Интегрированный урок литературы и истории "Смысл теории Раскольникова, или Каков жанр романа «Преступление и наказание»"

Разделы: Литература


Меня называют психологом,  я лишь реалист в высшем смысле.

Ф. М. Достоевский

Цели: Показать истоки и смысл теории Раскольникова, трагизм и ее претворение в жизнь, определить одну из особенностей жанра романа.

Задачи:

1. Проанализировать теории, представленные в романе.

2. Сформировать на литературном материале философское значение теории сверхчеловека, сильной личности.

3. Развивать способность учащихся к понятийному логическому мышлению, развитие таких качеств мышление как доказательность рассуждений.

Предварительное домашнее задание:

1. Выяснить, сколько человек в семье погибло в годы октябрьской революции, гражданской войны, в сталинских концлагерях, в годы Великой Отечественной война.

ХОД УРОКА

1. Определение темы урока.

Задание: Заполните таблицу, проведя соответствия:

Название произведения Жанр Основная проблема
“Евгений Онегин” Философско-психологический роман Типичный представитель 30 годов XIX столетия”Лишний человек”
“Герой нашего времени” Роман в стихах Типичный представитель 40 годов XIX столетия “Лишний человек”
“Обломов” Социально-психологический роман Человек идеи
“Преступление и наказание” Социально-бытовой роман Типичный представитель 20 годов XIX столетия “Лишний человек”

Что же главное в романе “Преступление и наказание”:

Хронология одного преступления. ИЛИ Кому важно мысль разрешить ?

Презентация

2. Проанализируем жанровое своеобразие романа

Разбор жанровой специфики романа, доказательство учащихся по каждому напрвлению, отражённому на слайде№2

СЛАЙД №2

Социально-бытовой

Детективный

Любовный

Психологический

Философский

Религиозный

? - ответ на этот вопрос - цель нашего урока

ТЕМА УРОКА СЛАЙД №1-

 Смысл теории Раскольникова, или каков жанр романа “Преступление и наказание”

Работая по теме урока, будем помнить слова самого Ф. М. Достоевского: “Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле”.

3. Анализ теорий, представленных в романе по следующим вопросам

  • кому принадлежит теория,
  • в чём её суть,
  • ваше понимание теории с точки зрения сегодняшнего дня

Работая с каждой страницей слайда, отвечаем на вышеуказанные вопросы

СЛАЙД №3

“Ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было”.

СЛАЙД №4

“Возлюби, прежде всех одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел!”

СЛАЙД №5

“Человеку всё позволено!”

СЛАЙД №6

“ “необыкновенный” человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует!”

СЛАЙД №7

“Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть дар или талант сказать в среде своей новое слово! . Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по моему, дать себе разрешение через кровь!”

СЛАЙД №8

“Да ведь тут арифметика!” (За одну жизнь - тысяча жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен).

4. Анализ теорий, предложенных учителем

СЛАЙД №9

Что такое закон? Выражение воли господствующих классов.

Отсталые массы не проймешь теорией, им нужен опыт.

(В. И. Ленин) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии

СЛАЙД№10

“Поэтому каждый, кто пытается разрушить это единство, кто стремится к отделению от него отдельной части, он враг, заклятый враг государства. И мы будем уничтожать каждого такого врага, мы будем уничтожать весь его род, его семью”. . .

(И. В. Сталин ) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии

СЛАЙД №11

“Завоевать душу народа можно только, если одновременно с борьбой за собственные положительные цели повести борьбу за уничтожение тех, кто является противниками наших целей”

(Гитлер) – на слайде не указан автор, учитель на этом этапе не произносит фамилии

5. Анализ последствий теорий

СЛАЙД №12

СЛАЙД №13

СЛАЙД №14

СЛАЙД №15

6. Рефлексия по теме урока

Встаньте те, у кого кто-нибудь погиб в результате воплощения данных теорий в жизнь?

7. Вывод: каков же жанр романа?

СЛАЙД №16

СЛАЙД №17

Социально-бытовой

Детективный

Любовный

Психологический

Философский

Религиозный

? - ответ на этот вопрос

- Предупреждение

9. Домашнее задание

Мини-сочинение “Теория Раскольникова в истории моей семьи”.

Приложение