Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок русского языка "Парные согласные звуки в середине слова", 3-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:

  • обеспечить условия необходимости поиска способа проверки правописания парных согласных в середине слова, научить распознавать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их буквами, учить сопоставлять произношение и написание согласных, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать вывод, классифицировать, учить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;
  • развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал, развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь;
  • формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей, закрепить гигиенические навыки письма.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” Л. В. Поляковой, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки для групповой работы и работы в парах;
  • картинки с изображением предметов, обозначающих словарные слова, карточки со словами, содержащими парную согласную в середине и в конце слова, рисунок на тему “Зима”, музыкальные фрагменты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Урок русского языка. Улыбнитесь друг другу и мне. Вы хотели бы увидеть птицу счастья? Удастся это тому, кто будет внимательным, активным.

На уроке наши глаза смотрят и всё видят.

- Наши уши слушают и всё слышат.

- Наши головы хорошо думают.

II. Минутка чистописания.

- Посмотрите внимательно на изображение:

- Какие буквы вы здесь увидели?

- Покажите их и запишите в тетрадь. г х ж ш п т з с в ф б к д (ч, щ, ц)

- А теперь найдите лишние среди них.

- Почему вы так думаете? (не имеют пары)

- Вычеркните их карандашом.

- А теперь запишите оставшиеся буквы парами и узнайте тему урока.

(Парные согласные звуки в середине слова).

- Знакома ли вам эта тема?

III. “Вхождение” в тему урока.

- Закройте глазки, подумайте о чём-нибудь приятном и настройтесь на активную работу.

IV. Актуализация полученных знаний.

- Открывайте глаза. Послушайте стихи:

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт — сын ошибок трудных,
И гений — парадоксов друг.

(А. С. Пушкин)

- Почему именно эти строчки я выбрала эпиграфом к уроку?

- Каким словом заканчивается четверостишие? (друг)

- Исследуйте это слово.

- Произнесите его мягко, ласково.

- А теперь вспомните уроки литературного чтения и стихотворение, которое вы учили во 2 классе. (1 ученик читает)

- Кого вы представили и кому хотели бы сказать эти слова?

- Почему?

- Кого же можно назвать другом? (ответы детей)

- Назовите “родственников” слова друг, (дружок, дружище, дружба, дружные...)

- А теперь подумайте, как по-другому можно назвать друга? (приятель, товарищ)

- Запишите в тетрадь.

- Часто в жизни настоящий друг может заменить даже родителей в случае необходимости. Неслучайно народ сложил много пословиц и поговорок о друзьях и дружбе.

- Какие пословицы вы нашли к уроку? (читают)

- А есть ли антонимы у слова друг?

- Назовите их. (враг, недруг)

- Запишите их на новой строке эти слова.

- Что еще вы можете рассказать о слове друг?

(имя сущ., одуш., м.р., ед.ч., 1 слог, 4 буквы, 4 звука, 3 согл., 1 гл.)

- А теперь скажите, что общего у слов этой группы?

- Что вы можете сказать о звуках, которые слышатся в конце этих слов?

- Какой буквой мы обозначим эти звуки? (г)

- А почему? (это орфограмма)

- Как же правильно поступить, чтобы обозначить парный согласный на конце слова? (его надо проверить)

- Какое правило нам поможет? (дети формулируют правило)

V. Словарная работа.

- Выберите картинки с изображением предметов, в названии которых есть такая же орфограмма.

(дети выбирают картинки из группы: автобус, адрес, космос, морковь, космонавт, помидор, магазин, улица)

Проверка с помощью сигнальных карточек.

VI. Физкультминутка.

- Итак, вы хорошо поработали. А теперь давайте отдохнем и споем песенку о дружбе.

(дети исполняют 1-ый куплет песни “Настоящий друг” под музыку)

VII. Открытие нового знания.

- На доске карточки:

шу.ка ща.ка берё.ка варе.ка сне. моро. про.ьба щар. ле.

- Исследуйте эти слова.

- Что общего у всех слов? (имена существительные, имеют парные согласные)

- А по какому признаку их можно разделить на группы? (парные согласные в середине и на конце)

- Запишите слова с парными согласными на конце, подберите проверочные слова. (слова убираю)

- А теперь рассмотрите оставшиеся слова.

- Что их объединяет? (парные согласные в середине)

- А какое слово лишнее? (просьба)

- Объясните свой выбор. (во всех словах согласный глухой, а здесь — звонкий)

- Почему так происходит?

- Обратите внимание на букву согласного, перед которой стоит парный.

- Что заметили? (перед глухим согласным произносится парный глухо, перед звонким - звонко)

Говорят, что звонкий звук “оглушается”, а глухой — “озвончается”.

Проблемный вопрос.

- Так как же быть, чтобы правильно обозначить на письме парный согласный в середине слова? (слово нужно изменить)

- Сформулируйте правило.

- А теперь сравните его с выводом учебника на с. 99.

