Урок-игра "Кругом Excel"

Разделы: Информатика


Задачи урока:

образовательные:

  • практическое применение изученного материала;
  • закрепление знания общих принципов работы табличного процессора;

развивающие:

  • развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;
  • развитие логического мышления;
  • развитие интереса к предмету;

воспитательные:

  • воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности за себя и членов коллектива.

Подготовка кабинета.

  • На доске висит плакат с эпиграфом к уроку. “Успех совершаемого в продумывании, неудачи – в бездумье”.
  • Для каждой команды выделяется отдельный стол. (Столы размещены на достаточном удалении друг от друга.)
  • Для каждой команды выделяются компьютеры.
  • На стол каждой группы и на компьютерный стол кладутся конверты с заданиями.
  • На компьютеры загружаются приложения MS Excel и открываются файлы Задания практикам. На отдельном компьютере загружается файл с итоговой таблицей, которая будет заполняться ведущим по ходу игры.

Правила игры:

  1. В игре участвуют две команды по 6 человек.
  2. Победителей конкурса определяет жюри.
  3. Игра состоит из шести этапов – “уроков”. На каждом этапе один член команды – “практик” - выполняет задание на компьютере, остальные члены команды – “теоретики” - выполняют другое задание за столом.
  4. За победу в конкурсе команда получает 3 балла, за проигрыш 1 балл, за “ничью” каждая команда получает по два балла”. “Теоретики” и “практик” оцениваются по отдельности. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Ход игры

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре “Кругом Еxcel”. Один умный человек сказал “Успех совершаемого в продумывании, неудачи – в бездумье”. Пусть эти слова будут девизом нашего праздника.

Представляю вам членов жюри. (представление жюри).

Каждая игра имеет свои правила. Послушайте, пожалуйста, как мы будем играть сегодня (излагаются правила).

А теперь давайте познакомимся с командами (представление команд).

Итак, начинаем игру. (Звенит колокольчик.) Что это? Звонок на урок. Урок необычный, урок-конкурс. Пусть каждая команда выберет своего “практика” на этом уроке. Уважаемый “практик”, займите место за компьютером. И вы, и оставшиеся за столом теоретики откройте конверты с заданиями и приступайте к их выполнению.

Урок 1. Русский язык

Задание теоретикам

Объедините слова из левой части таблицы со словами из правой части таблицы так, чтобы получились известные словосочетания (поставьте соответствующие номера в пустые клетки крайней правой колонки таблицы).

 

        Ответы:
1 Электронная функций   3
2 Полоса диаграмма   7
3 Мастер таблица   1
4 Относительная ячейка   6
5 Встроенная формат   8
6 Круговая адресация   2
7 Числовой прокрутки   5
8 Активная функция   4

Задание практикам

Заполните заданную область таблицы названием своей команды (см. лист Русский язык файл Приложение1).

  А B С D E F G H I I K
1                      
2   Вирус Вирус Вирус Вирус Вирус Вирус Вирус Вирус Вирус  
3   Вирус               Вирус  
4   Вирус               Вирус  
5   Вирус               Вирус  
6   Вирус               Вирус  
7   Вирус               Вирус  
8   Вирус               Вирус  
9   Вирус               Вирус  
10   Вирус Вирус Вирус Вирус Вирус Вирус Вирус Вирус Вирус  
11                      

Урок 2. Информатика

Задание теоретикам

Ответьте на вопросы:

1. Сколько ячеек в блоке А2:С5?

2. В ячейке С1 записана формула

($А$1 + D3) / B2

Как она изменится при переносе этой формулы в ячейку D4?

Задание практикам

Перейдите на лист Информатика.

  A B C D
1 4      
2   2    
3       6
4 4      
5     16  

В ячейку С1 введите формулу ($А$1 + D3) / B2

Скопируйте ее в ячейку D4. Какие результаты вычислений разместились в ячейках С1 и D4? (должно быть 5 и 5).

Урок 3. Физика

Задание теоретикам

При выполнении этого задания вы вспомните, а может быть и познакомитесь с неизвестными вам раннее единицами измерения длины, массы, скорости и объема. Что ж, займемся уборкой урожая. Сорвите яблоки с дерева и разложите их в соответствующие корзинки. (На магнитной доске нарисовано дерево с прикрепленными карточками-яблоками, на которых написаны названия единиц измерения. Их нужно распределить в 4 корзины-конверта “Длина”, “Масса”, “Скорость”, “Объем”).

Ответ:

Длина Масса Скорость Объем
аршин пуд узлы штоф
фут фунт фут/сек гарнц
вершок золотник четверик
лот чарка

Задание практикам

Перейдите на лист Физика.

Расположите неметрические единицы длины в порядке в убывания их значений.

Неметрические единицы длины
Единицы Значение в мм
аршин 713,2
четверть 177,8
дюйм 25,4
фут 304,8
вершок 44,45

Постройте столбчатую диаграмму “Единицы длины”.

Урок 4. География

Задание теоретикам

Постройте по следующему тексту таблицу заданной структуры:

     
   
       
           

Распределение воды и суши на поверхности Земного шара

Часть площади Земли в целом, занятая сушей, составляет 29,2%. Часть площади южного полушария, занятая водой, составляет 81,0%. Площадь, которую суша занимает в северном полушарии, составляет 100,5 млн.кв.км. Общая площадь Земли в целом – 510,2 млн.кв.км. Площадь, которую вода занимает в южном полушарии, составляет 206,6 млн.кв.км. Общая площадь северного полушария– 255,1 млн.кв.км. Площадь, которую вода занимает в целом, составляет 361,2 млн.кв.км. Часть площади северного полушария, занятая водой, составляет 60,6%. Площадь, которую суша занимает в южном полушарии, составляет 48,5 млн.кв.км. Часть площади южного полушария, занятая сушей, составляет 19,0%. Общая площадь южного полушария– 255,1 млн.кв.км. Площадь, которую вода занимает в северном полушарии, составляет 154,6 млн.кв.км. Площадь, которую суша занимает в целом, составляет 149,0 млн.кв.км. Часть площади северного полушария, занятая сушей, составляет 39,4%. Часть площади Земли в целом, занятая водой, составляет 70,8%.

Задание практикам

Перейдите на лист География.

Используя таблицу “Крупнейшие реки мира”, определите минимальный расход воды в реках, максимальную площадь бассейна и среднюю длину рек.

Крупнейшие реки мира
Река Длина (км) Площадь бассейна (тыс.кв.км) Средний расход воды (куб.м/с)
Обь 5410 2990 12700
Миссисипи 6420 3268 19000
Янцзы 5800 34000 34000
Нил 6671 2870 2600
Амазонка 6400 6915 220000
Меконг 4500 810 13200
Хуанхе 4845 771 2000
Амур 4440 1855 10900
Минимальный расход воды в реках      
Максимальная площадь бассейна      
Средняя длина рек  

Урок 5. Алгебра

Задание теоретикам

Запишите в традиционной математической форме формулу из электронной таблицы, предварительно ответив на вопрос: в какой последовательности будут выполняться математические операции.

A1^2 + B2 / (C3 + 1) - D4

Задание практикам

Перейдите на лист Алгебра.

Постройте график функции у = sin x для х = 30?, 60?, 90?,…, 360?, предварительно протабулировав ее. Не забудьте, что аргументы тригонометрических функций должны быть выражены в радианах.

Урок 6. Литература

Задание практикам

В 1824 году Пушкин жил в Одессе. Там он был почти одновременно влюблен в трех красавиц: Амалию Риднич, Каролину Собаньскую и Елизавету Ксаверьевну Воронцову.

Перед ссылкой в Михайловское от одной из них он получил на память медальон с портретом и перстень с печаткой. Этот подарок, бережно хранимый Пушкиным, должен был, по наказу дарительницы, оберегать его от жизненных бед и напастей.

Пушкин написал стихотворение, посвященное этой последней перед разлукой встрече и этому подарку.

Учитель читает стихотворение А.С.Пушкина “Храни меня, мой талисман” (см. файл Приложение3).

Уважаемый практик, ответьте на вопрос: кому посвящено это стихотворение: Амалии Риднич, Елизавете Ксаверьевне Воронцовой или Каролине Собаньской? Для того чтобы найти правильный ответ, вам нужно провести некоторые вычисления.

Перейдите на лист Литература. Вычислите значение выражения

для x= 5. Значение x размести в ячейке A1, а выражение в ячейке A2.

Результат вычисления - номер правильного ответа.

  A B C D E
1 X Y      
2          
3         1. Амалия Риднич
4          
5          
6         2. Елизавета Ксаверьевна Воронцова
7          
8          
9          
10         3. Каролина Собаньская
11          

Задание теоретикам

Ну а теоретикам я предлагаю сыграть роль поэтов. Используя предложенные рифмы, в течение нескольких минут вы должны написать гениальные стихотворения.

Рифмы для буриме

Для 1-й команды Для 2-й команды
Excel – Шанель

ячейка – копейка

диаграмма – эпиграмма

таблица – девица

Excel – портфель

ячейка – семейка

диаграмма – программа

таблица – певица

Варианты стихотворений:

Не пишу я эпиграммы,
Лучше строить диаграммы.
Ведь любимый мой Excel
Краше запаха Шанель.
Эта чудная таблица
В Office просто царь-девица!
Миллион, а не копейка
Стоит каждая ячейка.
Вот собрал я свой портфель
И иду учить Excel.
Уже вся моя семейка
Все твердит: “столбец”, “ячейка”.
А сегодня по программе
Мы проходим диаграммы.
Наш учитель как певица
Заливает про таблицу.

Подведение итогов. Награждение победителей.

По ходу игры результаты заносились в итоговую таблицу.

  Итоговая таблица
                             
  Команда 1 2 3 4 5 6 Итог
    теоретики практик теоретики практик теоретики практик теоретики практик теоретики практик теоретики практик  
  Хакер                         0
  Вирус                         0
                             
        Победа в конкурсе - 3 балла      
        Ничья в конкурсе - 2 балла      
        Проигрыш в конкурсе - 1 балл    

Команда победительница награждается дипломами “Знаток EXCEL”.

Приложение 2