Анализ работы учебной части за год

Разделы: Администрирование школы


Цель работы педколлектива на этот учебный год:

Подготовка квалифицированного рабочего, способного адаптироваться в современных условиях рынка труда и в соответствии с моделью выпускника училища.

Основными задачами были следующие:

  1. Обеспечить качественное обновление содержания образования на основе внедрения государственных образовательных стандартов НПО нового поколения.
  2. Способствовать совершенствованию профессиональной компетенции инженерно-педагогических работников.

Анализ работы проводится по направлениям.

1. Планирование и организация образовательной работы.

В начале учебного года проведена корректировка тарификации преподавателей, проанализированы личные дела учащихся с целью определения уровня знаний за курс школы, составлено расписание уроков и консультаций. Одной из действенных форм работы в данном направлении являются ИМС с преподавателями. Проведено согласно плана работы 7 совещаний. Рассматривались вопросы методики современного урока, ВУК, итоги к/работ, анализ экзаменов, работа с обязательной документацией, заслушивались справки, давались инструктивно-методические рекомендации, делились опытом.

Выводы:

1. В целом организация образовательной работы проходила организованно и по плану.

2.  Постоянное расписание уроков составлено своевременно, с соблюдением необходимых требований

3. На ИМС выносились необходимые и важные вопросы.

Рекомендации:

1. Зам по УР, исходя из анализа диагностических карт преподавателей, на ИМС больше уделять внимание вопросам воспитания в обучении.

2. При составлении расписания больше уделять внимания распределению нагрузки на учащихся, по возможности, не допускать сдвоенных уроков физической культуры и не ставить рядом уроки предметов ЕНЦ.

2.Работа по обеспечению качества образовательной подготовки учащихся в соответствии с Госстандартом. (Приложение 1)

3. Анализ учебной деятельности.

Цель: Выявить педагогические проблемы для нового учебного года на основе сравнения реального состояния педагогического процесса в училище с прогнозируемым.

Применяя в своей работе разнообразные формы и методы обучения, преподаватели создали все необходимые условия для реализации обучения учащихся с разной степенью усвоения учебного материала. Коррекция методов и приемов обучения проводилась в соответствии с рекомендациями психолога. Анализ ЗУН проводился в различной форме: административные к/работы, срезы и зачеты по предметам. (Приложение 2)

4. Внутриучилищный контроль (ВУК) за учебным процессом

Цель контроля: получить полную и всестороннюю информацию о состоянии УВП в училище, внести коррекцию в ход педагогического процесса.

Задачи:

1. Периодическая проверка выполнения государственных программ.

2. Систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, методической работы.

3. Поэтапный, текущий контроль за процессом усвоения знаний учащимися, уровнем их развития.

4.Оказание помощи в УВП

5. Изучение и обобщение опыта работы педагогов.

6. Постоянная проверка выполнения всех планов училища и исполнение всех принятых управленческих решений.

Уровень компетентности и методической подготовки администрации училища достаточен для обеспечения квалифицированного контроля по всем направлениям УВП, формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педколлектив на год.

1. Контроль за выполнением всеобуча.

Цели:

1. Проанализировать, как осуществлялся контроль за посещаемостью учащихся.

2. Создание благоприятных условий для обучения.

3. Предупреждение отсева учащихся.

В училище сложилась система работы и контроля за посещаемостью учащихся (ежедневный контроль на первом и последнем уроках, рейды во время занятий и в вечернее время, закреплены кураторы курсов, еженедельные отчеты и т.д.) Все мы понимаем: хорошая посещаемость дает и хорошую успеваемость. Но проблемы этой решить до конца не удалось.

Результаты посещаемости:

В целом всеми учащимися за год пропущено: 46262 урока - это по 103 урока каждым учащимся, отсюда пробелы в знаниях. Безусловно, многие учащиеся пропускают по болезни (18816 уроков)т. к. крепким здоровьем они не отличаются, это подтверждают данные медосмотра учащихся только 18 лет на январь 2006 г. Юноши из 136 здоровых только 7 уч-ся, основные заболевания: органы пищеварения - 53, костно-мышечные- 49, ВСД - 44, эндокринные - 26, нуждаются в санаторно-курортном лечении -109 юношей, в диет питании - 49.

Санитарно-гигиенические, педагогические, психологические условия для работы учащихся в училище выдержаны согласно требованиям СанПиН.

