Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Сила, равнодействующая сил. Урок физики в 7-м классе

Разделы: Преподавание физики


Тип урока: Урок изучения нового материала.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цель урока: Познакомить учащихся с силой как мерой взаимодействия тел. ввести понятие равнодействующей силы как векторной суммы всех сил, действующих на тело.

Планируемый результат: Узнать, что сила векторная величина, чем она характеризуется. Научится изображать силу графически, Находить равнодействующую сил направленных вдоль одной прямой.

Основные понятия: сила, равнодействующая сил, векторная величина.

ФОПД: парная, общеклассная, индивидуальная.

М.О.: проблемный.

УПД: частично-поисковый

Потребности ученика: сравнивать, анализировать, выделять главное.

Ход урока

Презентация

Этап урока Дидактические задачи Учитель Ученик Ожидаемый результат
оргмомент Подготовка учащихся к работе на занятии Приветствие. Проверка готовности к уроку Проверяют готовность к уроку. Полная готовность класса и оборудования к уроку быстрое включение учащихся в деловой режим
Мотивация деятельности.

(подготовка к восприятию нового материала)

Целепологание

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебной деятельности, актуализации опорных знаний и умений Опыт: У меня на столе лежит мяч. Каким образом можно изменить его скорость? Что же является причиной изменения скорости тела? Так вот сегодня на уроке мы тоже будем говорить о взаимодействии тел и узнаем, какая величина характеризует это взаимодействие.

Начать урок я бы хотела с басни Крылова “Лебедь, рак и щука”

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

_____________

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

  1. Как вы думаете, почему воз не двигается с места?
  2. Как бы вы посоветовали поступить персонажам басни, чтобы перевести воз с поклажей?
  3. Какие тела взаимодействуют?

Итак сегодня мы с вами познакомимся с новой физической величиной – силой. В нашей работе нам будет помогать компьютер.

Взаимодействие тел

Предлагают свои решения проблемы

Запись темы урока в тетради.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности на основе опорных знаний.
Новый материал (образовательные комплексы СИЛА)

Первичная проверка понимания

Электронные уроки: (“Движение и взаимодействие тел” урок №8 стр. 6,7,8)

Проблемные ситуации

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Усвоение правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений их коррекция.

1.Внимательно посмотрите фрагмент, затем, работая в парах закончите предложения:
  • Сила – это…… величина.
  • Сила является - ….
  • Результат действия силы зависит от: …….

Сила обозначается – F (эф)

Единицы измерения – 1 Н (Ньютон)

Прибор для измерения силы – динамометр (с ним мы познакомимся на следующих уроках)

Графическое представление силы- стрелка.

Image1815.gif (360 bytes)

Стрелка указывает направление силы и позволяет сравнивать силы между собой.

Image1816.gif (353 bytes)Image1817.gif (369 bytes)

  • Что вы можете сказать о силе F1 и F2 ?
  • Работая в парах укажите силы на рисунке с которыми действуют персонажи басни

2. В природе на тела действует не одна, а сразу несколько сил. Но их действие можно заменить одной силой. Эта сила называется равнодействующей.

Слово равнодействующая – сила равного действия.

посмотрите фрагмент и ответьте на вопросы:

  • Как найти равнодействующую сил действующих на автомобиль?
  • Куда направлена равнодействующая сил?
  • Запишите формулу нахождения равнодействующей сил направленных в одну сторону.

Почему в басне Крылова воз и ныне там?

Как найти равнодействующую этих сил?

А чему будет равна равнодействующая этих сил если воз не движется т.е не изменяет своей скорости?

Рассмотрим, как будет двигаться тело, если на него действуют силы направленные в противоположные стороны.

  • Как найти равнодействующую этих сил?
  • При каком условии тело не будет двигаться?
  • Запишите формулу нахождения равнодействующей сил направленных в противоположные стороны.
  • Упражнение
Смотрят фрагмент 2 раза, делают записи в тетради.

Работают с рисунком.

Сравнивают силы, анализируют.

 

 

F2

 

Отвечают. Записывают формулу в тетради: F=F1 + F2

Сказка “Репка” Отвечают.

Записывают формулу в тетради: F=F1 – F2

Активные действия учащихся в работе с опорным конспектом, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
  • На тело по одной прямой действуют силы: 2Н и 3Н может ли равнодействующая этих сил быть равной 1Н?2Н?5Н? При каких условиях?
  • Сказка “Репка”. Примените полученные знания для объяснения выражения : “Вместе мы сила!”
Отвечают на вопросы. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения в знакомой и измененной ситуации.
Подведение итогов.

Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели .
  • Что мы сегодня узнали о силе?
  • Как графически изображается сила?
  • Как вы понимаете слова равнодействующая сил?
  • Как найти равнодействующую сил направленных в одну сторону?
  • Как найти равнодействующую сил направленных в противоположные стороны?
  • При каком условии равнодействующая равна нулю?
Отвечают на вопросы, используя знания, полученные на уроке.

Оценки за урок.

Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
Д/з Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения задания. § 23, 29 упр11(2), № 231 Записывают д/з Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнен