Гражданско-правовое образование — младшим школьникам

Разделы: Начальная школа


В законе “Об образовании” подчёркивается главная задача школы – развитие человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на его совершенствование. Выделены основные приоритеты образования: воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к окружающей природе, семье.

Гражданское образование – это система учебной и социально-общественной деятельности, направленная на осуществление прав и обязанностей гражданина.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданское образование включает в себя комплекс, основой которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое через организацию учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин

Актуальность гражданского образования определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества. Цель гражданского образования в начальной школе – создание условий для социализации растущей личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношения к миру и к себе в нём.

Вопрос о правовом образовании младших школьников начал периодически подниматься на страницах журнала “Учитель” с 1997 года и на страницах газеты “Начальная школа” (приложение к “1 сентября”) – с 1998 года. Шёл разговор о необходимости не эпизодических, а в системе вести с детьми начальных классов разговор об их правах.

В нашей школе разработана целевая программа “Формирование гражданско-правовой и экономической компетентности школьников”. Данная программа – часть общей программы инновационного развития школы. В рамках целевой программы курсы общественных дисциплин введены с начальных классов. Во 2 классе дети изучают курс “Ваши права”.

Поэтому, когда разрабатывалась целевая программа, учителя начальных классов, изъявили желание опробовать новый курс по правам человека. Необходимо было знать мнение родителей. Для того, чтобы получить диагностику наличия или отсутствия потребности родителей в подобном дополнении к содержанию образования, была составлена анкета, которая была предложена родителям для заполнения в ближайшее планируемое родительское собрание. Родителям, для того чтобы составить своё мнение о предлагаемом курсе, была изложена информация о гражданско-правовом образовании.

Анкета для родителей

  • насколько необходимыми представляются вам знания о правах человека для вашего ребёнка?
  • что может измениться для вас и вашего ребёнка в результате получения им знаний в этой области?
  • важно ли вашему ребёнку умение защищать свои права и права других людей?

Насколько ценными для вашего ребёнка могут быть такие качества, как чувство собственного достоинства, стремление помогать другим, готовность бороться с несправедливостью в любых её проявлениях, принятие ненасилия как главного принципа во взаимоотношениях между людьми?

Такие открытые вопросы позволят сделать предварительный анализ в нескольких планах. Во-первых, прийти к неким выводам о том уровне правовой культуры, который считают родители достаточным для своих детей. Или же это уровень, на котором помимо знаний о правах и умений ими пользоваться, у ребёнка будут задействованы внутренние ценностные установки, позволяющие ему отличить справедливое от несправедливого. Во-вторых, есть основание полагать, что возможно проследить соответствие отношения родителей к своему ребёнку сейчас и к некоему “образцу” его в будущем, который “нарисован” в их представлениях, ожиданиях, опасениях, надеждах. В-третьих, возможно получить информацию о том, насколько в семье готовы способствовать созданию собственной правовой атмосферы, и насколько сильны опасения родителей возможному изменению своей жизни в связи с этим.

Анализируя представленный в анкетах “социальный заказ” родителей, определяем, какую роль и какое место отведено в нём правовому воспитанию. И если оно востребовано, то следует ожидать более успешных результатов введения нового курса по правам человека. Для себя мы определили УМК, состоящий из Декларации прав ребёнка, для основных положений этих документов. Он продолжает работу концепции гражданско-правового образования и воспитания учащихся младших классов. Комплект состоит из красочно оформленной учебной книги “Ваши права!” (авт. Е.С.Шабельник) и пособия для учителя “Младшим школьникам о правах ребёнка” (авт. З.К.Шнекендорф).

Как известно, Декларация прав ребёнка, составляющая основу учебника, была провозглашена ООН в 1959г. Однако время и бедственное положение детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались бы права детей, а на основе юридических норм определялись и меры защиты этих прав. Поэтому в 1989г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новый документ – Конвенцию о правах ребёнка, которая не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребёнка.

С момента ратификации Конвенции в нашей стране (13 июня 1990г.) прошло немало времени, но её текст и основные положения почти не нашли своего отражения в печати. Многие, в том числе учителя, родители, школьники, не знают её содержания, а зачастую и о самом её существовании, хотя одним из основных положений Конвенции о правах ребёнка является обязанность государств широко информировать о правах, содержащихся в ней, как взрослых, так и детей. Изучение этих документов в школе будет способствовать развитию у детей самоуважения и уважения у другим людям.

Учебник “Ваши права!” и методические рекомендации к нему ставят своей целью обратить внимание общества на проблему прав ребёнка. Он насыщен иллюстрациями по известным младшим школьникам сказкам и другим литературным произведениям, облегчающими обсуждение нравственных и правовых понятий, норм человеческого общения. Учебник приглашает ребят в игру-путешествие. Каждый урок позволяет учителю рассматривать все возможные варианты решения нравственных и правовых проблем. В учебнике отражена первостепенная роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите.

