Занятие-тренинг по элективному курсу "Психология современной семьи"

Разделы: Школьная психологическая служба


Уважаемые коллеги!

На одном из предыдущих педсоветов, когда мы только начинали говорить о модернизации образования в России, о переходе на организацию предпрофильного обучения в школе, у меня родилась такое философское высказывание:

“Сравним с прыжком на парашюте,
Эксперимент наш профильный.
Раскрыться ль суждено ему,
Иль разобьется до смерти?”

У меня тогда было очень пессимистическое настроение от приближения этого эксперимента. Многое казалось не столь нужным. И вот сегодня, когда я уже включилась в этот эксперимент, попыталась вникнуть в его смысл, осознать его необходимость, то настроение мое стало более оптимистическим. Мною был разработан и проведен в первом полугодии 16-часовой электив-9 “Психология современной семьи”. Я больше настроена на темы, имеющие практическую значимость, и т.к. в России, как и во всем мире, участились разводы, то мне захотелось помочь своим ученикам в вопросах благополучия их будущей семейной жизни. К этим занятиям, как и всем моим коллегам, которые включились в эксперимент, приходилось готовиться очень тщательно и гораздо больше по времени, чем к обычному уроку. Учащиеся с радостью приходили на занятия. Вот тут и суть эксперимента, когда дети выбирают только то, что им интересно. Если этот курс не интересен, то на следующий год никто его не выберет, сработает “детский телефончик”. Я изучила много литературы по вопросам психологии семейной жизни, разработала анкеты для учащихся. Конечно же, для изучения такой важной в жизни каждого человека темы, шестнадцати часов – это очень мало. Но, тем не менее, мы успели затронуть многие аспекты и проблемы семейной жизни такие как: социальная сущность семьи, супружеская совместимость, сущность семейного благополучия, хозяйственно бытовую сферу, разводы, их причины и следствия, сущность предбрачного ухаживания и т.д. Ребята выполнили много интересных рефератов по этим темам. А сейчас мне бы хотелось ознакомить вас с анализом диагностики наших девятиклассников. Из 16 опрошенных 9 человек выбрали этот курс осознано, т.к. считают, что изучение данного курса пригодиться для создания семьи, четверо выбрали ответ “эта тема меня заинтересовала” и только трое ответ “надо было что-то выбрать”. Заключительное занятие я провела в форме психологического тренинга, где учащиеся были не пассивными слушателями, а активными людьми, умеющими высказывать свое мнение, свою точку зрения, не боясь, что их не правильно поймут. Были рассмотрены проблемные вопросы, ситуации из жизни, и ученики умело из них выходили. И как “бальзам на сердце” были для меня положительные ответы учащихся на вопросы анкеты “Удовлетворило ли вас содержание элективного курса? Удовлетворяет ли вас информация, полученная на занятиях?”

Предлагаю вашему вниманию занятие тренинг по элективному курсу “Психология современной семьи”.

Цели:

  • Методическая: применение на практике новых форм воспитательной работы.
  • Воспитательная: способствование укреплению взаимопонимания детей и родителей, развитию коммуникационных способностей учащихся успешно отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая её.
  • Образовательная: развитие кругозора учащихся с точки зрения психологии, педагогики и социологии.

На доске написать высказывание: “Удачный брак - это строение, которое нужно каждый день реконструировать”. А.Моруа (писатель)

“В семейной постройке может появиться трещина, но не потому, что плох человеческий материал, а потому, что мы ещё плохо владеем им”. (Афоризм)

План-конспект.

1. Организационный момент (объявить тему занятия, отметить явку учащихся, готовность к занятию).

Учитель: “Ребята, сегодня у нас последнее занятие по элективному курсу “Психология современной семьи”. Конечно же, для изучения такой важной в жизни каждого человека темы 16 часов - это очень мало. Но, тем не менее, мы с вами успели затронуть многие аспекты и проблемы семейной жизни такие как: социальная сущность семьи, супружеская совместимость, хозяйственно-бытовая сфера, сущность семейного благополучия, разводы, их причины и следствия, сущность предбрачного ухаживания, проблема вынужденных браков и т.д.

Когда я училась в техникуме, у нас тоже был цикл подобных лекций и мне они очень помогли в построении отношений в своей семье. Я очень надеюсь, что и вам, прослушавшим этот элективный курс, когда-нибудь пригодятся знания и рекомендации известных психологов и педагогов. Мне очень хочется, чтобы все вы, наши ученики, наше будущее поколение построили только счастливые семьи, в которых будет царить атмосфера доверия и взаимопонимания. Ведь ещё Л.Н. Толстой писал: “Счастье тому, кому хорошо в своём дому”.

2. Психологический тренинг.

Сегодняшнее наше занятие я предлагаю провести в форме психологического тренинга. Поэтому очень прошу вас быть не пассивными слушателями, а активными учащимися, которые могут совершенно искренне высказать своё мнение, свою точку зрения, не боясь, что его не правильно поймут.

Когда мы только начинали с вами работать, то я вам подчёркивала, что готовых рецептов для построения семейной жизни нет, поэтому и говорят, что каждая “несчастная семья несчастлива по-своему”. Но есть опорные точки, есть опыт, накопленный веками, на который можно опереться в построении семьи. Итак, мы начинаем.

Предлагаю вам для обсуждения такую ситуацию.

Т.к. скоро будет Новый год, возьмём актуальную тему.

Ситуация №1.

Дочь-подросток просит маму и папу отпустить её встречать Новый год с друзьями, в компании сверстников. Реакция родителей? Разыграйте эту сценку.

Примерный сценарий.

