Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 4-м классе "Понятие о неопределенной форме глагола"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:

1 . Образовательные

  • познакомить учащихся с начальной формой глагола – неопределенной;
  • формировать умения находить неопределенную форму глагола;
  • учить образовывать неопределенную форму с помощью вопроса;

2 . Развивающие

  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
  • развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;

3 . Воспитательные

  • формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
  • воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся.

Оборудование. Таблица “Глагол”, орфографические словари.

Ход урока

I. Организационный момент

– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но, начнем же урок, не будем зря время терять.

– Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за ваши успехи.

II. Повторение изученного материала

– Как всегда начинаем наш урок со словарного диктанта. Ваша задача – вставить пропущенные буквы и записать в тетрадь чисто и красиво эти буквы.

Гор…д, …ллея, здан…е, д…журить, в…кзал, з…вод, ул…ца, д…рога, ст…дион, автом…биль

– Проверим, что у вас получилось. (На доске ответ: о, а, и, е, о, а, и, о, а, о.)

Оцените свою работу на полях.

– Ещё раз просмотрите эти слова. Определите по двум признакам одновременно, какое из них лишнее? Почему? (Все слова, кроме слова дежурить, относятся к теме город и ещё дежурить – это глагол, а остальные слова – имена существительные.)

– Что мы называем глаголом? (Ответы детей)

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам ... (глагол).

– Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Стерлитамак – ты мой р…дной
Стал м…ею ты суд…бой.
Горы, реки и л…са,
Словно в ска…ке ч…деса.

Стерлитамак – душ… ч…стица,
Видим лишь родные лица,
Ты – б…л…шой огромный дом,
Дом, в котором мы ж…вём.

– Назовите глаголы и докажите. (стал, видим, живём)

– Что ещё мы умеем определять у глагола?

– Определите время, число и род (если возможно) у глаголов.

– Какие изученные орфограммы встретились в этом стихотворении?

– Найдите слова на изученные орфограммы:

1. Безударные гласные в корне слов: родной – родненький, моею – мой, леса – лес, чудеса – чудо, частица – часть, большой – больше, живем – жить.

2. Парные согласные в корне слов: сказке – сказочка.

3. Гласные после шипящих: чудеса, души, частица, живём.

4. Смягчающий мягкий знак: судьбой, большой.

– А теперь обобщим все, что знаем о глаголе: глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы в прошедшем времени что делал?, в настоящем времени что делает?, в будущем времени что сделает? и что будет делать?, изменяется по числам.

III. Постановка темы урока. Работа над новым материалом.

– Мы повторили всё, что знали о глаголе, а сегодня на уроке вы узнаете ещё что-то новое о глаголе.

На доске:

Подъехал, повредит, салютовать, чувствует, омолодится, празднует, съехал.

– Внимательно прочитайте слова на доске. Что их объединяет? (Это глаголы.)

– Почему? Докажите.

– Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? Какие орфограммы вы встретили? Работа в парах.

(К первой группе можно отнести слова подъехал, съехал. Они отвечают на вопрос что сделал?, стоят в форме прошедшего времени, в них есть орфограмма – разделительный твердый знак.)

(Во второй группе – слова повредит, омолодится. Они отвечают на вопрос что сделает? Стоят в форме будущего времени. В них есть орфограмма – безударный гласный в корне, который можно проверить.)

(В третьей группе – слова празднует, чувствует. Они отвечают на вопрос что делает? Стоят в форме настоящего времени. В них есть орфограмма – непроизносимый согласный.)

– Есть другие мнения или замечания? (Салютовать – "лишнее" слово? Или четвертая группа?)

-Обсудите в парах, что это за глагол. (Салютовать – это глагол, у которого нельзя определить время и число.)

– А что обозначает слово салютовать? (произвести салют)

– Назовите безударные гласные в этом слове. (В этом слове – безударные гласные а, ю, о.)

– Можно ли проверить эти безударные гласные? (Это словарное слово.)

– Запишите это слово в тетрадь с вопросом, подчеркните безударные гласные.

В тетрадях:

(Что делать?) салютовать.

– Почему глагол салютовать оказался "лишним", не попал ни в одну из трех групп? (Он отвечает на вопрос что делать? Мы не можем определить время. Глагол в неопределенной форме.)

– Ставлю над этим словом знак вопроса. К этому слову мы ещё вернёмся.

– Обратите внимание на слова:

На доске:

Х…дить, б…гать, в…зить, св…стеть, праз…новать

– Прочитайте их.

– Какие орфограммы встречаются в этих словах? Объясните написание.

– Какой частью речи являются эти слова?

– Задайте вопросы к этим словам.

– Запишите эти слова в тетрадь, продолжая начатую запись, выделите окончания.

– Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?

– Опять мы встретили глаголы, которые отвечают на вопрос: что делать? и имеют окончание -ть)

– Посмотрите на столбики слов

Нести

Идти

Вести

Везти

Войти

Беречь

Стеречь

Увлечь

Стричь

Лечь

– Чем похожи данные глаголы? (Отвечают на вопрос что делать? и что сделать? имеют окончание – ти и оканчиваются на – чь)

– Какие у вас будут мнения? Как же можно назвать их? ( Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и по которым нельзя определить ни время, ни число имеют окончание -ть, – ти, и оканчиваются на – чь.)

– Да верно, это неопределенная форма глагола. Ответ на вопрос найден.

