Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок развития речи. Подготовка к сочинению "Моё любимое животное" (6-й класс)

Разделы: Преподавание русского языка


Презентация

Главная задача учителя на занятии с билингвами - способствовать всесторонней адаптации детей, в том числе и “лингвистической адаптации”. Пути и средства развития познавательных и творческих способностей учащихся в данном случае представляют широкий простор для импровизации, однако мы решили ограничиться рамками традиционного урока развития речи, считая, что его коммуникативная ценность чрезвычайно велика. Элемент блочно-модульной технологии используем лишь как перспективное домашнее задание, осуществляя таким образом преемственность учебных задач.

Цели:

  • формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию на тему “Моё любимое животное”;
  • расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных;
  • закрепить знания о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • таблицы “Текст научного стиля (с фотографиями собак)”,
  • ключевые фразы для описания повадок животного; карточка с ответом на тест, карточки с синонимичным рядом слов, карточки для индивидуальной работы: художественный текст “Малыш”, план сочинения, фотографии собак, текст, тест, домашнее задание;
  • таблица с описанием внешнего вида животного;
  • запись песни В. Шаинского “Пропала собака”;
  • компьютер.

Ход урока

1. Активизация и мотивация учебной деятельности.

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу писать, как написать и для чего написать.

Максим Горький.

Я думаю, что каждый из вас в конце урока сможет ответить на эти три вопроса так как у нас сегодня урок развития речи, и мы будем готовиться к сочинению. Чтобы назвать тему сочинения, вы должны отгадать слово, которое я задумала. Оно является ключевым в названии темы сочинения.

Игра “Да-нет”

Учащиеся задают вопросы, учитель отвечает: “Да или нет”.

Учащиеся приходят к выводу, что сочинение будут писать о животном.

Запись темы урока в тетрадь.

Нас окружает разнообразие животного мира, но среди этого разнообразия есть такие животные, за которыми вы наблюдаете, их дрессируете, кормите, и всегда помните, что вы в ответе за тех, кого приручили. Это самые любимые животные, назовите их.

(Учитель просит назвать любимое животное и просит перевести это слово на армянский язык, подчёркивая, что язык красив и неповторим).

2. Комплексная работа с готовым текстом.

(Анализ текстов разных стилей, выявление формальных признаков типа речи).

Работа с научным текстом.

Проецируется фотографии собак и текст с научным описанием болонки.

Рассмотрите фотографии, прослушайте текст, попробуйте определить, о какой собаке говорится в тексте.

Это одна из самых мелких пород собак. Высота в холке 21-25 см. Вес от 3 до 4 кг. У неё своеобразный шерстный покров. Волос по всему телу без подшерстка, свешивается по обе стороны туловища до земли. Окрас чисто-белый. Голова средней величины, удлиненная. Глаза круглые, тёмные, уши висячие. Лапы маленькие с черными подушечками.

У собаки спокойный характер поведения, движения ровные.

О какой собаке говорится в тексте? (переведите это слово на армянский язык)

Как вы догадались?

К какому стилю относится текст?

К какому типу речи? (Обратите внимание на таблицы).

Микроитог: научное описание отличается точностью, логической последовательностью, специальными научными словами (терминами).

-Послушайте ещё один текст о болонке.

-Чем он отличается от предыдущего?

Работа с художественным текстом.

На партах предложен готовый текст. Текст читают ученики про себя. Подбирают заголовок к тексту.

… (Малыш).

Я хочу рассказать о моем любимом животном. Это собака, которую зовут Малыш.

Малыш- это красивая болонка. Она небольшого роста, шерсть у неё снежно-белая, завивается и висит на боках и на мордочке, как у барашка. Длинные уши и коротенький хвостик совсем теряются в шерсти. Мордочка у болонки смешная. У неё приплюснутый носик и большие тёмные глаза. Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. Когда собачка бежит, то она забавно семенит ими.

Малыш очень любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам: становится на задние лапки, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить. Малыш любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит, но зато не любит причёсываться, наверно, ему это причиняет боль. Он охотно едет гулять, хорошо слышит телефонный звонок в коридоре и начинает громко лаять и царапать дверь.

Я люблю свою собачку, и мне интересно наблюдать за жизнью моего маленького друга.

- Что объединяет оба текста?

Чем этот текст отличается от предыдущего?

Какие описательные конструкции используются в тексте?

Чем ещё отличается?

К какому стилю относится текст?

К какому типу речи?

Микроитог: Художественное описание более образное, яркое, красочное, в нем отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение. Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и … сочинения.

3. Составление плана сочинения.

Что вы знаете о сочинении?

Из каких частей состоит?

О чем говорится во вступлении?

Что вы узнали в основной части текста?

Что именно и в какой последовательности описывает автор собаку?

Чем заканчивается текст?

У вас на партах заготовлены карточки с планом. Расположите их в правильном порядке.

(Проверка плана и запись в тетрадь).

ПЛАН.

1. Я хочу рассказать о моем любимом животном.

2. Описание животного:

а) внешний вид животного;
б) повадки животного;

3. Мое отношение к животному.

Физминутка.

4. Подготовка материалов к самостоятельной творческой работе.

Не только словами можно описать животное, рассказать об отношении к нему, но и при помощи музыки.

Прослушивание песни В. Шаинского “Пропала собака”.

Помогите найти собаку, о которой поется в песне. Учащиеся отбирают фотографию.

Рассмотрите фотографию и