Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Творческий проект “Я мальчик – будущий мужчина. Я девочка – будущая женщина”

Актуальность: раскрыть представление детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины.

Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Проблема: Какими должны быть настоящие мужчины и женщины.

Гипотеза: правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе способствует эмоционально-положительному отношению к будущей социальной роли.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о специфических чертах личности мужчины: героизм, отвага, смекалка, смелость, благородство, решительность, умение преодолевать трудности, защита слабого; женщины: доброта, трудолюбие, отзывчивость чужому горю, внимательность, самоотверженность, заботливость, желания опекать и оберегать малышей.
  2. Способствовать развитию творческого воображения и фантазии, развивать связную речь; работать над четким произношением слов и звуков.
  3. Формировать адекватную полу модель поведения.
  4. Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками, понимание и уважение мнения партнеров противоположного пола.

Реализация проекта. Речевое развитие.

Совместная деятельность:

  1. Рассматривание иллюстраций в любимых книгах Е.Благининой, А. Барто.
  2. Рассматривание иллюстраций о профессиях взрослых.
  3. Чтение книг: В.В.Маяковского “Кем быть?”, К.И.Чуковского “Муха-Цокотуха”, сказки Ш.Перро “Спящая красавица”
  4. Д/и “Поймай – скажи”, “Кому, что нужно для работы”, “Скажи, где правильно”
  5. КВН “В мире сказок”.
  6. Беседа “Наши отношения”
Мальчики Девочки
1. Заучивание пословиц и поговорок о смелости, героизме, отваги. 1. Составление кроссвордов, ребусов, шарад, загадок.
2. Составление кроссвордов, ребусов, шарад, загадок. 2. Рассматривание фотомонтажа “Самая лучшая в мире моя мама, моя бабушка”
3. Ситуация просьба о помощи. 3. Заучивание пословиц о доброте, ласке, трудолюбии.
4. Экскурсия в воинскую часть. 4. Ситуация “За столом”.
5. Рассматривание фотомонтажа “Мой папа – солдат” 5. Речевая игра “Ласковые слова”, “Баюшки-бою”
6. Развлечения “Богатыри Земли Русской”
7. Рассматривание картин: В.Васнецова “Витязь на распутье”, “Богатыри”, “Иван Царевич на сером волке”

Музыкальное развитие.

Совместная деятельность:

  1. Слушание песен: Ю.Антонов “Родительский дом”, “Под крышей дома твоего”, Ю.Чичкова “Из чего только сделаны мальчики?”, Е.Асеева “Лучше друга не найти.
  2. Кукольный театр “Морозко”.
  3. Инсценировка сказки К.И.Чуковского “Муха-Цокотуха”.
  4. Игра-драматизация “Спящая красавица”.
  5. Концерт для сотрудников детского сада.
  6. Игры на любимых музыкальных инструментах.
  7. Концерт для малышей.
  8. Развлечение “Какого цвета настроение”.
  9. Муз. творч. игра “Бюро находок”.
  10. “Гармоничный танец”
Мальчики Девочки
1. Упражнение “Приглашение на танец” 1. Факультативы “Каблучок”, “Ритмика”.
2. Развлечение “Маленькие рыцари” 2. Развлечение “Маленькие принцессы”
3. Танец “Гусары” 3 Танцы “Барышни”, “Проказницы”.
  4. Танцевальные этюды “Озорница”, “Модница”, “Снежинки”, “Ёлочка”…

 

Физическое развитие.

Совместная деятельность:

  1. Спортивный праздник “Мама, папа, я – спортивная семья”.
  2. Школа игровых поединков.
  3. Игры-забавы “Мотальщики”, “Попробуй, попади”, “Кто быстрее?”
Мальчики Девочки
1. Спортивный праздник “Русские богатыри” 1. Упражнения с лентами, мячами, скакалками, с куклами.
2. Факультативы: “Хоккей”, “Футбол”.
3. Школа юных космонавтов; разведчиков.
4. П/и “Минеры”
5. Школа детского тира.
6. Игра “Королевский снайпер”. 2. Кружок “Ритмика”
7. Школа тенниса.

Художественное развитие.

Совместная деятельность:

  1. Д/и “Рассеянный художник”, “Рисуем себя в прошлом и настоящем”.
  2. Рисование на темы: “Моя семья”, “Все работы хороши - выбирай на вкус”, “Мой папа”, “Пригласительные билеты на концерт для мам”, “Мальчиков и девочек”.
  3. Складывание из бумаги больших и маленьких поделок “Оригами”.
Мальчики Девочки
1. Факультатив “Самоделкин” 1. Факультатив “Мастерица”
2. Изготовление новогодних костюмов. 2. Мини-конкурс “Модницы” - новогодние костюмы.
3. Рассматривание альбома “Мужской образ в искусстве”. 3 Рассматривание альбома “Женский образ в искусстве”.
4. Аппликация “Мой портрет” 4. “Ателье” - ручной труд.
5. Выставка рисунков “Рисуют мальчики” 5. Аппликация “Мой портрет”
  6. Выставка рисунков “Рисуют девочки”
  7. “Домашняя академия”.