VIII. Чтение правила по учебнику.

- Чем является буква парного согласного?

- Запишите слова второй группы вместе с проверочными.

- Итак, наше исследование завершилось.

- Вы только что сделали новое открытие. Какое?

(Парные звонкие и глухие согласные в середине слова надо проверять)

IX. Физкультминутка.

Лёгкие прыжки,
Мелкие шажки,
Громкие хлопки,
Дружные кивки.
Тихая посадка.
Вот и вся зарядка.

- Какие слова с парными согласными услышали?

1 ряд - называет слова

2 ряд - показывает сигнальные карточки, а затем наоборот.

X. Работа в парах.

- Как вы думаете, всегда ли буква парного согласного зависит только от того, перед каким согласным она стоит в слове?

- Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте в парах.

- Догадайтесь, какие слова зашифрованы? (карточки на столах)

пру[ . ] - пру...ы - пру ...

? пру...

- пру[ . ] - пру...ик - пру ...

М . ро . , пру . , сн . . ком,

а, з . т . нул, д . рев .я, л.. ком,

з . пуш . л.

- Докажите.

- Восстановите деформированное предложение, правильно обозначив парный согласный в слове “пруд”, вставьте пропущенные орфограммы. (Мороз запушил деревья снежком, а пруд затянул ледком)

XI. Проверка работы в парах.

- Итак, какие это слова?

- Докажите.

- Что такое “пруд”? (толковый словарь)

- Что такое “прут”? (толковый словарь)

- Какое предложение вы составили?

- Вставьте пропущенные буквы.

- Объясните орфограммы.

- Проверьте свою работу.

XII. Разбор предложения по членам.

(один ученик на оценку)

- Что же явилось главным условием выбора буквы парного согласного?

(лексическое значение слова)

- Вот и ещё одну орфографическую задачу решили.

XIII. Самостоятельная работа по учебнику.

- Сейчас вам предстоит поработать со своим другом - учебником. Упр. 191, с. 101.

- Прочитайте текст. К какому литературному жанру он относится?

- Докажите.

- Впишите слова с пропущенными буквами, подберите проверочные слова.

(В это время 4 учащихся работают по карточкам)

Запиши слова в нужную колонку.

Морозный, ветер, забег, берёзка, проход, рассказ, булочка, лесок, дождь.

У доски 1 ученик выполняет упр. 191.

Проверка осуществляется с помощью сигналов обратной связи.

XIV. Работа над составом слова.

- Выберите схемы, иллюстрирующие состав слов:

- Назовите эти слова.

XV. Игра-соревнование “Не подведи свой ряд”.

(вставляют пропущенную букву)

ИГРУ...КА

ИЗБУ...КА

КОРМУ... КА

БЕРЁ...КА

ПУГО...КИ

САЛА...КИ

ШУ...КА

ВАРЕ...КИ

ДОРО...КА

ГЛА...КИ

ГУ...КИ

МОРКО...КА

НО...КИ

ИЗБУ...КА

СУГРО...

ИГРУ...КА

НО...КИ

СКА...КА

ША...КА

ГЛА...КИ

САПО...КИ

КО...КА

КЛЮ...КА

СНЕ...КИ

КОРМУ...КА

ДОРО...КА

САЛА...КИ

XVI.  Подготовка к сочинению - миниатюре.

- Сегодня утром у нас побывал художник - недоучка. Он подарил вам картину, где изобразил свои любимые зимние забавы.

- Но предметы, в названии которых есть парный согласный, исчезли. Давайте поможем горе - художнику восстановить картину, (дети называют слово, подбирают проверочное, учитель прикрепляет предметы на картину)

(шапка, шубка, сапожки, пуговки, морковка, глазки, берёзка, избушка, снег, варежки, дорожка)

XVII. Сочинение-миниатюра.

- А теперь расскажите художнику о своих зимних увлечениях, используя слова с парными согласными.

XVIII Проверка творческих работ. Беседа по ОБЖ.

- Где же можно кататься на санках?

- Как поступить при обморожении?

XIX. Домашнее задание.

1. Упр. 192.

2. Сочинить стихотворение со словами на с. 98.

3. Записать 10 слов с парными согласными.

XX. Итог урока.

1. - С каким открытием в области орфографии вы познакомите своих родителей?

2. Выполнение теста по теме урока.

Фамилия, имя______________________________

1. Подчеркни слова с сомнительной согласной:

дом, снежки, сад, берёзы, шапка, день.

2. Найди и обведи проверочные слова к словам:

ду...ки, ми...ка, гри...ки:

медведь, дуб, мишутка, дубок, грибник, гриб, грибы.

3. Поставь, где нужно букву т:

тор..., сле..., схва...ка, ло...ка, пило...ка.

4. Подчеркни лишнее слово:

шапка, книжка, утка, лапка, марка.

XXI. Рефлексия.

- Какому человеку вы подарите свою снежинку?

Спасибо за работу!

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится...
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный.