Личностно-ориентированное общение в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


По собственному опыту мы знаем, что есть люди, которые общаются хорошо, в их обществе приятно находиться. Они умеют общаться. Человек, умеющий общаться, обеспечивает нам чувство комфортности, ощущение собственной значительности в его глазах, чувство, что нас понимают и нам сочувствуют.

Но нам всем встречались люди, в обществе которых чувствуешь себя неуютно, которые либо подавляют собеседника, либо ведут себя неадекватно или общаться с ними просто неинтересно. Обычно это означает, что этот человек не умеет общаться.

Общение педагога с детьми требует определенных умений и знаний: как строить процесс общения в том или ином случае, понимания, к чему приводит тот или иной стиль общения, постоянного внимания к тому, какую реакцию мы вызываем у своего собеседника.

В том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас, педагогов, ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образы.

Музыкальный руководитель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться и развивать музыкальные способности дошкольника. От того, как построен процесс общения, зависят результаты музыкального развития ребенка. Если музыкальный руководитель ставит себе цель развить у ребенка музыкальные способности, то он должен учитывать интересы, способности и склонности каждого ребенка в отдельности. Предлагая ребенку тот или оной предмет общения, педагогу необходимо сделать так, чтобы этот предмет был интересен ребенку. Сделать это можно, отталкиваясь от реальных интересов ребенка.

Я работаю музыкальным руководителем с 17 лет. По моим наблюдениям одним из видов деятельности, которое сближает детей и педагога, делает их общение более тесным, доверительным и интересным является музыкальное занятие. Благодаря творческой работе на музыкальных занятиях ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. А достижение успеха в том или ином виде музыкальной деятельности способствует формированию позитивной личности, дошкольника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего “Я”.

Конспект музыкального занятии является старшей группе.

Цель: Развитие у детей музыкального восприятия, певческого голоса и творческих способностей. Развитие личностных качеств.

Задачи:

  • развивать: эмоциональную отзывчивость на инструментальную классическую музыку;
  • вокальные навыки в индивидуальном и коллективном исполнительстве.
  • развивать личностные качества ребенка, основываясь на его способностях, умениях и талантах.

Оборудование и материалы.

  • Т. С. О. Аудиозаписи с произведениями композиторов-классиков.
  • Сен-Санс. “Карнавал животных. Аквариум”, Аренский “Лесной ручей”, Римский-Корсаков “Океан – море синее”, Свиридов “Дождик”.
  • Модель капельки.
  • Репродукции.

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку Свиридова”Дождик”.

Звучит музыкальное приветствие. Дети поют небольшие песенки-попевки по усмотрению педагога.

Музыкальный руководитель (М. Р.):

- Пригласить хочу я в сказку,
Всех детей с добром и лаской.
Но чтоб в сказку нам попасть
Загадку надо отгадать:
Водяные мы частички,
Все похожи как сестрички.
Сверху падаем мы вниз
На окошко, на карниз.
Потихоньку, понемножку
Мы собой наполним бочку,
Лужу, море, океан!
Кто же догадается
Как мы называемся?

Дети:

Это дождик.
Дождевые капли.

М. Р.  Совершенно верно. Вот про эти капельки воды и будет наша сказка. Я начну, а вы мне поможете.

Жила-была на свете капелька воды.

“Ах, какая я маленькая! Никто меня не замечает и никому я не нужна”. – так часто говорила себе капелька и грустила.

“Вот ба мне отправиться путешествовать, но одной мне будет скучно и опасно”.

Что же делать?

Дети предлагают свои варианты ответов.

М. р. Ребята, давайте поможем капельке. И вместе с ней отправимся в путешествие. А я при помощи волшебной музыки превращу вас в дождевые капли. Возьмитесь все за руки, почувствуйте, что с вами рядом друг, который всегда вам поможет в трудную минуту.

Итак, я начинаю волшебное превращение.

Звучит музыка К. Сен-Санса “Аквариум” из “Карнавала животных”.

М.р. Посылаю вас, капельки, на Землю. Пролейтесь дождем, помойте Землю, растения, все живое, а потом возвращайтесь обратно. А чтобы вам было веселее спускаться, я предлагаю спеть веселую песенку.

Дети исполняют песню “Дождик” композитора Парцхаладзе. (Приемы хорового и индивидуального пения).

М. р. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли веселым ручейком.

Звучит пьеса “Лесной ручей” композитора Аренского.

М. р. Встретились однажды ручейки вместе и стали полноводной рекой.

Разучивание песни “Наша речка” композитора Абрамова.

М. р. Ребята, а кто знает названия рек?

Дети предлагают варианты ответов.

М. р. Наш горд расположен на живописном берегу реки Волга. Давайте, исполним песню про наш родной город!

Звучит пе6сня “Козьмодемьянск, цвети”, композитора Н. Орловой.

(Различные методы и приемы исполнения песни).

М. р. Плывут капельки по реке, путешествуют, и мы вместе с ними. И попадают, наконец, в море.

Звучит музыка Римского-Корсакова “Океан – море синее”.

М. р. Но к сожалению, наше путешествие подходит к концу. Мы с вами побывали в сказке, где главными героями были вы – капельки воды, веселый ручеек, река и море. У каждого свой характер: ручеек – веселый и шустрый, река – спокойная и неторопливая, море – необъятное и таинственное.

А мы, капельки, сольемся сейчас в ручеек и побежим обратно.

Дети играют в игру “Ручеек”.

М. р. Путешествие закончилось и я превращаю вас обратно в детей. Беритесь крепко за руки, я начинаю считать: 1, 2, 3, 4, 5 – вот вы в садике опять.

И наше музыкальное путешествие тоже подошло к концу.

Дети прощаются и под музыку выходят из зала.