Эссе как жанр литературного произведения. Письмо солдату, воевавшему на Великой Отечественной войне

Разделы: Русский язык


Цели:

  • продолжить работу по формированию навыков культуры речи, уметь логически формулировать свои мысли, связно излагать материал, закрепить навыки работы со справочной литературой;
  • способствовать расширению представлений учащихся о многообразии риторических жанров (на примере письма, беседы и др.), их особенностях, языковом оформлении.

Задачи:

  • Закрепить умения учащихся видеть содержательные, структурные особенности эссе через написание письма;
  • Показать средства художественной выразительности при составлении и написании письма;
  • Раскрыть внутреннее “я” при выступлении и написании письма.

Предполагаемый результат работы:

  • Прийти к выводу, что форма эссе и его языковое воплощение зависит от задачи и адресата автора;
  • Составление и написание письма предполагаемому солдату, воевавшему на Великой Отечественной войне.
  • Оформление выставки писем на следующем уроке.

Оборудование урока:

  • Видеофильм по роману Л.Н Толстого “Война и мир” (сцена чтения письма Наташей Ростовой);
  • Аудиокассета с записью стихотворения К.Симонова “Жди меня”;
  • Оформление доски: эссе, письмо, адресант, контакт, код, референт, адресат – определения, структура письма: приветствие или обращение, вступление, основная часть, заключение, подпись, дата.
  • Раздаточный материал с определениями, таблицами, памятками по структуре письма;
  • Образцы писем.

Краткий план урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя: сообщение целей и предполагаемого результата.
  3. Повторение литературных жанров (эссе как жанр литературного произведения, сопоставление эссе с близкими по форе жанрами: письмом, беседой).
  4. Повторение структуры письма.
  5. Чтение примеров.
  6. Составление письма.
  7. Написание письма.
  8. Подведение итогов урока.
  9. Оформление выставки (на следующем уроке).
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Создать проблемную ситуацию для продуктивной работы.

Подготовить учащихся к написанию творческой работы:

  • Сообщение целей;
  • Повторение определений;
  • Напоминание структуры письма;
  • Помочь дать характеристику предполагаемому адресату;
  • Проанализировать текст примера (письмо).
  • Следить за отведённым временем для определённого вида деятельности;
  • Помочь учащимся самостоятельно подвести итог урока.
Понять цели урока и включиться в творческую деятельность.

Повторить определения эссе, письма, структуру письма и т.д.

Исследовать текст письма-примера и сделать определённые выводы для написания собственной творческой работы.

Уметь выдержать структуру письма.

Прийти к общему результату – написанию письма.

Сделать выводы по уроку с помощью учителя.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Присаживайтесь!

II. Сообщение задач.

- Сегодня на уроке мы будем писать письмо. Возникает много вопросов: КОМУ? ЗАЧЕМ?

- Как мы общаемся с людьми, которые находятся вдалеке от нас? При помощи чего? (СМС, Интернет, телефон).

- Как же узнавали раньше люди друг о друге, если жили в разных городах? И это было буквально недавно. (Письма).

- Мы вспомним с вами определение письма, виды и его структуру.

- Повторим определение эссе, т.к. письмо постараемся написать в этой форме.

III.Эссе.

Эссе (франц. – попытка, проба, очерк, лат. – взвешивание) – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо…(Литературные формы эссе: моральная проповедь, статья, дневник, рассказ, исповедь, речь, очерк, письмо, слово и др.)

- Выделите, пожалуйста, на основании словарной статьи основные признаки эссе ( небольшой объём, конкретная тема, открытое личностное её осмысление, свободная композиция, парадоксальность и афористичность, разговорная интонация).

- Для эссе главное – личное постижение мира и отношение к нему. Мы с вами выберем такую форму эссе, как письмо. И в своём письме вы сможете привести многочисленные примеры, проведёте параллели, подберёте аналогии, можете использовать всевозможные ассоциации, уподобления.

IV. Определение, виды и структура письма (вывешивается на доске).

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова “Толковый словарь русского языка”).

Виды письма:

Письмо:

Официальное благодарственное личное поздравительное письмо-просьба

Структура письма:

  1. Приветствие или обращение.
  2. Вступление.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.
  5. Подпись.
  6. Дата.

- Поставьте слова, используя определения, в определённом порядке.

Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь

(кому?)

Адресант – тот, кто пишет письмо

(через что?)

Контакт – речевое взаимодействие

(кто?)

Код – естественный язык

(что?)

Референт – предмет

(от кого?)

Адресат – тот, кому адресовано письмо.

- Рассматривая схему, можно сделать следующий вывод: адресант пишет и отправляет письмо через контакт посредством кода по поводу определённого референта. Получает письмо адресат.

V. Видеофрагмент из фильма “Война и мир” по роману Л.Н.Толстого (чтение письма Наташей Ростовой).

VI. Чтение письма, написанного ученицей.

Здравствуйте, дорогой солдат!

Пишет Вам девочка из небольшого города Новоуральска. “Зачем пишу?”- спросите Вы меня. А затем, чтобы Вы знали, что не одиноки в мире.

Хотелось бы согреть Ваше сердце, утешить, если горечь на сердце. Но, не будем о плохом…Спасибо Вам за Вашу Победу! Я Вам говорю эти слова от моего поколения.

Нам, детям, много рассказывали о тех годах, когда очень тяжело было Вам. О 1941 – 1945 годах. Это были страшные годы для всех. От мала до велика встали на защиту Родины от фашистских захватчиков. Если бы не Ваша сила, мужество, стойкость, терпение, выдержка и другие качества, присущие нашим героям, может быть, не было и нас. Я знаю, что в наше время есть люди, которых и нельзя назвать людьми. Но знайте, тех, кто чтит и помнит, намного больше. Мы сильны, у нас есть пример стойкости, мужества и справедливости – это Вы. Верьте в нас, мы Вас не подведём!

Жизнь – это самое дорогое, что может у нас быть, жизнь одна и она коротка. Цените её, ведь у Вас есть жизнь! Какая бы она ни была, она у Вас есть! Живите сегодняшним днём, не живите прошлым. Я знаю, у Вас камень на сердце – очень, очень тяжёлый. Мне тоже тяжело. Спросите, от чего? – не спрашивайте, Вы ведь понимаете, что я не могу спокойно жить, когда страдают другие!

Милый солдат,
Любимый солдат,
Когда же, когда ты вернёшься назад?
Может, вернёшься ночью зимой?
Иль не вернёшься?
Ответь мне, родной!

Помните, Вы не одиноки на Земле, у Вас есть мы, подрастающее поколение. Мы, которые помним и чтим!

До встречи в следующем письме!

3 мая 2007 года. Трушкова Ксения, ученица 8В класса.

VII. Аудиокассета с записью стихотворения К.Симонова “Жди меня”.

VIII. Написание письма учащимися.

- Итак, мы вспомнили жанр литературного произведения – эссе, его литературные формы, одна из которых письмо. Определение письма, структуру и виды. Я предлагаю вам написать письмо солдату, воевавшему на Великой Отечественной войне.

Написание письма, оформление.

IX. Итог - выставка писем, написанных учащимися. Подведение итога учащимися (чтение своих писем, анализ).