Организация предшкольной подготовки детей 5–6 лет в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Введение: организация предшкольной подготовки детей 5-6 лет в школе

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования на период 2006 - 2010 г. является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 5-7 лет.

В настоящее время в территориях отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ. Деятельность этих групп направлена на подготовку к школе детей, не охваченных дошкольными учреждениями.

В предлагаемых методических рекомендациях представлен опыт организации предшкольного образования детей 5-6 лет на базе МОУ НШ № 4 г.Саяногорска, которая одной из первых школ в республике Хакасия начала эту работу и имеет два выпуска детей.

Данный опыт может быть полезен не только педагогам дошкольного и начального образования, но и родителям, а также всем, интересующимся вопросами организации предшкольного образования детей.

2. Организация работы группы предшкольной подготовки

Необходимость открытия группы предшкольной подготовки на базе МОУ НШ № 4 г.Саяногорска была обусловлена отсутствием в микрорайоне дошкольных образовательных учреждений и вследствие этого высоким процентом детей, не готовых к школьному обучению.

Правовую основу организации группы предшкольной подготовки составляют: Закон об образовании РФ от 10.07.1992 года №3266-1, типовое Положение об образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196, ст. 52 ГК РФ и ст. 86 ГК РФ, письмо МОПОРФ “О подготовке детей к школе” № 990/14 /15 от 22. 07. 97., Устав муниципального образования г. Саяногорска.

На основе этих документов в 2005-2006 учебном году в школе была открыта группа предшкольной подготовки для детей 5,6-6,6 лет.

Прием детей осуществлялся по заявлению родителей, медицинскому заключению (медицинская справка) с приложением копии свидетельства о рождении ребенка. Между администрацией школы (в лице директора) и родителями или лицами, их заменяющими, были заключены договора на образовательные услуги.

До открытия группы в школе была подготовлена необходимая предметно-образовательная среда. Она включает: помещение для занятий и совместной деятельности детей (кабинет №304); малый спортивный зал (2-й этаж) со спортивным инвентарем для детей дошкольного и младшего школьного возраста; видеозал (кабинет-№306).

Дополнительно приобретены:

  • наборы настольных игр, мягких игрушек;
  • наглядные пособия для проведения занятий по развитию элементарных математических представлений; развитию речи и обучению грамоте; ознакомлению с художественной литературой и др.

Количество детей в группе: от 14 до 17 воспитанников.

Работу с детьми осуществляют опытные педагоги:

Учитель - Гончарова Людмила Давыдовна, высшее педагогическое образование (специальность “Дошкольная педагогика и психология”), 2-я квалификационная категория.

Учитель музыки - Чепсаракова Татьяна Валерьевна, образование высшее, высшая квалификационная категория.

Организация работы группы предшкольной подготовки на базе нашей начальной школы имеет свою особенность. Режим работы группы включает не только время на проведение учебных занятий, но и время для развития способностей и занятий по интересам. Дети занимаясь в пришкольной группе имеют возможность посещать кружки, бассейн.

3. Режим работы группы

Группа предшкольной подготовки работает 5 дней в неделю.

Дети посещают школу с 8.00 до 15.00 часов.

Режим работы включает:

8.00 – 8.30 – приём детей на улице, свободное общение, утренняя гимнастика на свежем воздухе.

8.30 – 9.00 – первое занятие.

9.00 –9.10 - отдых, игры.

9.10 – 9.40 – второе занятие.

9.40– 10.20 - отдых, игры, лёгкий завтрак.

10.20 – 10.50 – третье занятие.

10.50 – 11.50 – прогулка, игры

11.50 – 12.00 – подготовка к обеду.

12.00 – 12.30 – обед.

12.30 – 13.30 – кружковая работа в ЦДТ.

13.30 – 13.50 – свободная игровая деятельность.

13.50 – 15.00 – прогулка.

4. Цели предшкольной подготовки детей

  1. Обеспечение возможности единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ
  2. Формирование готовности детей к школьному обучению.
  3. Создание условий для развития индивидуальных способностей ребенка.
  4. Сохранение и укрепление здоровья детей.
  5. Развитие театрально-эстетической культуры детей.

5. Особенности образовательного процесса в группе предшкольной подготовки

  • Сохранение самоценности дошкольного детства;
  • Комплексность содержания предшкольного образование, его направленность на развитие разных сторон личности ребенка;
  • Преобладание продуктивно-игровой деятельности детей;
  • Выявление, учет и развитие индивидуальных способностей детей;
  • Интеграция общего и дополнительного образования;
  • Сохранение здоровья детей через использование здоровье сберегающие технологии.

6. Методические рекомендации к проведению занятий

Что бы настроить детей на занятие, привлечь их внимание, перед занятием проводится гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка. Далее в течении 10 минут предлагается рассказ на новую тему, который затем обсуждается, задаются загадки, и работа в тетрадях, 5 минут на физ.минутку, следующие 10 минут выполнение очередного задания в тетрадях сопровождаемых объяснениями на наглядном материале и с возможностью поработать самостоятельно. Оставшиеся 5 минут закрепление пройденного материала через игру. Во время прогулки закрепляется пройденный материал в подвижных играх. На занятиях по лепке, аппликации, трудам, рисованию, ручному труду, так же идёт закрепление темы. Вся образовательная среда работает на то, что бы дети усвоили данный им материал.

7. Программно-методическое обеспечение работы группы предшкольной подготовки.

Образовательный процесс в группе строится на основе комплексной программе “Школа-2100” . При выборе программы мы руководствовались тем, что эта программа прошла экспертизу и имеет гриф МОиН РФ; содержание программы соответствует требованиям стандарта по дошкольному образованию и обеспечивает подготовку детей к школе; имеются авторские методические пособия и дидактические материалы по всем разделам программы.

Образовательная программа “Школа-2100” состоит из авторских программ:

- “Раз – ступенька, два – ступенька…” (практический курс математики для детей 5- 6 лет) (авторы - Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П.Холина).

- “По дороге к Азбуке” (развитие речи и подготовка к обучению грамоте) (авторы - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р.Кислова).

- “Синтез искусств” (авторы - О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва).

Особенность содержания программ комплекта подготовки к школе “Школа-2100” заключается в том, что оно строится по принципу “минимакса”, т.е. детям даётся знаний больше, чем они могут усвоить, и каждый ребёнок усваивает столько материала, сколько ему необходимо по его индивидуальным способностям в соответствии с условиями развития. Материал в комплекте построен по принципу последовательности и взаимодополнения по всем разделам, что даёт возможность педагогу творчески подходить к образовательному процессу, не останавливается на одном и том же материале. Данный подход позволяет простраивать целостность образовательного процесса без постоянных повторений одного и того же материала в разных видах деятельности, что способствует лучшему усвоению материала.

Программа “Школа-2100” даёт возможность развить диалогическую и монологическую речь детей при освоении всех курсов, что необходимо для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Особо стоит отметить методическую разработанность предложенного материала в виде методических рекомендаций по каждому из обозначенных направлений. Методическое обеспечение по всем разделам и рабочие тетради для детей дисциплинируют ребёнка, приучают его к аккуратности и дают возможность педагогу моделировать занятия с той или иной степенью самостоятельной трактовки, а также направлять работу родителей с детьми. Пособия красочны, воспринимаются детьми с радостью открытия нового материала, доступны по содержанию и технологии преподнесения.

В нашей деятельности возникла необходимость адаптировать программу “Школа-2100” к условиям работы группы в течение одного, а не двух лет, так как, программа “По дороге к Азбуке” рассчитана на 2 года обучения, по этому 1-2 части “Развитие речи” преподаются параллельно с 3-4 частями “Обучение грамоте”. В результате был разработан тематический план.

Примерный тематический план группы предшкольной подготовки

(по программе “Школа 2100”)

Вид занятия В неделю В год
Обучение грамоте

Математика

Развитие речи

Музыкальное

Физкультура

Рисование

Лепка

Аппликация

Ручной труд

2

2

2

2

2

2

2

0.5

0.5

62

68

56

62

60

58

60

16

16

Итого: 15 442

На основании тематического планирования была составлена сетка занятий.

Сетка занятий

Дни недели Название занятия Время и место проведения
Понедельник Развитие речи

Музыка

Рисование

8.30-9.00–классный кабинет

9.10-9.40-муз.зал

10.20-10.50-классный кабинет

Вторник Математика

Физкультура

Лепка

8.30-9.00-классный кабинет

9.10-9.40-спорт.зал

10.20-10.50-классный кабинет

Среда Математика

Музыка

Обучение грамоте

8.30-9.00–классный кабинет

9.10-9.40-муз.зал

10.20-10.50-классный кабинет

Четверг Развитие речи

Рисование

Лепка

8.30-9.00–классный кабинет

9.10-9.40-классный кабинет

10.20-10.50-классный кабинет

Пятница Обучение грамоте

Физкультура

Аппликация (ручной труд)

8.30-9.00-классный кабинет

9.10-9.40-спорт.зал

10.20-10.50-классный кабинет

Дополнительно к указанным занятиям по сетке была спланирована кружковая работа по театрально-эстетическому и физкультурно-оздоровительному направлениям на базе ЦДТ и бассейна.

8. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Решение задачи учета и развития индивидуальных способностей детей требует проведения психолого-педагогического обследования.