Тепловой, световой режим соблюдается. Расписание уроков и нагрузка учащихся в норме. Регулярно проверяются журналы по Т.Б, серьезных замечаний нет. Ведется работа с многодетными и малообеспеченными семьями. В принципе нам удалось создать положительное, эмоциональное поле взаимоотношений “преподаватель - учащийся”, тем не менее конфликтные ситуации создавались по причине нарушения педагогами педагогического такта и превышение педагогических требований, происходили конфликты во взаимоотношениях “учащийся - учащийся”

Выводы и рекомендации:

В училище созданы благоприятные условия для обучения учащихся.

Необходимо в данном направлении следующее:

1. Добиваться большей эффективности в работе с “ трудными” учащимися, социальному педагогу, психологу, зам по УВР взять эту работу под особый контроль.

2. Педагогам училища соблюдать педагогический такт и выполнять единые требования к учащимся

3. Зам по УР совместно с психологом провести ИМС по вопросу: “Особенности работы с учащимися “группы риска”

4. Зам. директора по ХЧ, медицинскому работнику контролировать температурный режим по кабинетам.

5. Спланировать мероприятия по здоровьесберегающей деятельности.

6. Активнее вести пропаганду здорового образа жизни.

2. Работа с отстающими учащимися.

Цели:

  • проконтролировать индивидуальную работу по ликвидации пробелов в знаниях.
  • проверить работу со слабоуспевающими учащимися через консультации, работу преподавателей, мастеров п/о по их посещаемости;
  • выявить н/успевающих н/аттестованных учащихся за год, проанализировать причины неуспеваемости.

Слабоуспевающие учащиеся выявляются после проведения входного контроля ( к/срезов за курс школы), на ИМС обсуждаются предложения по ликвидации пробелов через индивидуальную работу на уроках на консультациях, контакт с родителями, повышение мотивации на получение знаний. К окончанию учебного года составляется график консультаций с неуспевающими учащимися, вся информация доводится до родителей под роспись. В этом году количество н/у и н/а учащихся составило: 2 уч. на 1 курсе и 7 учащихся ( в прошлом году 6 уч.)

Причины неуспеваемости: слабое развитие интеллекта, особенности высшей нервной системы, отсутствие познавательных интересов и низкая мотивация на обучение, пробелы в знаниях, не развиты навыки учебного труда, отрицательное влияние внеучилищной среды (семьи, сверстников), недостатки воспитательного влияния педколлектива и группы.

Выводы: Работа со слабоуспевающими учащимися ведется без системы, работаем не на предупреждение неуспеваемости, а по факту, чаще не пытаемся выяснить причину и ее устранить.

Рекомендации: Необходимо создать характеристику неуспевающего учащегося, выяснить причины, наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте учащийся, мастер п/о, преподаватель, родители.

Контроль за организацией работы с учащимися, мотивированными на учение.

Цель: проконтролировать работу с учащимися, мотивированными на обучение, выполняя задачу повышения качества образования

С целью создания мотивации на учебу, развитие творческих способностей учащихся преподаватели проводят работу в НОУ, стремятся на уроках развить их познавательные интересы, проводят индивидуальную работу, психологом училища ведутся консультации как со слабоуспевающими, так и неуспешными учащимися.

Количество учащихся, обучающихся на “4” и “5” невелико: 1 курс - 31; 2 курс – 33; 3 курс - 31 для выпускников это очень низкий показатель.

Количество таких учащихся больше по профессиональному циклу, чем по по предметам общеобразовательного цикла. Эта положительная тенденция прослеживается несколько лет, результаты могли быть лучше, потому что есть резерв. Число учащихся, закончивших учебный год с одной “3”, т.е. не успешность по отдельным предметам, составило: 1 курс - 4; 2 курс - 2; 3 курс – 7

Выводы:

Причинами не успешности учащихся являются следующие: слабый уровень знаний за курс школы, отсутствие мотивации на учебу, неэффективность индивидуальной работы, несвоевременный контроль со стороны мастера п/о, кл. рук., зам по УР, несвоевременность выставления оценок в журнал преподавателями, что не дает возможности своевременного контроля и принятия мер, иногда отсутствие контакта между мастером и преподавателем, несоблюдение единых требований к учащимся.

Рекомендации:

1. Организовать целенаправленную работу с учащимися, мотивированными на учебу через индивидуальный подход на уроках, факультативы, консультации, работу с родителями.

2. МО поставить на контроль работу с резервом “ хорошистов”

3. Психологу училища проанализировать и провести беседы с учащимися, имеющими одну “3”, разработать методические рекомендации педагогам и родителям.

Контроль за ведением документации.

Цель: проверить правильность оформления документации, выполнение единых требований.

Т.М, программы по предметам, КМО, журналы по Т/Б, план работы кабинета – вся документация подготовлена в соответствии Госстандарта и соответствует современным требованиям, утверждена. На новый учебный год преподавателям обществознания и литературы необходимо планирование переработать с переходом на новые учебные планы.

Журналы т/о проверялись согласно плана работы 4 раза , цели проверок:

  • сентябрь – выполнение единых требований
  • декабрь – система опроса на уроках (тематический учет знаний учащихся)
  • январь - объективность оценки знаний учащихся за 1 полугодие
  • апрель, май – выполнение практической части программ, объективность оценки знаний учащихся за год.

По итогам проверок подготовлены справки, приказы, проведены ИМС.

Отмечалось следующее: в основном единые требования к ведению документации, журналов т/о, т/б педагогами соблюдаются, знания учащихся оцениваются объективно, у большинства преподавателей сложилась система тематического учета знаний учащихся на уроках

Рекомендации:

1. Преподавателям Бочегуровой А.М, Парпус Л. А., Лапицкой Т.А. своевременно делать записи проведенных уроков.

2. Преподавателям Сермавкину Н.М, Аникину П М, Мосиенко М А. планировать разнообразные формы и методы опроса на уроках.

3. Преподавателям Нестеровой Г А, Бочегуровой А.М, Межековой Е.Н. своевременно выставлять оценки учащимся в журнал.

4. Зам по УР Зайцевой Н Н. более требовательно подходить к оценке работы педагогов с журналами т/о.

Контроль за работой преподавателей с тетрадями учащихся.

Цель: проверить наличие тетрадей, соблюдение единого орфографического режима, объем работ на уроках.

Тетради проверялись один раз и только у тех преподавателей, кому оплачивается этот вид работы. По итогам проверки была подготовлена справка и приказ. Нормы проверок тетрадей и объем работ на уроках в основном соответствуют требованиям, но большинство учащихся не соблюдают орфографический режим.

Рекомендации:

1. Зам по УР Зайцевой Н.Н. проводить проверку тетрадей у всех преподавателей, чтобы все педагоги добивались выполнения единых требований.

2. Преподавателям более требовательно относится к работе с тетрадями учащихся.

Контроль за комплексно методическим обеспечением образовательного процесса.

Цели:

1. Проверить готовность кабинетов к работе.

2. Дать оценку зав. кабинетами по методическому и дидактическому накоплению материала и эффективности его использования.

3. Комплектование библиотечного фонда.

К началу учебного года комиссией подписываются акты готовности кабинетов. Все зав кабинетами ответственно относятся к подготовке кабинетов к учебному году, стремятся к их максимальной сохранности, дидактическое и методическое содержание кабинетов существенно пополняется в течение года. Библиотечный фонд у нас не очень богат, тем не менее каждый кабинет имеет комплект учебников согласно федерального перечня.

Рекомендации:

1. Зав. кабинетами продолжить работу по сохранности кабинетов, учебников и методических пособий и их пополнению

2. Администрации училища изыскивать средства на приобретение методических пособий, атласов, мультимедийных программ.

3. Зав. библиотекой Шандаковой Л Ф. быть более требовательной к учащимся, преподавателям, мастерам п/о по вопросу сохранности библиотечного фонда.

Контроль за выполнением учебных программ.

Цель: Проконтролировать выполнение учебных программ, определить направления для 100% их выполнения.

Контроль за выполнением учебных программ проводился:

- при утверждении ТП;

- при посещении и анализе уроков;

- при проверке журналов т/о;

- при отчетах преподавателей по вычитке часов за месяц и год

Не выполнение программ произошло по болезни преподавателей и по причине выполнения должностных обязанностей преподавателями (прохождение курсов повышения квалификации) Списание по приказам составило 522,3 ч, из них 170ч. списаны после выполнения программ.

Рекомендации: Профсоюзному комитету и администрации училища изыскивать возможности по оздоровлению ИПР.

Контроль за преподаванием учебных предметов.

Цель: Проконтролировать качество обучения по предметам, выполнение программ.

В училище сложилась система по инспекционно-контрольной деятельности. Составляется на месяц график с указанием темы контроля.

По итогам такой деятельности пишутся справки, приказы, проводятся ИМС.

В этом году через посещение и анализ уроков контролировались вопросы:

- воспитывающая направленность урока;

- организация с/работы;

- развитие познавательных и творческих способностей учащихся;

- рациональное применение методов обучения;

- мотивационное обеспечение урока;

В ходе анализа уроков вносились предложения и рекомендации.

