Внеклассное мероприятие "Конституция Российской Федерации"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить учащихся с конституцией Российской Федерации,
  • воспитывать у них уважительное отношение к конституции как основной закон государства.

Форма проведения: Познавательная игра.

Ход мероприятия

Знакомство с условиями игры. (Игра состоит из несколько этапов. Класс делиться на четыре группы, каждая группа получает задание, с которым работает в течение 8 минут. Далее группа получает другое задание, а жюри проверяют задания предыдущего этапа.)

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами знаем подробнее о главном законе России – Конституции Российской Федерации. Я попросила вас прочитать ее и понять основы и ценности этого закона. Сегодня наша встреча пройдет в форме игры в четыре этапа. Но сначала послушайте.

Презентация

(Слайд 2) Что означает слово конституция.

Конституция – [лат. Constitutio установление] – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему.

(Слайд 3) Конституционные начала развивались и утвердились в Англии, где, начиная с XIII в. (Великая Хартия вольностей 1215 г. ) была подписана королем Джоном.

Соединенное Королевство не имеет Конституции в таком же смысле, в каком имеет ее США, Россия. Британская конституция не сведена в едином документе, а состоит из законов и юридических прецедентов, принимавшихся и создавшихся в течение столетий

(Слайд 4) Я хотела бы сказать еще о конституции США. 17 февраля 1787 г. в Филадельфии делегаты Конгресса подписали Конституцию США. Этот документ стал первой писаной Конституцией в мире. Эта конституция до сир пор существует, ее не отменяют, только принимают поправки.

Что касается России начало конституционного строя положено манифестом 17 октября 1905 г. Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г.

Конституция СССР – 31 января 1924 г., 5 декабря 1936 г., 7 октября 1977 г.,

Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Начинается она словами: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своем земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации”.

Конституция РФ состоит из 2 разделов. В первом разделе 9 глав (137 статей).

Название первой главы – основы конституционного строя, которая включает 16 статьей. Вторая глава – права и свободы человека и гражданина состоит из 48 статей.

Третья глава – федеральное устройства включает 15 статей.

Четвертая глава – Президент Российской Федерации – 14 статей. Пятая глава – Федеральное собрание – 16 статей. Шестая глава – Правительство РФ – 8 ст.

Седьмая глава – Судебная власть – 12 ст. Восьмая глава – местное самоуправление - 4 ст. Девятая глава – Конституционные поправки и пересмотр конституции, которая включает 4 статьи.

Во втором разделе 9 положений. А далее о Конституции вы будете узнавать все больше в процессе игры.

Команда получает задание. (Подходят капитаны и получают задание)

I этап. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

(Команда получает лист с написанными незаконченными предложениями из Конституции РФ.)

Статья 2. Человек, его прав и свободы являются … (высшей ценностью)

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны … (перед законом)

3. Статья 19. Все равны перед законом и … (судом)

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется … (государством)

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … (своей чести и доброго имени)

7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова).

8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)

9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)

10. Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к … (природным богатствам)

11. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … (18 лет) .

12. Статья 91. Президент РФ обладает … (неприкосновенностью).

13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и … (Государственной Думы)

14. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … (судом)

II. этап. ВИКТОРИНА

Команда получает листы с вопросами. Напротив каждого вопроса они пишут ответ.

  1. Сколько разделов в Конституции РФ?
  2. Сколько разделов в Конституции РФ?
  3. На сколько лет избирается Президент РФ?
  4. Во сколько лет можно стать Президентом РФ?
  5. Из скольких палат состоит Федеральное Собрание?
  6. Какую власть осуществляет Правительство РФ?
  7. Какого возраста нужно достигнуть гражданину РФ, чтобы можно было стать судей?
  8. Сколько лет должно быть гражданину РФ, чтобы стать депутатом Государственной Думы?
  9. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ?
  10. Кто осуществляет государственную власть в РФ?
  11. Какой закон имеет высшую юридическую силу?
  12. Что подлежит официальному опубликованию?
  13. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
  14. Что по Конституции РФ является высшей ценностью?
  15. Сколько статей в Конституции РФ?

III. Этап. ВОССТАНОВИ ИСТИНУ

(Учащимся раздается лист с неправильным текстом статей Конституции. Задача ребят – написать рядом правильный текст.)

  1. РФ – Россия есть тоталитарное государство с монархической формой правления.
  2. Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством.
  3. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов.
  4. Граждане РФ не имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
  5. Право частной собственности охраняется гражданином.
  6. Гражданин РФ может быть выслан за пределы РФ и может быть выдан другому государству.
  7. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, имеет обратную силу.
  8. Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность.
  9. В РФ признается идеологическое единство.
  10. Совет Федерации и Государственная Дума заседают совместно.

IV этап. ВСТАВЬ НУЖНОЕ СЛОВО.

(На этом этапе учащимся предлагается статья из Конституции РФ с пропущенными словами. Учащимся необходимо вставить пропущенные слова.)

Статья 71.

В ведении Совета Федерации находятся:

А) принятие и ____________ Конституции Российской Федерации и федеральных ____________, контроль за их соблюдением;

Б) федеральное ____________ и территория Российской Федерации;

В) регулирование и _____________ прав и _____________ человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации и защиты ______________ национальных меньшинств;

Г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной __________, порядка их организации и _________________; формирование федеральных органов государственной _____________;

Д) федеральная государственная собственность и _____________ ею;

Е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в _____________ государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального _______________ Российской Федерации;

Ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное ______________, денежная эмиссия, основы целевой политике; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

З) федеральный бюджет, федеральные налоги и ____________; федеральные фонды регионального _______________;

И) федеральные энергетические системы, ядерная __________, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, __________ сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;

К) внешняя политика и _____________ отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы ___________ и мира;

Л) внешнеэкономическая ____________ Российской Федерации;

М) оборона и безопасность; оборонное ____________; определение порядка продажи и ___________ оружия, боеприпасов, военной _________ и другого военного имущества; производство ядовитых __________________, наркотических средств и порядок их _____________;

Н) определение статуса и защита государственной __________, территориального моря, воздушного _____________, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

О) Судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное ___________; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое _____________ интеллектуальной собственности;

П) федеральное коллизионное ______________;

Р) метеорологическая _______________, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский _______________;

С) государственные награды и почетные _____________ Российской Федерации;

Т) федеральная государственная ___________________.

Подведение итогов.

Учитель: Вот и закончилась наша игра. Давайте подведем итоги. Слово предоставляется жюри. (Награждение победителей.)