Обследование детей целесообразно проводить трижды. Первый раз – в сентябре, после 15 числа, когда пройдёт период адаптации, чтобы выявить проблемные моменты в развитии ребенка и помочь ему в течение года улучшить эти позиции. Повторно – в конце декабря, чтобы сделать контрольный срез на полугодие. Третий раз – в конце мая, для того чтобы иметь представление о знаниях детей на конец года. Дать конкретные советы родителям на лето, а также познакомить учителя с особенностями ученика и тем самым помочь педагогу правильно спланировать образовательный процесс в первом классе. Необходимо, чтобы оценка школьной готовности носила комплексный характер. Основными методами психолого-педагогического обследования являются беседа и наблюдение.

9. Результаты работы группы предшкольной подготовки

Оценка результативности работы в группе включала педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения программным содержанием; оценку удовлетворенности родителей работой педагогов с детьми (анкетирование); оценку учителями школы выпускников групп протекания школьной адаптации.

Полученные данные убеждают в том, что результаты работы в целом высокие. Так, по результатам педагогической диагностики (см. приложение 1)

10. Выводы

Проблемы существуют

Проблема в организации предшкольной подготовки. Четвёртая школа, единственная в городе Саяногорске работает с детьми дошкольного возраста.

Родители с опаской отдают своих детей в школу, боясь, что их лишат там детства.

Нет ГМО по данному направлению. Не от кого перенимать и делиться опытом.

Решение

Мы предлагаем сохранить статус нашей школы, разместив в ней наибольшее количество классов начального звена образования и подготовительных классов. В таком дружеском кругу близкого возраста дети безболезненно перенесут период привыкания к школе. От методических рекомендаций пойти дальше и разработать свою программу рассчитанную на 1 год подготовки не организованных детей 5-6 лет к обучению в школе.

11. Перспективы дальнейшей работы группы предшкольной подготовки

В 2007-2008 учебном году планируется:

1. Набрать детей 5-6 лет не менее 17 человек.

2. Продолжать занятия по программе “Школа-2100”

3. Активно работать с ЦДТ через кружковую работу, праздники, конкурсы.

4. Вводить здоровье сберегающие технологии в режимные моменты.

5. Отслеживать индивидуальные возможности детей, через три этапа диагностики.

6. Отслеживать дальнейшие успехи детей в начальной школе, проводить диагностику адаптации этих детей к школе и учебным достижениям.

7. На занятиях по физкультуре и упражнения в бассейне по укреплению осанки, продолжать оздоравливать детей.

8. Активно работать с родителями по совместной работе в достижении положительного результата всестороннего развития детей 5-6 лет. С помощью родителей первоклассников отслеживать преемственность. Через СМИ регулярно информировать родителей будущих 5-6 леток о нашей работе и привлекать к себе в школу.

Литература

  1. Безруких М.М., Ефимова СП. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. - Тула, 1997.
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи для детей 4-5 лет (ч. 1, 2), по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет (ч. 3,4).
  3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 лет (ч. 1, 2).
  4. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников (ч. 1, 2, 3).
  5. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова. Здравствуй, мир! Методические рекомендации.
  6. Вагурина Л. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста. Вып. 1. – М., 1995.
  7. ВенгерЛ.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
  8. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М., 1991.
  9. Волина В.В. Учимся играя. - М., 1994.
  10. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М., 1993.
  11. Власова Г.М., Пфафенродт. А.Н. Фонетическая ритмика. Пособие для учителя. Изд. 2- е, перераб.- М., 1996.
  12. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб., 1996.
  13. А.В. Горячев, Н.В. Ключ. Все по полочкам. Методические рекомендации.
  14. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. – М., 1991.
  15. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2-е. - М., 1978.
  16. Жукова Н.С. Домашний букварь. -Екатеринбург, 1998
  17. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
  18. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. - М., 1997.
  19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985.
  20. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб., 2001.
  21. Карпенко М. Т. Сборник загадок. - М., 1988.
  22. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
  23. Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации к ч. 1-2 и 3-4.
  24. З.И. Курцева. Ты - словечко, я - словечко...: Пособие по риторике для детей 5-6 лет (под ред. Т.А. Ладыженской).
  25. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Домашняя тетрадь. Пособие для логопедов, родителей и детей. - М., 1998.
  26. О.А. Куревина, Г.Е. Селезнева. Путешествие в прекрасное: Пособие по синтезу искусств для детей 3-6 лет (ч. 1, 2, 3).
  27. О.А. Куревина, Г.Е. Селезнева. Путешествие в прекрасное: Методические рекомендации.
  28. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 1978.
  29. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. -М., 1995.
  30. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб.,1997.
  31. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. - М., 1959.
  32. Мерзон А.Е., Чекин А.Л. Азбука математики. - М., 1994.