Нестандартный урок "Математический бой"

Разделы: Математика


Цели:

  • воспитание интереса к математике,
  • развитие логического мышления,
  • расширение кругозора,
  • демонстрация практического применения науки.

Ход

На стендах высказывания:

  • “Над математиком кудрявым
    Солдат занес короткий нож,
    А он на отмели песчаной
    Окружность вписывал в чертеж”.
  • Об Архимеде.
  • “Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть”. Л.Н. Толстой
  • “Ныне и всяк лучший воин
    Эту науку знать должен”.
  • “Знания нужны в жизни, как винтовка в бою”.

Учитель

Итак, апрель, хорошая погода, у всех хорошее настроение, но все внимательны и сосредоточены. Кто самый внимательный, тот повторит произнесенную фразу.

Сегодня – математический бой. Бой – слово грозное, но мы должны помнить о его правилах:

а) стремясь к победе, воюй честно;

б) уважай соперника;

в) своим корректным поведением ты можешь завоевать симпатии жюри;

г) своим нетактичным поведением можешь приблизить к победе соперника.

Итак, ваше оружие – блестящие ответы, быстрые точные ходы, оригинальные решения.

Цель жюри: выявить победителя, самого активного участника и ученика, заслуживающего приз зрительских симпатий, по мнению болельщиков.

Представляем отделения: командиры, название. Кому первому предоставить слово в нашей встрече, решит первый тур.

Проверка готовности (первый решивший, приносит первое очко).

Сколько времени должен идти бой?

<Рисунок 1>

2. Конкурс разведчиков (разведать путь к высоте, найти удобный подступ: построить точки по их координатам, последовательно их соединяя).

Разведчик 1 Разведчик 2
(0,0) —> (-2,-3) —> (1,-4) —> (2,4) —> (5,5) (0,0) —> (-2,1) —> (3,2) —> (4,-2) —> (5,5)

3. Конкурс связистов (связь часто бывает нарушена во время боя, необходимо как можно быстрее наладить ее: заменить звездочку верным знаком).

Связист 1 отделения Связист 2 отделения
(-2,36) · (-40,5) + (-1002) * 0 -762 + 3,14 · (-0,186) * 0
3,5 : 3,5 + 0 : (-17) * 1 3,4 : (-3,4) + 4 : 2 * 1
-2 · (-3) · (-4) · 5 * 0 -7 · (-8) · 2 · (-3) * 0

4. Перестрелка (по три вопроса друг другу).

5. Конкурс командиров.

Четверо солдат во время бомбежки оказались в окопе. Трое из них были ранены. После обстрела они решили, что четвертый пойдет за помощью. Один из них дал уходящему 8 патронов, другой 12, а третий 7. После этого у них осталось патронов поровну. Сколько патронов было у каждого, если вместе у них было 75 патронов?

Ответ: 24, 28, 23.

6. В бой вступает техника.

Как воздух математика нужна
Сегодня молодому офицеру.

По одному человеку от отделения. Задание: сбить вражеские самолеты и подбить танки.

<Рисунок 2>

7. В бой вступает пехота.

Задание: взять высоту (по цепочке решают по одному примеру).

<Рисунок 3>

Работа шифровальщиком (отгадать кроссворд).

<Рисунок 4>

По горизонтали:

  1. В поле не воин. /один/
  2. Очень важная, как птица. /единица/
  3. Часть прямой. /отрезок/
  4. (3:4) : (3:32) /восемь/
  5. Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, исходящих из одной точки. /угол/
  6. Вид угла. /тупой/
  7. Число под чертой дроби. /знаменатель/
  8. Орудие труда учителя. /мел/

По вертикали:

(Это наше пожелание в конце “боя” - нет войне).

9. Помощь в бою не лишняя (конкурс болельщиков).

а) Снаряд весит 1 кг и полснаряда. Сколько весит снаряд? (2 кг)

б) Один грузовик ехал в деревню и встретил три тягача, из которых 2 тянули по сломанной машине. Сколько машин ехало в деревню? (1 машина)

в) Из Москвы и Калуги выехали навстречу друг другу 2 мотоциклиста. Они едут безостановочно. Первый едет со скоростью 30 км/ч, а второй – 20 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут за 2 часа до встречи? (100 км)

г) Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? (без дроби)

д) Какой цифрой оканчивается произведение всех чисел от 0 до 82? (0)

е) Когда частное равно делимому? (когда делитель равен единице)

10. Привал (по одному номеру художественной самодеятельности – солдаты отдыхают, а жюри подводит итоги).

Итоги.