Игровая деятельность.

Совместная деятельность:

  1. Творческие игры “Школа улыбок”, “В магазине зеркал”.
  2. Д/и “Цветик-семицветик”, “Наша семья”, “Кто работает в детском саду?”, “Кому, что нужно для игры?”, “Наши прически”, “Про Олю и Колю”.
  3. С/р игры: “Детский сад”, “Кукольный детский сад”, “Супермаркет”, “Больница”, “Поликлиника”.
Мальчики Девочки
1. С/р игры: “Школа юных космонавтов”, “Скорая помощь”, “Строители”, “Военные”, “Азбука дорожного движения”, “Автопарк”, “МЧС”, “Аэропорт”, “Пожарные”, “Путешествие в космос”, “Путешествие на корабле”. 1. С/р игры: “Дочки-матери”, “Салон красоты”, “Ателье”, “Магазин”, “Почта – телеграф”, “Кафе”, “Бюро путешествий”.

Трудовая деятельность.

Мальчики Девочки

Хозяйственно-бытовой труд

Меняют воду в ведрах, пылесосят и выбивают пыль из ковриков Протирают пыль на полочках, моют игрушки, стирают кукольное белье

Дежурства

Ставят для занятия столы, стулья, вешают доски, убирают на место. Раздают второе, убирают посуду Сервируют стол, подметают пол, протирают столы, раскладывают наглядный материал, убирают его, моют кисточки, розетки для красок или клея

Труд в уголке природы

Переносят горшки с комнатными растениями, моют кормушки, аквариум, меняют воду в аквариуме, приносят землю для пересадки комнатных растений Поливают, рыхлят комнатные растения, готовят корм для рыб, птиц, моют блюдца из-под комнатных растений

Труд на участке

Подметают и очищают дорожки от листвы, зимой - от снега, делают горку из песка в песочнице, делают совместно с воспитателем снежные совместные постройки, выносят оборудование с веранд на участок для игр и занятий спортом, приносят воду в мини-бассеин для игр с водой Поливают песок в песочнице, наводят порядок на веранде, в игровых уголках, протирают пыль на полках, шкафах, моют игрушки, подметают пол в игровых домиках

Труд на огороде

Перекапывают землю на грядках и в цветниках, приносят лейки водой, посыпают междурядья песком, окучивают огородные растения Сеют семена, высаживают рассаду, поливают, рыхлят, пропалывают всходы огородных культур и цветов

Ручной труд

Мастерят поделки из дерева, конструируют из бумаги, картона, бросового материала, мелкого конструктора Вышивают салфетки, шьют одежду для кукол, мягкие игрушки, делают сувениры для малышей, мальчиков, сотрудников, родителей

Работа с родителями

  1. Экскурсии в воинскую часть, ателье, парикмахерскую “Салон красоты”.
  2. Оформление фотомонтажа, фотогазет: “Мой папа солдат”, “Самая лучшая в мире моя мама”, “Мама, папа, я – дружная семья”, “Моя лучшая подруга”, “Семейные традиции”.
  3. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
  4. Организация выставок – коллекций с учетом интересов мальчиков и девочек (марки, календари, значки, открытки…)
  5. Дни открытых дверей: “День мужества”, “Мамин праздник”, “Наши умелые ручки”
  6. организация факультатива “Самоделкин”, для обучения старших дошкольников и учащихся первого класса работе с деревом на базе столярных мастерских школы №41.
  7. Клуб “Искра” - факультатив “Мастерица”, театральный кружок “Теремок”
  8. Круглый стол “Обмен опытом воспитания сына (дочери) в семье.

Завершение проекта: театр моды “Мальвина”, “Рыцарский турнир”

Новая проблема: научить “слушать” и “слышать” свой организм.


 ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ,
ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
“ФЛОТСКАЯ ДУША”

Зал нарядно украшен, дети входят в зал и выстраиваются полукругом.

1 ребенок:

Спешит весна, конец зиме
И папы наши в сборе все.

2 ребенок:

Мы вместе постараемся,
Чтоб праздник удался,
Веселье начинается,
Ведь собрались не зря.

Песня “Бравые солдаты”

3 ребенок:

Не терпит мой папа
Безделья и скуки,
У папы умелые, сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь -
Мой папа везде поработать не прочь!

4 ребенок:

Я тоже папой стать хочу
Чтобы водить машину,
Чтобы при встрече
Хлопать по плечу
Знакомого мужчину.

5 ребенок:

Чтоб быть высоким,
Сильным, смелым,
Чтоб спорилось любое дело
Как ни хотел бы я друзья, -
Без свадьбы папой стать нельзя.

6 ребенок:

У каждого мальчика мечта
Стать большим,
А каждый папа мечтает
Стать маленьким таким! (показывает на себя)

Девочка:

В душе каждый папа
Ну, просто мальчишка,
Бывает, ведёт себя,
Как шалунишка,
Поэтому надо им разрешать
Разочек в неделю
Мальчишками стать!