– Так кто же сформулирует тему сегодняшнего урока? (Тема урока: "Неопределенная форма глагола".)

– А теперь попробуем сформулировать правило: "Что такое неопределенная форма глагола"?

1. Как она называется? (Неопределенной формой глагола)

2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)

3. Какие окончания имеет, на что может оканчиваться? (на – чь, имеет окончания – ть, -ти)

4. Можно ли по ней определить время, лицо, число? (нельзя определить лицо, время.)

– Ребята, приведите свои примеры неопределенной формы глагола.

– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, "мы, умеющие считать". Автору неважно, кто умеет считать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем считать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение.

IV. Первичное закрепление.

– Сейчас поиграем в игру "Найди, четвертый лишний". Определи лишний глагол в каждой группе.

1.играть, гулять, думал, петь (думал)

– Объясните почему вы считаете, что это слово лишнее.

– Запишите это слово. Запишите своё слово в этой же форме.

2.читает, пишет, считает, дружить (дружить)

3.привезти, принести, отпустил, занести (отпустил)

4.рассказал, подмёл, расцвести, рассадил (расцвести)

V. Физкультминутка.

Дружно встали.
Раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Отдыхать все дружно станем.
Повернёмся влево, вправо,
Получается на славу.
Школе низко поклонимся,
В ней учиться не ленимся.
Ниже, ниже наклонимся,
Ну, теперь пора садиться.

VI. Самостоятельная работа

– Теперь я определю, кто из вас внимательный.

– Я зачитаю пары слов, среди которых есть разные части речи. Вы должны записать только глаголы в неопределенной форме.

Один ученик работает на переносной доске.

– Ходит, ходить; кость, косить; крыть, кроют; носят, носить; стереть, стирают; плеть, плести; ногти, нести; лошадь, держать; медь, петь; стричь, стеречь.

На доске:

ходить, косить, крыть, носить, стереть, плести, нести, держать, петь, стричь, стеречь

Взаимопроверка тетрадей.

– Давайте проверим работу на доске. У кого есть вопросы или замечания? Высказывания детей.

– Кто же из вас оказался очень внимательным и выполнил всю работу без ошибок?

– Кто из вас допустил 1 ошибку? 2 ошибки?

– Остальным нужно быть внимательными и правильно ставить вопрос к словам.

VII. Знакомство с новым материалом (продолжение)

– Посмотрите, пожалуйста в словарики. Найдите в них существительные.

– В каком падеже, числе они стоят? (В именительном падеже, ед. числе)

– Как мы называем эту форму у имён существительных? (Начальной формой)

– А теперь найдите имена прилагательные. В каком падеже, числе они стоят? (В именительном падеже, ед. числе)

– Как мы называем эту форму у имён прилагательных? (Начальной формой)

– Найдите глагол. В какой форме? (В неопределенной форме.)

– Сделайте вывод: какая же форма для глагола является начальной?

– Прочитайте правило на стр. 182.

– Переходим к следующему заданию. Я буду читать объяснение лексического значения слова. Вы должны догадаться, о чем идет речь, и записать глаголы в начальной форме.

Один ученик выполняет задание у доски.

– Создавать какое-нибудь сооружение. (строить)

– Относиться с уважением к кому-либо. (уважать)

– Придать чему-либо красивый вид, сделать нарядным. (нарядить)

– Беречь, содержать в ценности. (хранить, сохранять)

– Проверим, что у вас получилось.

– Можно ли у этих глаголов определить форму времени, число? (Нет, это глагол в неопределенной форме.)

– Какие орфограммы встретили?

– Теперь вы будете образовывать глаголы в начальную форму. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать однокоренные глаголы в начальной форме.

На доске:

любовь, отношение, жизнь, ход, сбор, гордость, чистота, приезд, слава, дружба, радость, удивление

– Что у вас получилось? (Любить, относиться, жить, ходить, собирать, гордиться, чистить, приезжать, славиться, дружить, радоваться, удивляться.)

– Подчеркните сочетание -ть, -ти, -чь в глаголах.

Дети выполняют задание.

– Ребята, вспомните, сколько лет мы будем отмечать скоро нашему городу? (240 лет)

– Постарайтесь объединить слова, использованные в нашем уроке в одну тему и написать небольшой текст: “За что я люблю свой город”. Напомните, что мы называем текстом? (Несколько предложений, связанных по смыслу)

Запись в тетрадях, заслушивание нескольких работ.

– Оценки за ваши письменные работы вы узнаете на следующем уроке.

VII. Итог урока

– Над какой темой мы сегодня работали на уроке? (Познакомились с неопределенной формой глагола.)

– Как вы будете отличать глаголы в неопределенной форме от других глаголов? (Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Они могут оканчиваться на -ть, -ти, -чь.)

– Могу я убрать знак вопроса, поставленный в начале урока над словом салютовать? У кого еще остались сомнения?

VIII. Оценивание работы учащихся на уроке.

IX. Домашнее задание:

– На дом я предлагаю вам работу трех степеней сложности. Вы можете выполнять задания любого уровня, начиная с третьего и заканчивая первым (минимальная). Норма выполнения задания – 10 слов.

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень
оживает – укрепляем – пишем –
веришь – объявляет – пашешь –
поливаем – ходишь – ловит –
строят – сияет – лечите –
доверяете – верите – пилим –
светим - потушим - мажем –