеристика. 5 мин.
2. Изучение нового материала. Мотивация учебной деятельности.

1. Путешествие на самолете:

  • работа по физической карте России: показ крупных рек: Енисей, Обь, Амур, Волга;
  • практическая работа по контурной карте России (обозначить Енисей);

2. Путешествие на пароходе по рекам Ульяновской области: Волга, Свияга, Сура, Барыш, Инза:

  • работа с картой Ульяновской области (показ рек Волга, Свияга, Барыш, Сура, Инза);
  • практическая работа по контурной карте Ульяновской области (обозначить Волгу). Рассказ экскурсоводов о Волге и Куйбышевском водохранилище;
  • рассказ легенды о Симбирских реках – Волге и Свияге;
  • сообщения детей о реках: Сура, Барыш, Инза;

3. Работа с учебником.

  • название и показ представителей данного сообщества;
  • беседа о взаимосвязях, существующих в данном природном сообществе.
4 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

4 мин.

3 мин.

3 мин.

2 мин.

3 мин.

3. Закрепление изученного материала. 1. План описания реки (рассказ по плану о Волге).

2. Предположить, что будет, если… (схема).

3. Кроссворд “Реки Ульяновской области”.

3 мин.

3 мин.

5 мин.

4. Итог урока. Домашнее задание. Создание проектов “Влияние людей на реку и ее охрана” (по микрогруппам). 4 мин.

ХОД УРОКА

1. Актуализация прежних знаний.

Работа со схемой реки и озера.

Сравнительная характеристика (Использование схемы “Реки и озера”).

Озеро – природное углубление, заполненное водой. (Перечислить и показать на карте Ладожское озеро и Байкал).

Многие источники, выходя на поверхность, образуют маленькие ручейки, сливаясь постепенно в более крупные, а ручьи, в свою очередь, образуют постоянный водный поток – реку.

У каждой реки выделяют некоторые части:

исток – место, где река начинается, это может быть родник, болото, озеро, ледник в горах.

Устье – место впадения реки в другую реку, озеро или море.

Реки или ручьи, впадающие в реку справа по ходу течения, называются правыми притоками, с левой – левыми притоками. (Показ по схеме).

2. Мотивация учебной деятельности.

2.1. Путешествие на самолете.

Отправляемся в путешествие, будем пролетать над некоторыми крупными реками России.

Смотрите в иллюминаторы и слушайте рассказ стюардессы.

Пролетаем над территорией Западно-Сибирской равнины. Под крылом самолета видны ржавые пятна болот, простирающихся на многие десятки километров и образующих иногда сплошное зеркало воды – своеобразные болотные моря. По середине этой территории протекает река Обь, берущая начало в Алтайских горах и впадающая в холодное Карское море (показ на карте).

Летим дальше на восток и пролетаем над Среднесибирским плоскогорьем. Здесь протекает красивейшая река Енисей, берущая начало в озерах Алтайских гор. (Показ на карте России и изображение на контурных картах).

Отправляемся на Дальний Восток и любуемся рекой Амур, которая берет начало в горах Забайкалья и впадает в Охотское море. (Запись в путевых дневниках: Обь, Енисей. Амур – крупные реки России).

2.2. Путешествие на пароходе по рекам Ульяновской области. (Звучит грамзапись звуков всплеска воды, шума речной волны).

И когда тебя втянет
В простор этот синий,
И когда ты с рекою
Бессмертной, родной,
Только выдохнешь – Волга!
Только скажешь – Россия!
Как умоешься вечно
Живою водой. (Н. Благов)

Отвязавшись от болотного колышка, перевалившись через родниковую воронку, начавшись на русской земле, бежит Волга. Она принимает благословение священных кремлевских седин Москвы, древние Тверь и Ярославль смотрятся в ее неторопливые воды – много городов отразится в ней, пока, наслушавшись жигулевских легенд, многое повидав и порадовав многих, докатится Волга, наработавшись в турбинах, до синего Каспия.