Авторы учебника предлагают использовать на занятиях пословицы и поговорки об уважении и признательности детей родным, другим людям за их внимание и заботу, отражающие заботу взрослых о детях, стремление воспитать их добрыми, честными, смелыми, образованными, трудолюбивыми.

Процесс изучения Декларации прав ребёнка не может быть ограничен только ознакомлением с их содержанием. Главное – это организация жизнедеятельности детского коллектива, каждого школьника в соответствии с ведущими положениями документа.

Основные идеи, принципы курса:

Принцип гуманизации, предметной основой которого считается ценность личности, права человека, его свобода и достоинство.

- Идея сотрудничества, в соответствии с которыми организуется совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся, учителя, родителей.

- Идеи развивающего обучения, учитываются при отборе содержания, организации педагогического процесса (основной идеей является становление ребёнка как субъекта учебной и других видов деятельности).

- Культурологический принцип ориентирован на приобщение учащихся к достижениям духовной культуры разных стран и народов и осознание родной культуры как части мировой.

- Интегративный подход и установление межпредметных связей с другими учебными дисциплинами начальной школы являются основой формирования целостного образа мира.

- Целостность педагогического процесса осуществляется в единстве воспитания и обучения, взаимосвязи с внеклассной работой и семейным воспитанием.

- Курс способствует созданию развивающей среды в традиционной системе обучения, а также может использоваться в контексте систем развивающего обучения младших школьников. Он имеет не только образовательную, но и воспитательную направленность.

О том, что каждый человек имеет свои права, дети узнают уже на первых уроках права. В доступной форме ученикам преподносится содержание всех разделов международного документа - Декларации. Они узнают, что каждый человек от рождения получает различные права, кроме того, он также наделяется и обязанностями перед остальными людьми – ближайшими и дальними родственниками, соседями и просто незнакомыми, а также перед государством.

Курс “Права человека для младших школьников” построен в циклическом варианте, главным содержанием которого стали права людей, закреплённые в Декларации прав человека. Курс создан в виде путешествия по сказкам, главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания являются сказочные герои. Через сказочные ситуации легче передать содержание курса, помогают строить занятия в виде игры сюжетные картинки на страницах учебника.

Первые занятия посвящены разговору о человеке через понимание отношения детей к самим себе, как представителям человечества. Далее переходим к разговору о семье, как первой и важнейшей социальной среде, необходимой для полноценного развития и становления личности. Следующая тематика затрагивает отношения детей со сверстниками, создаёт возможности влиять на формирование толерантных, равноправных отношений, умение вести себя в конфликтных ситуациях и приходить к взаимопониманию путём договора. Следующих несколько занятий посвящается рассмотрению наиболее типичных и ярких примеров неправового отношения к детям во взрослом мире.

Незаменимым помощником в освоении учебного материала являются творческие задания. Задания творческого характера не только помогают изучению данного учебного материала, но и делают учебный материал эмоционально окрашенным.

Изучая тему “Равенство людей в своих правах” дети рисуют свой паспорт, мы назвали его “Кто я?”, в нём помещают свой нарисованный портрет “Как я представляю себя”, пишут своё заветное желание, а на одной из страниц изображают пиктограммами “Мои права”.

Таким образом, дети работают над понятиями: права всех людей в обществе и осознание самого себя в этом обществе. Дети замечают, что все страницы паспорта у всех разные, но только одна получилась у всех одинаковая – о правах человека. Занятие заканчивается мыслью о том, что все люди имеют одинаковые права.

Работая над темой “Право на семью”, подчёркивается значение семьи для каждого человека. Дети придумывают пиктограмму “Право на семью”, такой вид деятельности позволяет легче запомнить материал.

Далее предлагается детям нарисовать общее занятие, которым занимается вся семья, традиции семьи, семейные праздники. Дети с удовольствием говорят о взаимоотношениях в семье, рассказывают об общих делах семьи. Итогом работы могут стать рассказы детей и мысль о том, что слово семья сложено из двух частичек: “семь” и “я” не случайно, так как самое главное - ты на свете не один

По теме “Право на развитие” дети обсуждают, как у них самих выполняется это право и как у взрослых. Подводится разговор к тому, что у каждого ребёнка есть мечта стать взрослым и приобрести какую-то профессию, т.е. дело, которое помогает развитию личности. Детям предлагается нарисовать свою будущую профессию.

Таким образом, применение различных видов деятельности – рисования, аппликации – позволяет детям наиболее полно усвоить материал.

