Конспект логопедического занятия "Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

Обучающие

  • Закрепление знаний учащихся о безударных гласных и способах проверки безударных гласных в словах.

Коррекционно-развивающие

  • Развитие фонематического восприятия; развитие языкового анализа и синтеза.
  • Уточнение, активизация и накопление словаря на базе лексической темы “Грибы”.
  • Развитие связной речи через составление предложений из слов; составление рассказа последовательной организации.
  • Развитие навыка слогового чтения.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие познавательного интереса.

Воспитательные

  • Воспитание самостоятельности в работе.

Оборудование: декорации “Деревья”, карточки с названиями грибов; карточки со словами на правописание безударной гласной, корзина, предметные картинки, памятки по проверке безударной гласной, сигнальные карточки с гласными а, о, е, и, наборное полотно для составления рассказов последовательной организации, опорные слова из текста, текст.

Техническое сопровождение: Звукозапись “Звуки леса”, презентация-кроссворд “Соберем грибы”.

Ход занятия

I. Организация сюжетно-ролевой игры.

Звукозапись “Звуки леса”. Декорации “Деревья”. Картинки с изображением грибов.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в лес. Чего там только нет! Мы будем собирать грибы! Кто хочет набрать полную корзину?.. (Учитель достает корзину.) Тогда за дело!

- Сколько заданий выполним, столько грибов соберем.

II. Объявление темы занятия.

(Тема записана на доске верхними половинками букв.)

- Ребята, а на какую тему мы будем выполнять задания? Попробуйте прочитать.

Ответ: Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными.

- Сегодня мы продолжим определять в словах безударные гласные и потренируемся проверять их.

III. Актуализация знаний.

Учащимся выдаются карточки.

Задание 1: приготовьте слова для чтения.

План:

  1. Выделить гласные.
  2. Выделить слияния.
  3. Разделить на слоги.
  4. Поставить ударение.

Задание2. Прочитайте слова, выделяя голосом ударный гласный:

  1. с ударным первым слогом;
  2. с ударным 2-м слогом;
  3. с ударным 3-м слогом.

- Как звучит ударный гласный?

Ответ: громче и дольше других звуков.

- Какой гласный в слове требует проверки?

Ответ: безударный гласный требует проверки.

Давайте, ребята, вспомним, как не допустить ошибку при написании слов с безударной гласной.

Дети читают хором таблицу на доске:

“Если безударная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение”.

Какие гласные в безударном положении обычно спорят?

Ответ: е-и, о-а, и-е-я.

Одному из учеников предлагается найти гриб, положить его в корзину.

Учитель спрашивает ребят:

- Какой гриб нашел Миша?

Ученики называют.

IV. Работа в динамических парах.

Каждому ученику раздается слово-карточка (количество карточек соответствует числу ребят на уроке):

  • тр-па
  • в-да
  • з-мля
  • гр-бы
  • д-жди
  • с-ды
  • п-ля
  • тр-ва

Задания:

  1. Прочитай слово.
  2. Запиши в тетрадь проверочное слово.
  3. Запиши слово карточки, вставляя безударную гласную.

По сигналу учителя дети обмениваются карточками по кругу.

Проверка:

Ученики “по цепочке” называют слово, проверочное слово и пропущенную безударную гласную.

Одному из учеников учитель предлагает найти гриб и положить его в корзину. Дети называют гриб.

V. Работа с деформированным текстом.

С, бр-тишкой, в, л-су, мы, гуляли.

Много, там, гр-бов.

Самой, тр-пы, нашёл, у, рыжик, Миша.

Задания:

1. Определите пропущенные безударные гласные. (С сигнальными карточками)

2. Составьте из слов каждой строчки предложения. (Учащиеся составляют предложения из слов, обозначают порядок слов в предложении цифрами над словами.)

3. Запишите предложения. Учитель диктует:

Мы с братишкой гуляли в лесу. Там много грибов. У самой тропы Миша нашел рыжик.

4. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

VI. Презентация-кроссворд “Соберем грибы”.

- Посмотрите, ребята, сколько грибов мы собрали. Хорошо ли вы запомнили названия съедобных грибов? Если вы разгадаете кроссворд, значит, смело сможете пойти в лес, чтобы собрать полные корзины. Приложение 1.

VII. Развитие связной устной речи.

1. Составление предложений по опорным словам.

- Дети, где вы сегодня были? (в лесу)

Учитель выставляет на наборное полотно слова:

  • дети - лес

- Что вы собирали в лесу? (грибы)

Учитель выставляет на наборное полотно слова:

  • лес - грибы

- Как вы собирали грибы? (в корзинки)

Учитель выставляет на наборное полотно слова:

  • грибы - корзинки

- Из леса с корзинками куда возвращаются люди? (домой)

Учитель выставляет на наборное полотно слова:

  • корзинки - дом

- Что дома можно приготовить из грибов? (грибной суп)

Учитель выставляет на наборное полотно слова:

  • дом - суп

- Сколько предложений мы составили? (5)

- Предложения, связанные между собой, образовали …(текст)

2. Составление рассказа последовательной организации.

- Слово “корзинки” можно заменить словом “лукошки”.

3. Чтение текста по слогам.

Карточки.

Де-ти хо-ди-ли в лес. В ле-су о-ни наш-ли мно-го гри-бов. Гри-бы ре-бя-та по-ло-жи-ли в кор-зин-ки. С э-ти-ми лу-кош-ка-ми о-ни вер-ну-лись до-мой. До-ма мА-ма из гри-бов сва-ри-ла прек-рас-ный гриб-ной суп.

VIII. Обобщение. Подведение итогов.

- Ребята, вам понравилось в лесу?

- Чему мы учились, пока собирали грибы?

- Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибки?

- Приходите на следующее занятие. Вас ждут новые открытия!