Рассказ экскурсовода 11–тиклассника в процессе плавания на пароходе:

Никто не знает, когда впервые к Волге подошел человек. Но известно, что древнейшие люди называли ее “Ра” – что значит “щедрая”.

В средние века арабы нежно именовали ее “Итиль”, то есть “река рек”.

Может быть, правы специалисты, утверждающие, что слово Волга финского происхождения и означает “светлая, священная”.

Русскому сердцу слышится в нем и “Вольга” – имя былинного богатыря, и слово “воля”.

Мы – волгари и должны гордиться, что живем на берегах великой реки, любить ее и заботиться о ней, так как в наше время Волга, как никогда, нуждается в помощи и защите человека.

Волга вступает в пределы нашей области несколько выше с. Ундоры и следует на юг на протяжении 200 км.

Старая Волга была совершенно не похожа на ту реку, которую мы знаем сейчас. Именно старую Волгу воспевали Карамзин, гончаров, Языков, Садовников, Скиталец. Какой же была Волга до образования Куйбышевского водохранилища? До строительства плотины ГЭС русло Волги (“ложе” – на доске) блуждало по обширной пойме (место, заливаемое во время половодья). В пойме в пределах области было около 280 промысловых озер. Каждое большое озеро имело свое название: Кочкарное, Светлое, Поганое, Сабурово и др.

Немало на пойме было рукавов (ответвлений от основного русла), стариц и просто лощин, которые летом пересыхали. Отдельные волжские рукава разобщали пойму, образуя большие многокилометровые острова: Ундоровский, Пальцинский, Корольков и др.

Волжская пойма была преимущественно покрыта лесом и кустарником. В низинах рос непроходимый тальник (заросли мелкой в виде кустарника ивы). Вместе с ним уживались громадные в 3-4 обхвата осокори (разновидность тополя). Ученые, изучавшие растительность волжской поймы, считают, что она была уникальной, неповторимой. Немало было лугов с ценными кормовыми травами. Жители города и прибрежных сел заготавливали большое количество сена.

В 1950 году было принято постановление о строительстве Куйбышевской ГЭС. Чтобы обеспечит ее работу, нужно было создать запас воды, соорудить огромное водохранилище.

Прежде чем заполнить гигантскую чашу, нужно было подготовить ложе водохранилища к затоплению. В пойме Волги вырубили лес. В пределах городов забетонировали берега, построили удобные порты – убежища для судов и т.д. Около 30 населенных пунктов в пределах нашей области были перенесены из зоны затопления в новые места.

Около Ульяновска уровень воды поднялся на 22 м, вода подошла к коренным волжским берегам и затопила всю пойму. Старая левобережная часть оказалась ниже уровня воды. От затопления ее спасает дамба – уникальное инженерное сооружение.

Рукотворное море достигло таких размеров, что противоположный берег почти не виден.

У села Ундоры самая большая ширина Волги, она превышает 25 км, наиболее узкая часть водохранилища возле Ульяновска. Длина моста с подъездными путями 3 км. Средняя глубина водохранилища – 9 м. Во время шторма водохранилище бушует, как море, высота волн достигает 2,5 – 3 м. В тихую погоду рукотворное море выглядит торжественно и живописно. (Показ фотографий с изображением Волги).

Богат и разнообразен состав рыбного населения Волги и ее притоков. До образования Куйбышевского водохранилища в водоемах Ульяновской области встречалось 49 видов рыб. Сейчас коренным образом изменились условия существования рыб в Волге. Она давно превратилась в “цветущее”, гниющее, заиленное малопроточное озеро. Поэтому стали редкостью жители струистых вод: ручьевая форель, голавль, жерех, елец, подуст, налим, подкаменщик и др.

В настоящее время в водоемах Ульяновской области встречается около 52 видов рыб, 45 видов являются постоянными обитателями наших вод, некоторые встречаются редко. Встречаются ценные рыбы: стерлядь, сазан, судак, сом, лещ и др.

Послушайте легенду о Симбирских реках (2-й экскурсовод).

ЛЕГЕНДА О СИМБИРСКИХ РЕКАХ.

В давние-давние времена в густом лесу меж двух голубых рек жили люди. Уж не помнит никто – то ль это было село, то ль становище. Охотились, рыбу ловили, на светлых полянах хлеб растили.

Как и положено, были в том селении дети: маленькие и побольше, совсем взрослые. Среди старших самым видным был Силушка. Во всем умудрялся он быть первым – и в играх мальчишеских, и в охоте лесной, и в работе любой. И собой красив – залюбуешься.

И на счастье-беду полюбили его две подруженьки: Волей звали все первую, другую же Своею величали. Хорошие были обе, да каждая по-своему. Воля – статью брала, косой русою, нравом добрым, но крутым и суровым при случае. Своя нежной была и кроткою, с тонкой талией, взглядом радостным.

О любви той девичьей Сила знал, да и сам на них частенько засматривался. Долго мучил себя – кто же люб ему? А решиться не мог до последнего. Только один раз на крутом яру оказались они рядом со Своюшкой! Как взглянула она на него трепетно – и развеялись все сомнения.

За рассветом рассвет, день за днем бежит. Вдруг – беда, вражья туча с востока надвинулась. Все мужчины – за меч, за копье. Сила тоже в поход стал готовить себя, с сердцем чистым и радостным. Нет достойнее дел, как за Отчизну встать и с врагом ненавистным померяться. Уходя ж - не стерпел – Свою обнял, обещал, как вернется – так женится.

Воля видела все. Поняла, что не ей уже Сила достанется. Сжалось сердце в комок. Словно соболь подраненный убежала на место свое потаенное. На восход насмотрелась, да и в холод могучей реки вмиг и бросилась.

Между тем, Сила тоже пропал, вместе с воинством. В битве с лютым врагом – весть-молва принесла – все погибель нашли. Черным горем селенье подернулось. Долго Своюшка плакала – убивалася. Без любимого жить не смогла – обхватив белу грудь крепко-накрепко, тихо в речку вошла. Да и сгинула. Год прошел или два с той тяжелой поры. А вернулся все ж Сила на родину. Долгий путь за спиной… Как домой он спешил, как хотел приласкать Своюшку. А пришел… Да узнал про беду… Сердце горем жестоким наполнилось. На глазах у людей он вдруг стал вырастать – выше сосен дремучих, выше небушка: сердце болью лихой переполнилось. Головой все крутил и на реки смотрел, видеть Волю хотел и Своюшку. Шаг-другой наступил и на спину упал, каменеючи. И на месте села камень горный лежит. И река, что сроднилася с Своюшкой, повернула назад, перестала спешить от любимого. Обойдет, обойдет своего жениха, с Волюшкой повстречается. И потом, вместе с доброй подругой своей к его левой щеке приласкается, и к дальнему морю уносятся. С той поры так и лежит каменной глыбою меж двумя реками – подруженьками Сила-богатырь. Уж потом его стали называть горою Симбирскою, а реки Волгою и Свиягою.

Сообщения детей о реках Ульяновской области: Суре, Барыше, Инзе.

Сура.

Река, правый приток Волги. Предположительно, название реки Суры происходит от удмурдского “шур”, что в переводе на русский означает “река”.

Барыш.

Река, правый приток Суры и город в верховьях этой реки. Татарское слово “барыш”, означающее “ход, движение, течение”, дало название реке, а затем и городу.

Инза.

Река, правый приток Суры и город, поименованный по реке. Название, возможно, связано со словом “инзамо” (мокша мордовское) – “борона”, или со словом “инзей” (эрзя – мордовское) – “малина”.

Показ рек по карте Ульяновской области и обозначение Суры на контурной карте в классе.

3. Работа с учебником.

Название и показ представителей данного сообщества.

Посмотрите, как приспособился стрелолист к жизни: то в воде, то на суше. Ведь не каждое растение выдержит такую перемену: из воды сразу на сушу. С изменением условий стрелолист меняет свои листья. Если стрелолист растет на суше, то листья его сидят на длинных черешках и на концах об