Мальчик:

И в эти прекрасные, чудные дни
Мы с папой ведём себя, как смельчаки.

Исполняется песня “Это просто означает”

Мальчик:

Когда вырасту большой -
Буду я матросом,
Буду лазить по канатам
И ходить по тросам.

1 моряк:

Мы отважные матросы,
Мы из плаванья пришли
И морской привет горячий
Нашим папам принесли.

2 моряк:

Ходят строем лихо, смело
Все подтянуты струной,
По плечу любое дело,
Нет ошибки ни одной.

3 моряк:

Мы сегодня в увольнении
И хотим потанцевать,
Разрешите для вас, папы,
Наше “Яблочко” сплясать.

Мальчики исполняют танец “Яблочко”

Ребенок:

Наши папы на все руки -
Спорятся у них дела,
Не придёт тоска от скуки,
Ведь они все мастера.
Никто с ними не сравниться
По уму и силе ловкой
И Шварценеггера с Ван Даммом
Победят без тренировки.

Детям предлагают занять места с родителями.

Ведущий: 23 февраля - День Защитника Отечества. Пройдёт немало времени, и на смену нынешним воинам нашей Армии придут наши мальчишки. Кто-то, возможно, будет нести службу на море. Чтобы проверить, годны вы к этому или нет, мы и проведём игру “Бой кораблей”. Но прежде, чем начать игру, нам необходимо сформировать экипажи кораблей. Прошу всех пап выбрать себе корабль и придумать ему название.

И так, начинаем! Свистать всех наверх!

Это означает, что нужно построиться на палубе и распределить поручения. (У каждого под ногами лежит перевернутая табличка)

Переверните и посмотрите, кем каждый будет на корабле. (На табличках: капитан, боцман, лоцман, врач, радист, кок, юнга, механик, штурман - комплекта)

Ведущий: Теперь всё готово, можно отчаливать. Но мы не можем отплыть. Почему? Правильно, у наших кораблей пустые баки. Нужно заправить горючее.

Конкурс механиков

Ведущий: Ваша задача: с помощью ложки перенести воду из одного сосуда в другой. Кто быстрее и точнее сделает это? (Атрибуты: 2 ложки, 2 тарелки, 2 стакана)

Конкурс лоцманов и штурманов

Ведущий: В море много рифов. Ваша задача: провести свои корабли между рифами с закрытыми глазами. Штурманы помогают своим лоцманам, подсказывая дорогу. (Атрибуты: 2 шарфа, кегли, расставленные по залу).

Конкурс юнг

Ведущий: А теперь представьте, что надвигается шторм (разбрасывают шашки по залу). - Где наши юнги? Для вас - конкурс “Чистая палуба”.

Кто соберет больше мусора, выигрывает. Трудность в том, что корабль качает из стороны в сторону. Мы нашим юнгам завяжем глаза (Атрибуты: 2 шарфа, шашки, или др. предметы).

Конкурс радистов

Ведущий: Посмотрите, к нашему борту прибило послание. Радисты, приступайте к делу. Кто быстрее соберёт разрезанную фразу и прочтёт её?

(Атрибуты: 2 разрезанных листа с пословицей: “Где смелость, там и победа!”

Конкурс коков

Ведущий: Мы уже давно в море и захотели есть. Давайте проверим мастерство наших коков. Вы должны очистить луковицу, разрезать её, но, самое главное, - не заплакать. Кто быстрее и аккуратнее? (Атрибуты: 2 луковицы, 2 доски, 2 ножа)

Конкурс врачей

Ведущий: Посмотрите, что сделал шторм с нашими бинтами. А ну-ка, врачи, приведите их в порядок. Задача: скрутить бинт. Кто быстрее и аккуратнее? (Атрибуты: 2 бинта)

Конкурс капитанов

Ведущий: Как правило, капитан - самый главный человек на корабле. От его знаний, умений и правильных решений зависит иногда жизнь корабля и его экипажа. Задача капитанов: кто больше, поочерёдно, не повторяясь, назовёт слов, связанных с морской тематикой.

Конкурс боцманов

Ведущий: Своевременное выполнение задания или команды зависит от боцмана. От того, насколько быстро он сумеет организовать команду. Задача боцманов: объяснить команду своему экипажу без слов, а только жестами и мимикой.

2 карточки с заданиями:

1. Встать всему экипажу в шеренгу, положив руки друг другу на плечи. Ноги на ширине плеч. Качаться с одной ноги на другую.

2. Встать всему экипажу в шеренгу и изобразить, что тянут канат.

Конкурс силачей

Ведущий: А какой экипаж у нас сильнее? Это легко выяснить с помощью каната. (Атрибуты: канат)

Конкурс болельщиков

Ведущий: Ну вот, пришло время для тех, кто ждал наши корабли на берегу. Нужно вспомнить (пропеть), как можно, больше песен про море, капитана, моряков. За каждую песню - очко.

Подведение итогов. Награждение.