Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цели и задачи урока:

  • рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;
  • формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
  • раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки;
  • совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.

Оборудование:

Тексты сказок:

  • Братьев Гримм “Белоснежка”;
  • А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
  • Таблицы для сравнительного анализа.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, узнаем много нового и интересного. Будьте внимательны, и тогда урок покажется вам увлекательным.

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Когда мы читаем народную волшебную сказку, то попадаем в удивительный мир. Давайте вспомним, а какими признаками отличается народная волшебная сказка?

Дети:

1. В ней есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство и т.д.

2. В ней есть фантастические персонажи: леший, колдунья и т.д.

3. В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных и т.д.

4. Иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова.

Учитель: Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке.

Постановка учебной задачи:

Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличаются от них.

3. Введение нового материала.

Учитель: Для ответа на этот вопрос обратимся к сопоставлению сказки братьев Гримм “Белоснежка” (обработанный народный вариант) и литературной сказки А.С. Пушкина. (Дети прочитали заранее сказку братьев Гримм и “Сказку о мертвой царевне” А.С. Пушкина. На партах у каждого тексты обеих сказок).

Напомню вам, что немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.

Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Также нам известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: “Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, “пропитанных русским духом”. Вспомните их.

Дети:

“Сказка о рыбаке и рыбке”

“Сказка о мертвой царевне…”

“Сказка о попе и работнике его Балде”

“Сказка о царе Салтане…”

“Сказка о золотом петушке”

Сопоставительный анализ.

Что общего в этих сказках?

Учитель: Сравните сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм.

(Дети заполняют таблицу, отпечатанную для каждого, у учителя – таблица на доске).

Что общего в этих сказках?
1. Герои:
2. События:

Учитель: Назовите героев, которые есть в обеих сказках. Докажите цитатой их текста.

Дети: Мать, мачеха, жених, семь друзей.

Учитель: Есть ли похожие события?

Дети: Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха хочет ее убить, героиню выручают друзья, а затем оживляет принц.

Чем различаются сказки?

Сказка братьев Гримм Сказка Пушкина
1. 7 гномов.  
2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу.  
3. Принц случайно находит Белоснежку.  
4. Жестокий финал: мачеху убивают.  
5. Сказка написана в прозе.  

Учитель: Попробуйте самостоятельно дополнить таблицу, сопоставив первые три пункта.

Проверим.

Дети:

1. Семь богатырей.

2. Черница приходит один раз с яблочком.

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

Учитель: Давайте вместе сопоставим следующие пункты.

В итоге таблица выглядит следующим образом.

Сказка братьев Гримм Сказка Пушкина
1. 7 гномов. 1. Семь богатырей.
2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу. 2.Черница приходит один раз с яблочком.
3. Принц случайно находит Белоснежку. 3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.
4. Жестокий финал: мачеху убивают. Мачеха умирает от тоски и зависи.
5. Сказка написана в прозе. Написана в стихах, красивым литературным языком.

Учитель: Как вы считаете, сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская, литературная сказка?

Дети: Поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.

Учитель: Как вы думаете, зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Дети: Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях.

Учитель: Как это показано в тексте?

Дети: Богатыри, терем, троекратное обращение Елисея к силам природы, народные выражения.

Учитель: Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли, представления о жизни.

Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и порой очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В отличие от сказки братьев Гримм, сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта - она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское “добавление” к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны (“восхищенья не снесла”). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке “Белоснежка”. Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.

Анализ образа главной героини.

Учитель: В каких русских народных сказках встречаются мачеха и падчерица?

Дети: “Морозко”, “Хаврошечка” и т.д.

Учитель: Какой в них изображается падчерица?

Дети: Скромной, доброжелательной, трудолюбивой, ласковой девушкой.

Учитель: Какой мы видим молодую царевну в сказке Пушкина?

Дети: Красивой, ласковой, нежной, Соблюдающей правила народного этикета (“честь хозяям отдала…”), трудолюбивой (“все порядком убрала”), религиозной (“засветила Богу свечку”), верной своему жениху (“Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей”).

Учитель: То есть Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняя и углубляя их.

В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею (“красавица – душа”, “милая девица”, “моя душа” и т.д.)

В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер “царевны молодой” с помощью детального описания ее внешности, речи, подробного изображения поведения героини, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.

4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- На следующем уроке мы будем сочинять рассказ о царевне. Приготовьтесь рассказать о ней, используя цитаты из текста. Нарисуйте иллюстрацию к любимому фрагменту для выставки к “Часу творчества”.

5. Итог урока.

Сегодня мы с вами определяли, чем сказка Пушкина похожа на народные волшебные сказки и чем отличается от них.

Каким образом мы это делали? (Сравнивали сказку Пушкина и сказку братьев Гримм).

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Спасибо всем. Урок окончен.

Использованная литература.

  1. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 1999-320 с.
  2. Уроки в начальной школе: Поурочные разработки. Пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2004-192 с. – (Приложение к журналу “Начальная школа”)
  3. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Учебно-методическое пособие/ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002 – 144с.