Мама готовит обед. Папа увлечённо читает газету. Дочь заходит на кухню и говорит: “Я хочу встретить этот Новый год с друзьями, а не дома. Вы меня отпустите?”

Папа: “Нет, конечно”

Дочь: “Почему?”

Мама: “Рано ещё, ты мала для этого”.

Дочь: “Но уже всех давно отпускают. Мои подруги второй год в компании Новый год встречают”.

Мама: “А ты не будешь. Мы с папой против”.

Дочь: “Ну, пожалуйста, отпустите, мне с вами скучно, опять смотреть всю ночь этот телевизор?”.

Папа, швыряя газету: “Я сказал нет, разговор закончен. Марш отсюда”.

Обсуждение.

  1. Как вы считаете, правы ли родители в этой ситуации?
  2. Правильно ли дочь донесла информацию до родителей?
  3. Как бы вы поступили на месте:

а) родителей;
б) дочери.

Вывод:

  • дочери необходимо дать родителям более подробную информацию о том, с кем конкретно она собралась встречать праздник; о месте, где будет происходить встреча;
  • сообщить будут ли там взрослые, чьи-либо родители;
  • пообещать оставить домашний телефон на всякий случай.

Родителям - попытаться не быть такими категоричными, а постараться найти компромисс, который в семье играет очень важную роль.

Ситуация №2.

Жених и невеста украшают ёлку. У них хорошее настроение. Из-за ерунды вдруг возникает ссора.

Примерный сценарий.

Жених и невеста украшают ёлку. У них предпраздничное настроение. Оба радостные вешают, игрушки, мишуру, ведут непринуждённый разговор. Жених повесил шар на ветку.

Невеста говорит: “Перевесь этот шар вон туда, он здесь не смотрится”.

Жених: “Вечно ты что-нибудь придумываешь. Всё тебе не так, хватит вредничать, пусть висит здесь”.

Невеста: “Какой же ты упрямый, как осел! Ну что тебе стоит перевесить? Повесь этот шарик вон на ту ветку!”

Жених: “Сколько можно командовать? У тебя ведь нет вкуса, а учишь”.

Невеста: “Почему это у меня нет вкуса?”

Жених: “Я помню, какую ты губную помаду наляпала на дискотеку. Посмотрела бы ты тогда на себя в зеркало!”

Невеста убегает обиженная из комнаты.

Обсуждение.

Как вы думаете, можно ли было предотвратить эту ссору?

Как бы вы поступили на месте этих молодых людей?

Вывод: психологи советуют обижаться только на откровенное хамство, грубость, а по мелочам необходимо пытаться сглаживать конфликт, уходить от него, тушить, а не “раздувать пожар”.

А теперь предлагаю вам обсудить проблемный вопрос. Все вы знаете сказку о Золушке.

Как вы думаете, если Золушка выйдет замуж за принца, то, как сложится её семейная жизнь? Будет ли она счастлива?

Вывод: в жизни часто можно встретить историю Золушки. Мораль, выведенная Шарлем Перро в сказке, представляет собой родительское предписание:

“Весь мир считает, что очарование,
Это не столько милое лицо,
Но также целый сонм достоинств разных.
Дав своей крестнице урок,
Всё это возродила к жизни Фея -
Вернула Золушке всё то, что та с рождения имела,
И даровала ей божественную стать,
Чем помогла ей рядом с принцем трон занять”

А вот строки из стихотворения Э.Асадова.

Отец поздравил сын с Днём рождения:

“Тебе - семнадцать. Ну, совсем большой!
И через год получишь разрешение -
На прегрешенья взрослых:
На куренье и на бокал вина, мой дорогой!”
Сын посмотрел задумчиво в окно:
“Спасибо, папа, за привет.
Но сигареты, водку и вино
Уж года три, как бросил я всё это”

Конечно, это стихотворение вызовет у вас улыбку, но вместе с тем оно заставляет задуматься над проблемой. Какой?

Вывод: отец ничего не знал о жизни сына, его привычках, поступках и т.д.

Действительно, в наше время часто встречаются семьи, где дети и родители живут, не пытаясь понять друг друга, не зная о внутреннем мире близких людей, об их проблемах, переживаниях.

Разобщённость, даже отчуждённость царят в некоторых семьях. Статистика показывает, что большинство наркоманов, людей, совершающих правонарушение и преступления, выросло в неблагополучных семьях. Поэтому мы с вами на занятиях обсуждали тему “Воспитание семьянина”, говорили о педагогике семейных отношений.

Следующее задание такое.

Помните, на одном из занятий, мы разбирали 11 условий семейного благополучия: отдельная квартира, материальная независимость, взаимопонимание, дети, уверенность в прочности союза, интересный досуг в семье, интересная работа, желаемое образование, хорошее положение на работе, самостоятельность, круг друзей.

Предлагаю вам разделиться на две группы и провести ранжирование этих условий по степени важности на ваш взгляд (раздать группам отпечатанные списки условий для обсуждения).

Примечание: сравнить представления первой и второй группы, обсудить расхождения. Задать вопрос учащимся: трудно ли было прийти к единому мнению внутри своей группы?

Вывод: в семье часто необходимо приходить к единому мнению по каким- либо вопросам. Для этого рекомендуется научиться уступать друг другу, учитывать взаимные интересы и мнения.

Заключительная часть.

Ребята, в завершении данного курса попрошу вас заполнить анкету, которая поможет нам понять - удовлетворил ли вас материал, предложенный при изучении этого элективного курса. Анкета заполняется анонимно, поэтому не указывайте фамилию и класс. Главное в анкете - искренность.

Спасибо вам за понимание, мне было очень приятно с вами общаться и работать на протяжении всего курса.