Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка "Парные согласные звуки в середине слова", 3-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:

  • обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных в середине слова, научить распознавать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их буквами, учить сопоставлять произношение и написание согласных, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать вывод, классифицировать, учить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;
  • развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал, развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь;
  • формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей, закрепить гигиенические навыки письма.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” Л. В. Поляковой, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки для групповой работы и работы в парах;
  • картинки с изображением предметов, обозначающих словарные слова, карточки со словами, содержащими парную согласную в середине и в конце слова, рисунок на тему “Зима”, музыкальные фрагменты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Урок русского языка. Улыбнитесь друг другу и мне. Вы хотели бы увидеть птицу счастья? Удастся это тому, кто будет внимательным, активным.

На уроке наши глаза смотрят и всё видят.

- Наши уши слушают и всё слышат.

- Наши головы хорошо думают.

II. Минутка чистописания.

- Посмотрите внимательно на изображение:

- Какие буквы вы здесь увидели?

- Покажите их и запишите в тетрадь. г х ж ш п т з с в ф б к д (ч, щ, ц)

- А теперь найдите лишние среди них.

- Почему вы так думаете? (не имеют пары)

- Вычеркните их карандашом.

- А теперь запишите оставшиеся буквы парами и узнайте тему урока.

(Парные согласные звуки в середине слова).

- Знакома ли вам эта тема?

III. “Вхождение” в тему урока.

- Закройте глазки, подумайте о чём-нибудь приятном и настройтесь на активную работу.

IV. Актуализация полученных знаний.

- Открывайте глаза. Послушайте стихи:

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт — сын ошибок трудных,
И гений — парадоксов друг.

(А. С. Пушкин)

- Почему именно эти строчки я выбрала эпиграфом к уроку?

- Каким словом заканчивается четверостишие? (друг)

- Исследуйте это слово.

- Произнесите его мягко, ласково.

- А теперь вспомните уроки литературного чтения и стихотворение, которое вы учили во 2 классе. (1 ученик читает)

- Кого вы представили и кому хотели бы сказать эти слова?

- Почему?

- Кого же можно назвать другом? (ответы детей)

- Назовите “родственников” слова друг, (дружок, дружище, дружба, дружные...)

- А теперь подумайте, как по-другому можно назвать друга? (приятель, товарищ)

- Запишите в тетрадь.

- Часто в жизни настоящий друг может заменить даже родителей в случае необходимости. Неслучайно народ сложил много пословиц и поговорок о друзьях и дружбе.

- Какие пословицы вы нашли к уроку? (читают)

- А есть ли антонимы у слова друг?

- Назовите их. (враг, недруг)

- Запишите их на новой строке эти слова.

- Что еще вы можете рассказать о слове друг?

(имя сущ., одуш., м.р., ед.ч., 1 слог, 4 буквы, 4 звука, 3 согл., 1 гл.)

- А теперь скажите, что общего у слов этой группы?

- Что вы можете сказать о звуках, которые слышатся в конце этих слов?

- Какой буквой мы обозначим эти звуки? (г)

- А почему? (это орфограмма)

- Как же правильно поступить, чтобы обозначить парный согласный на конце слова? (его надо проверить)

- Какое правило нам поможет? (дети формулируют правило)

V. Словарная работа.

- Выберите картинки с изображением предметов, в названии которых есть такая же орфограмма.

(дети выбирают картинки из группы: автобус, адрес, космос, морковь, космонавт, помидор, магазин, улица)

Проверка с помощью сигнальных карточек.

VI. Физкультминутка.

- Итак, вы хорошо поработали. А теперь давайте отдохнем и споем песенку о дружбе.

(дети исполняют 1-ый куплет песни “Настоящий друг” под музыку)

VII. Открытие нового знания.

- На доске карточки:

шу.ка ща.ка берё.ка варе.ка сне. моро. про.ьба щар. ле.

- Исследуйте эти слова.

- Что общего у всех слов? (имена существительные, имеют парные согласные)

- А по какому признаку их можно разделить на группы? (парные согласные в середине и на конце)

- Запишите слова с парными согласными на конце, подберите проверочные слова. (слова убираю)

- А теперь рассмотрите оставшиеся слова.

- Что их объединяет? (парные согласные в середине)

- А какое слово лишнее? (просьба)

- Объясните свой выбор. (во всех словах согласный глухой, а здесь — звонкий)

- Почему так происходит?

- Обратите внимание на букву согласного, перед которой стоит парный.

- Что заметили? (перед глухим согласным произносится парный глухо, перед звонким - звонко)

Говорят, что звонкий звук “оглушается”, а глухой — “озвончается”.

Проблемный вопрос.

- Так как же быть, чтобы правильно обозначить на письме парный согласный в середине слова? (слово нужно изменить)

- Сформулируйте правило.

- А теперь сравните его с выводом учебника на с. 99.

VIII. Чтение правила по учебнику.

- Чем является буква парного согласного?

- Запишите слова второй группы вместе с проверочными.

- Итак, наше исследование завершилось.

- Вы только что сделали новое открытие. Какое?

(Парные звонкие и глухие согласные в середине слова надо проверять)

IX. Физкультминутка.

Лёгкие прыжки,
Мелкие шажки,
Громкие хлопки,
Дружные кивки.
Тихая посадка.
Вот и вся зарядка.

- Какие слова с парными согласными услышали?

1 ряд - называет слова

2 ряд - показывает сигнальные карточки, а затем наоборот.

X. Работа в парах.

- Как вы думаете, всегда ли буква парного согласного зависит только от того, перед каким согласным она стоит в слове?

- Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте в парах.

- Догадайтесь, какие слова зашифрованы? (карточки на столах)

пру[ . ] - пру...ы - пру ...

? пру...

- пру[ . ] - пру...ик - пру ...

М . ро . , пру . , сн . . ком,

а, з . т . нул, д . рев .я, л.. ком,

з . пуш . л.

- Докажите.

- Восстановите деформированное предложение, правильно обозначив парный согласный в слове “пруд”, вставьте пропущенные орфограммы. (Мороз запушил деревья снежком, а пруд затянул ледком)

XI. Проверка работы в парах.

- Итак, какие это слова?

- Докажите.

- Что такое “пруд”? (толковый словарь)

- Что такое “прут”? (толковый словарь)

- Какое предложение вы составили?

- Вставьте пропущенные буквы.

- Объясните орфограммы.

- Проверьте свою работу.

XII. Разбор предложения по членам.

(один ученик на оценку)

- Что же явилось гл