Урок окружающего мира в 1-м классе "Вода и воздух"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Познакомить учащихся с наличием воды и воздуха в природе.

2. Формировать практические умения, необходимые для последующего обучения.

3. Воспитывать бережное отношение к воде.

4. Развивать наблюдательность и интерес к предмету.

Оборудование: для опытов: стаканы, трубочки для коктейля, сахарный песок, вода, акварельные краски, чайные ложечки, электрический чайник, лист бумаги, воздушный шар, рисунки капельки, солнышка, снежинки, облачка, пара; карточки “охлаждение”, “нагревание”, магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

/Звучит музыка/

Ветер чуть слышно поёт.
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт –
В звоне ветвей,
В песне дождей, листопаде,
Только прислушаться надо.

Солнце опустит лучи –
И замирает природа
Тихо струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа.

- Что такое природа?

- Что не относится к природе?

- По каким признакам природу разделяют на живую и неживую?

- О каких явлениях природы говорилось в стихотворении?

- Какие правила поведения в природе нужно соблюдать, чтобы не причинять ей вреда?

III. Работа над новой темой.

1. Загадки о явлениях природы:

/Читают наизусть дети/

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.

- Из чего состоит дождь? (Капелек)

img1.jpg (3393 bytes)

/Вывешивается рисунок капельки/

Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит.
При солнце, при луне
Серебром блестит.

Снег – это множество снежинок.

- В какое время года бывает дождь? А снег?

img2.jpg (9254 bytes)

/Вывешивается рисунок снежинки/

2.- Отметьте погоду вчерашнего дня. Выберите нужные карточки и расскажите, что изображено на них.

Физминутка.

3. Практическая работа.

а)

Полна природа удивленья,
Полна покоя и добра.
Нет у природы утомленья,
Она всегда, всегда добра.

- Каждый день мы с вами выходим на прогулку, наблюдаем за изменениями в природе.

Недавно, наблюдая за снежинками, мы с вами сделали открытие. Какое?

Вывод: снег тает, превращается в воду.

Сегодня на уроке поговорим о воде, узнаем о ней много нового.

б) Дома вы проделали опыт. Поставили воду в морозильную камеру. Что произошло? А что мы наблюдаем сейчас?

(Перед началом урока поставить лёд в тепло, занести снег.)

в) Когда ваша мама ставит на плиту чайник с водой, и проходит какое- то время, что происходит с водой в чайнике?

 /Вывешиваются рисунки и карточки/

<Приложение>

г) Возьмите 2 стакана с водой. Попробуйте её на вкус. В одном стакане размешайте чайную ложку соли, а в другом – сахарный песок. Что произошло с солью и сахаром? Попробуйте воду на вкус в каждом стакане. Что произошло с водой?

Можно ли отличить по внешнему виду, в каком стакане солёная вода, а в каком – сладкая? А как это сделать? Что произошло с солью и с сахаром? Сделайте вывод.

Вывод: вода – растворитель

д) Возьмите краски для рисования. В одном стакане размешайте немного жёлтой краски, в другом – красной, а в третьем – синей. Что произошло с водой?

- Как называются ваши краски?

- Как переводится на русский язык слово АКВА?

Вывод: вода имеет свойство окрашиваться.

4. Беседа “Где мы встречаемся с водой”.

а) – Послушайте внимательно стихотворение. /Читают дети/

Спросил на днях малыш – сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу,
Росою искрилась поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!

- На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!

- Где мы встречаем воду?

б) Работа по учебнику на странице 60.

- Как человек использует воду?

- Как нужно относиться к воде?

5. Практическая работа по определению воздуха в окружающем нас пространстве.

а) Движение воздуха.

- Сложите из листка бумаги веер, помашите им. Что вы чувствуете?

Физминутка.

“Ветер дует нам в лицо. (Машут руками)

Закачалось деревцо. (Руки на поясе. Наклоны туловища)

Ветер тише, тише, тише. (Приседают, опускают руки вниз)

Деревцо все выше, выше!” (Медленно поднимаются, машут руками над головой)

- Как возникает ветер?

Вывод: ветерок возникает потом, что веер толкает окружающий нас воздух.

/Дети проделывают опыт в разных местах классной комнаты и делают вывод/

Вывод: воздух находится везде.

- Движение воздуха в природе называют ветром.

б) Воздух в различных предметах (опыт проводит учитель).

- Положим в один стакан с водой кусочек сахара, в другой – кусочек кирпича, в третий – комочек почвы. Что мы наблюдаем?

Вывод: пузырьки в воде – это воздух.

в) Опыт, показывающий принцип работы пипетки.

- Возьмите соломинку для коктейля и опустите её в стакан с водой. Закройте пальцем отверстие соломки, а вытащите её из воды, не снимая пальца. Затем снимите палец с отверстия соломки. Из неё появилась капля воды. Эту воду вытолкнул воздух, который был в соломке.

г) Опыт с воздушным шариком.

Вывод: воздух легче воды.

IV. Домашнее задание.

- Вместе с родителями проделайте опыты, которые изображены на рисунках учебника на с.63 (смешивание красок, изготовление леденцов, выдувание мыльных пузырей.)

V. Итог урока.

- В каком состоянии встречается вода?

(Вывешиваются на доске карточки)

дождь снег пар
роса лёд
туман град
иней

<Приложение>

- Что такое ветер?

- Что легче вода или воздух?

Спасибо, дети, за работу!

Урок окончен.

Список литературы:

М. В. Соловейчик “Я иду на урок” - Москва, издательство “Первое сентября”.

а) стихотворение – стр.116.

б) схема-опора – стр.110.