В целом преподаватели ответственно относятся к проведению уроков, стремятся повышать свой уровень профессионализма, применяют разные формы и методы работы с учащимися, используя элементы новых педтехнологий, используют видеофильмы, мультимедийные программы. Эффективно использовался каб № 309, четко, согласно графику организовала работу Надежда Алексеевна, проведено383 урока и 33 внеклассных мероприятия (в прошлом году 206 часов), этот факт говорит о стремлении педагогов использовать информационные технологии, положительный момент здесь и финансовая поддержка, много внимания преподаватели уделяют КМО предметов, что и подтвердил заключительный этап конкурса кабинетов. Качество знаний учащихся по предметам колеблется от 30% до 80 % (выше этот показатель по профессиональному циклу).

Рекомендации:

1. Повысить уровень навыков самоанализа преподавателями своей деятельности.

2. Разнообразить формы проведения уроков.

3. Активнее внедрять элементы новых педтехнологий.

4. Рассматривать вопросы преподавания учебных предметов в рамках работы МО.

5. Зам по УР запланировать персональный контроль Малыхиной А.М, Межековой Е.Н. с целью оценки деятельности аттестуемых преподавателей.

6. Тематически-обобщающий контроль по графику инспекционно-контрольной деятельности, предметно-тематический контроль с целью повышения качества знаний учащихся предмета математика

7.Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового опыта через МО.

Контроль за ЗУН учащихся.

Цели:

1. Проконтролировать уровень ЗУН учащихся, работу педагогов по повышению качества знаний.

2. Определить факторы, отрицательно влияющие на повышение качества знаний.

Контроль и мониторинг за качеством знаний проводился по направлениям:

- административный контроль входной (сентябрь, октябрь) за курс школы;

- промежуточный (декабрь) 1 полугодие;

- итоговый (март, апрель, май) за год

- итоговая аттестация (февраль, март, апрель)

- защита курсовых письменных работ (июнь)

- выполнение графика контрольных, практических, лабораторных работ (июнь)

По итогам каждого вида контроля готовились справки, проводились ИМС, педсоветы.

Выводы:

В основном поставленные задачи на 2006-2007 уч.год выполнены.

  • % успеваемости – 99,7
  • % качества- 21

В сравнении с прошлым учебным годом успеваемость повысилась на 0,7% качество повысилось на 2%

Системный анализ позволил выделить проблемы в вопросе повышения успеваемости и качества знаний:

- низкий уровень организационных умений учащихся, они плохо представляют себе цели и задачи учебной деятельности, не могут предвидеть результат;

- недостаточный уровень работы педагогов по индивидуальному обучению учащихся;

- низкий уровень мотивации учащихся к учению 3 курса;

- нет совместной эффективной работы преподавателей и мастеров п/о в повышении результатов работы.

- недостаточный уровень воспитания в обучении.

Рекомендации:

1. Педагогам совершенствовать формы индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и мотивированными на учение.

2.Зам по УР спланировать ИМС и педсовет по роли воспитания в обучении и методике современного урока.

3. В планы работы МО внести вопросы по мониторингу качества знаний по предметам.

Контроль за работой проведением итоговой аттестации.

Цели:

1. Проанализировать результаты переводной (1,2 курс) аттестации и итоговой 3 курс и гр.ТУ.

2. Проконтролировать работу с отстающими учащимися и мотивированными на учение.

3. Проверить оформление стендового материала по подготовке к экзаменам в кабинетах.

4. Проверить готовность экзаменационного материала.

5. Составить расписание консультаций и экзаменов и состав экзаменационных комиссий.

Мероприятия по успешному переводу учащихся на 2 и 3 курсы (проведено ИМС с ИПР, составлен график консультаций и повторных экзаменов, более эффективной стала индивидуальная работа с учащимися и их родителями) дали положительные результаты: переводную аттестацию учащиеся прошли хорошо.

Все требования по проведению итоговой аттестации соблюдены. Нарушений со стороны учащихся во время проведения экзаменов не наблюдалось. Учащиеся, допущенные к аттестации, прошли ее успешно. Качество знаний учащихся по итогам аттестации составило 40 %, самый низкий показатель по литературе и русскому языку, высокий % качества по предметам профессионального цикла 55%.

Рекомендации:

1. Преподавателям анализировать % учащихся, подтвердивших и повысивших годовую оценку.

2. Преподавателям соблюдать единые требования к проведению итоговой аттестации.

Вывод: В целом план ВУК за учебной деятельностью реализован полностью.