Работая по образовательной системе “Школа 2000-2100”, я увидела, что многие темы по предмету синтез искусств перекликаются с темами по праву. Интегрируя занятия синтеза искусств и права, получаем творческие занятия, где дети не просто усваивали новые знания, а творчески закрепляли их в самостоятельной деятельности.

Темы, которые можно интегрировать:

Синтез искусств – Изготовление аппликации-коллажа о профессии родителей. Урок права – тема “Право на труд”. После беседы о праве человека на труд, дети из разных материалов выполняют коллаж на тему “Профессии родителей”. Синтез искусств - аппликация на тему “Моя будущая профессия”. Урок права – тема “Право на развитие”. После диалога о том, как осуществляется право детей, взрослых на развитие, следует разговор о том, что у каждого человека есть своё любимое дело, профессия. Каждый ребёнок, учась в школе, уже мечтает о будущей профессии. Далее дети выполняют творческую работу – аппликацию – коллаж “Моя будущая профессия”. Синтез искусств - “Возвышающее искусство”, аппликация “Город” из разных материалов. Право – тема “Право на развитие” - идёт беседа о том, что город, который строят люди, придумывая красивые здания для жизни и деятельности людей, развивают в людях чувство прекрасного и развиваются сами. После беседы дети выполняют аппликацию, которую придумывают сами, становясь архитекторами своего города.

Уроки права будут интереснее, если проводить дидактические игры.

На своих уроках я часто использую игру “Круг друзей”. Во время игры дети становятся в круг, далее даются различные задания. Так, например, по теме “Все люди разные, права у всех одинаковые” дети в кругу выполняют задания: войти в круг по разным признакам - те, у которых светлая одежда, или все Кристины, Юли, или те, у которых в сентябре день рождения и т.д. Результатом игры станет мысль о том, что все мы разные, но права у нас одинаковые. “Круг друзей” может стать итогом любого занятия, дети в кругу говорят добрые слова друг другу, перечисляют уже изученные права, дарят свои поделки, выполненные на уроке, делятся друг с другом мнением о том, что нового узнали на уроке. Такой вид деятельности помогает более полно закрепить знания, полученные на уроке.

Апробация нового курса сопровождалась диагностикой детей. Исследовался уровень понимания предмета. Была проведена анкета для учащихся, в каждом вопросе давались несколько вариантов ответа. Дети должны были выбрать правильный ответ.

Анкета для учащихся.

1. Что ты изучаешь на уроке права?

а) правила дорожного движения
б) правила жизни человека среди других людей

2. Все ли люди равны в своих правах?

а) да
б) нет

3. Для чего человеку нужно знать свои права?

а) чтобы только одному было хорошо жить
б) чтобы не случилось никакой беды
в) чтобы жилось всем людям хорошо среди других людей.

Анкета проводилась в сентябре, было проведено 3 урока права. Участвовали в опросе 16 детей.

На 1 вопрос – верно ответили 6 уч-ся (37 %), на 2 вопрос – верно ответили 8 уч-ся (50 %), на 3 вопрос – ответили верно 10 уч-ся (62%).

Анкетирование показало, что наиболее трудным оказался вопрос об изучении самого предмета права, дети ещё не совсем поняли, что будут изучать на уроках.

Из диаграммы видно, что детям на 1-ых уроках не совсем понятен изучаемый предмет.

Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентаций. В основе курса условно-концентрического принцип. Достоинством курса является обеспечение преемственности в гражданском образовании учащихся младшего школьного возраста, создаёт возможности для личностного развития учителя начальных классов, для повышения его профессиональной компетенции.

В конце 1 четверти уровень понимания о новом предмете стал выше.

Были заданы те же вопросы, что и в начале четверти. Ответили правильно на все вопросы – 6 уч-ся, что составляет 37% класса. На 1 вопрос – верно ответили 9 уч-ся (56 % - что изучаешь на уроке права), на 2 вопрос – верно ответили 10 уч-ся (62 % - все ли люди равны в своих правах), на 3 вопрос – ответили верно 16 уч-ся (100% - для чего нужно знать свои права).

Вопрос о самом предмете стал более понятен для ребят. С вопросом о равенстве людей в обществе дети касались не только на уроках права, но и на уроках окружающего мира. С вопросом - для чего нужно знать свои права, дети легко справились, потому что на каждом уроке права рассматривались примеры различных ситуаций из сказок, где сказочные герои нарушают общепринятые правила жизни.

Исследования показали, что на данном этапе изучения большинству детей предмет изучения понятен, значит можно говорить и о дальнейшем успешном овладении знаниями.

В нашей школе организован клуб “Маленький правовед” участниками которого являются учащиеся начальных классов. На заседаниях проводятся различные конкурсы, викторины, деловые игры по изучению права. Учащиеся средних классов участвуют в проведении таких мероприятий, являются нашими помощниками. Дети и во внеурочной деятельности закрепляют знания, полученные на уроках права.