Конспект урока литературы в 10-м классе по рассказу Ф.М. Достоевского "Сон смешного человека". О мужестве быть смешным

Разделы: Литература


Цель: подведение итогов изучения творчества Ф. М. Достоевского в 10 классе, воспитание креативного читателя.

Задачи:

1. Расширить знания учащихся о творчестве писателя.

2. Совершенствовать навыки литературоведческого анализа художественного произведения.

3. Воспитывать стремление к самовоспитанию, интерес к нравственным, философским проблемам.

Наглядность: портрет Ф. М. Достоевского, иллюстрации известных художников и учащихся к рассказу “Сон смешного человека”.

Вступительное слово учителя:

“Сон смешного человека” - одно из самых таинственных, пророческих и пушкинских творений Ф. М. Достоевского. Всего 22 книжные странички. Читать – слушать минут 40. Но как постичь, хотя бы отчасти?”

Эти слова принадлежат известному современному исследователю творчества Достоевского Юрию Карякину.

Размышление над этим рассказом будет, надеюсь, для нас с вами еще одним шагом к постижению художественного и духовного мира великого русского писателя.

Этот небольшой рассказ, по мнению критиков разных поколений,- синтез философии Достоевского. Я бы добавила – это духовное завещание писателя будущей России, а значит, и нам.

Попробуем убедиться в этом сами – через интерпретацию ключевых моментов, сильных позиций текста.

Какие сильные позиции текста вы считаете необходимо проанализировать?

Учащиеся: Название рассказа, подзаголовок “Фантастический рассказ”, вступление, эпизод “сон”, финал.

Учитель: Итак, начнем с заглавия. Кого вы считаете смешным человеком? Как в жизни относятся к смешным людям? Трудно ли быть смешным? Нужно ли мужество смешному человеку?

Учащиеся: Смешной человек не такой, как все, нелепый, достойный насмешки, издевки. Его часто не уважают, ему приходится тяжело в общении, его иногда считают глупым, не имеющим собственное достоинство.

Учитель: Каков смешной человек Достоевского? Герой рассказа?

Учащиеся:

Герой рассказа искренний, грустный, странный человек. У него израненная душа, он человек трагический, “ему все равно”, он готов на самоубийство, он сам смеется над собой, одновременно он гордый. Он из “подпольных” людей Достоевского. Смешной человек близок к таким героям писателя, как Мармеладов, Катерина Ивановна, Раскольников из романа “Преступление и наказание”. Он, как и они, в отчаянии.

Учитель: Что же спасает его от отчаяния, от самоубийства?

ЧТЕНИЕ фрагмента рассказа (глава 1 “И вот, когда я смотрел на небо, меня вдруг схватила за локоть эта девочка). Девочка вызывает в герое угрызения совести, жалость, он вспоминает ее и во сне.

Учитель: Какая постоянная тема творчества Достоевского прослеживается в образе девочки?

Учащиеся: Одна из важнейших и любимых тем Достоевского – тема детства. В романе “Преступление и наказание” много детей: это дети Катерины Ивановны, обесчещенная девочка на бульваре, девочка-невеста Свидригайлова, маленькая девочка, которая привиделась Свидригайлову в грязной гостинице перед смертью, сам Раскольников – семилетний мальчик во сне. И в других произведениях Достоевского: в рассказе “Мальчик у Христа на елке”. В романе “Братья Карамазовы” - глава “Мальчики”. Для писателя дети – это символ человеческой совести, чистоты, невинности, несправедливых страданий. Отношение к детям – критерий гуманности человека, общества.

Учитель: В рассказе “Сон смешного человека” есть не только девочка, но и другие дети – во сне героя. Обратимся к основной части произведения – к эпизоду “ сон героя”. О чем он?

ПЕРСКАЗ учащимися эпизода (гл. 3 – 5): идеальный мир на другой планете, рай, люди как дети, герой развращает их. Сон символизирует историю человечества. В 1 части сна ключевые слова “любовь”, “обожание”, во 2 – “ложь”, “сладострастие”, “ревность”, “жестокость”.

Учитель: Сравните сон смешного человека со снами Раскольникова.

Учащиеся: Сны героев отражают их внутренний мир, полный сострадания к людям, любовь к ним, стремление помочь униженным, страдающим.

Учитель: Почему герой считает себя виновником грехопадения людей? - “Я развратил их”.

Учащиеся: Автор и его герой считают, что каждый человек ответственен за все, что происходит в мире. Это можно назвать “презумпцией виновности”.

Учитель: Обратимся к финалу рассказа – самой сильной позиции текста. В чем смысл финала?

ПЕРЕСКАЗ учащимися финала. Герой решил жить, нести людям истину – любовь, начать проповедовать. Как пушкинский Пророк. Но для смешного человека проповедь не только слова, но и дела. Свою миссию он начинает с того, что находит ту девочку, которой в день перед самоубийством не помог.

Учитель: Чем близки финалы двух произведений – “Преступления и наказания” и “Сна маленького человека”?

Ученики: Для героев обоих произведений начинается новая жизнь. Она потребует от героев усилий, самопожертвования. Им понадобится мужество. Финалы этих произведений открытые, оптимистические, полные веры в человека.

Учитель: Юрий Карякин назвал рассказ “Сон смешного человека” самым пушкинским у Достоевского. Сравним его со стихотворением Пушкина “Пророк” - это любимейшее пушкинское стихотворение Достоевского.

ЧТЕНИЕ стихотворения А. С. Пушкина “Пророк”.

Ученики: Герой Достоевского и пушкинский Пророк прошли путь страданий, открыли истину и пошли проповедовать. Юрий Карякин писал: “Смешной и есть в своем роде Пророк”.

Учитель: Заканчивая уроки по творчеству Достоевского, обозначим те нравственные уроки великого писателя, которые близки и нужны вам, людям 21 века.

Ученики пишут сочинение-миниатюру “Уроки Достоевского”…

Заключительная часть урока: чтение миниатюр.

“Сон смешного человека” - очень грустный рассказ: он об одиночестве, о совести, которая не дает спокойно спать и видеть светлые сны с хрустальными дворцами и вечным летом, об ответственности каждого из нас за все, что происходит в мире, о страдании невинных детей. “Сон смешного человека” - очень современный рассказ: сколько самоубийств совершается сегодня из-за одиночества, сколько детей стало беспризорниками… Казалось бы, Достоевский, а до него Христос указали людям путь к спасению – любите друг друга, помогайте тем, кому плохо. Почему же не получается ? Главный урок Достоевского для меня : любить другого очень трудно. От слова “труд” (“трудиться”). Давайте же будем ТрудоЛюбивыми!” (Женя У. )

“Мне кажется, рассказ Ф. М. Достоевского “Сон смешного человека” - автобиографический: его автор сам прошел весь путь страданий, падений, духовных подъемов. Он услышал “Божий глас” и стал жечь сердца людей своими книгами, своим “глаголом”. Главные уроки Достоевского для меня : нет безнадежных людей и ситуаций, спасая другого – спасаешь себя, нет ничего страшнее угрызений совести”. (Стас Н. )

Список использованной литературы.

  1. Достоевский Ф. М. Сон смешного человека.
  2. Гарин И. И. Многоликий Достоевский. - М.,ТЕРРА, 1977.
  3. Карякин Ю. Ф. Самообман Раскольникова. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. – М.,1976.