Сценарий урока безопасности для 3–4-х классов

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


ЦЕЛЬ: воспитание у детей высокой общей культуры безопасного поведения на улице.

ЗАДАЧИ:

  • обучение младшеклассников основам безопасного поведения на улице;
  • выработка умения применять полученные знания правил для пешеходов, пассажиров и водителей на практике;
  • привлечение авторитета  не только учителей, но и родителей к прочному и сознательному усвоению детьми навыков безопасного поведения на улицах.

(Местом проведения урока может быть открытая площадка, классная комната или актовый зал. Оно украшается табличкой “Урок безопасности”, воздушными шарами, тематическими плакатами, дорожными знаками. Перед началом урока, пока младшеклассники и их родители рассаживаются по местам, звучат детские песни, на хоне музыки идет смена слайдов с дорожными знаками)

Вступление (Звучит музыкальная пауза.)

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте! Вот и наступили весенние школьные каникулы. Как и всегда весной, солнечная погода, звонкие ручейки и проталины зовут детей на улицу. Очень хочется после долгой зимы поиграть в футбол, покататься на велосипеде, а иногда и просто побегать. Но чем грозят детям эти игры, если не знать или не соблюдать правил безопасного поведения? Как уберечь СЕБЯ от беды? (уходит)

(Звучат позывные, появляются инспектор ГИБДД и Коля Нарушилкин, а затем появляется отряд юных инспекторов движения)

(Звучит музыкальная пауза.)

НАРУШИЛКИН: Что, опять про дорогу?! Я и так все про нее знаю. Сколько лет перебегаю дорогу - и ни разу даже не испугался. Водители-то ведь не хотят наехать на детей, они сами нас боятся.

ИНСПЕКТОР ГИБДД: Это просто так тебе повезло. Ты даже не знаешь, почему опасно переходить через дорогу бегом.

НАРУШИЛКИН:  А что тут опасного?

ИНСПЕКТОР ГИБДД: Кто бежит, тот уже не наблюдает за движением. А при переходе проезжей части дороги надо непрерывно наб-лю-дать.

(Звучит музыкальная пауза.)

(появляется отряд юных инспекторов движения, звучит речевка.)

Речёвка:

 - Раз, два!
- Три, четыре!
- Три, четыре!
- Раз, два!
- Кто шагает дружно в ряд?
- Наш инспекторский отряд!
- На месте стой! Раз, два!
- Маршировать мы прекращаем,
- И учебу начинаем!

ИНСПЕКТОР ГИБДД: Давайте попросим юных инспекторов движения сформулировать все коротко и ясно. Итак, если подошел ты к проезжей части дороги, то …(обращается к отряду)

ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ (поют на мотив песни “Учат в школе”)

Вмиг о спешке забывать,
Все “ловушки” различать
На дороге учат в школе, учат в школе.
У бордюра “стоп” сказать,
Прежде чем вперед шагать,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

(Звучит музыкальная пауза.)

 1 этап: “Говорящие знаки”

ВЕДУЩИЙ: Мы Вам предлагаем отгадать загадки по дорожной тематике:

ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ (загадывают загадки, на голове шапочки - знаки)

Если ты спешишь в пути через улицу пройти,
Там иди, где весь народ, там, где знак ...
(Говорят все вместе: Пешеходный переход)

А под этим знаком ни за что на свете
Не катайтесь, дети, на велосипеде.
(Говорят все вместе: Движение на велосипеде запрещено)

Затихают все моторы,
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
“Близко школа! Детский сад!”
(Говорят все вместе: Дети)

(Звучит музыкальная пауза.)

(Юные инспектора движения уходят. Затем под d на сцену выезжает автобус со школьниками и присоединяются к разговору о ПДД) 

(ВСЕ пассажиры автобуса поют песню на мотив песни “Мы едем, едем, едем…”):

Мы едем, едем, едем в далекие края,
Хорошие соседи, счастливые друзья.
Нам весело живется, мы песенку поем,
А в песенке поется про то, как мы живем. 

ВОЛИТЕЛЬ АВТОБУСА

Остановка “Школа № 156!” (пауза)
Где у школы остановка,
Где автобусы стоят,
И троллейбус, и трамваи?!

(Звучит музыкальная пауза.)

ИНСПЕКТОР ГИБДД: Переход опасен очень для ребят.

РЕБЯТА ИЗ АВТОБУСА: Почему?

ИНСПЕКТОР ГИБДД: Громоздкий общественный транспорт - очень большая помеха обзору. Послушаем, что говорят школьники.

1-й школьник

Через улицу, мой друг,
Не беги на остановку.
Прежде осмотрись вокруг.
Жизнь дается только раз.
Не теряй ее сейчас!

2-й школьник

Из автобуса, не глядя,
Тоже не беги вперед.
Подожди, пока отъедет,
И шагай на переход.

2 этап: “Перекресток загадок” (Участникам предлагается отгадать загадки.)

ВЕДУЩИЙ: Послушаем их загадки по дорожной тематике:

(Школьники загадывают загадки)

Тянется нитка, среди полей петляя.
Лесом, перелесками без конца и края.
Ни ее порвать, ни в клубок смотать.
(Дорога)

Для этого коня еда -
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дорогам он несется.
(Автомобиль)

Что за чудо этот дом,
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой ...(Велосипед)

(Звучит музыкальная пауза.)

(Водитель автобуса увозит пассажиров и возвращается на сцену.)

3 этап: “Светофор” (Загадывается загадка о светофоре)

ВЕДУЩИЙ: А теперь отгадайте самую ВАЖНУЮ загадку.

ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА:

Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны,
И хотя ещё ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он весит тут с давних пор
И на всех глядит в упор.
Что же это?
(Светофор)

(уходят ведущий и водитель автобуса; появляется инспектор ГИБДД)

ИНСПЕКТОР ГИБДД: Верно! Молодцы! (обращение к светофору) Эй, светофор! Где там твои Цветные человечки – Красный, Жёлтый и Зелёный? Пусть повеселят ребят!

(Светофор зовёт их. Выбегают Цветные человечки)

Чтоб тебе помочь (1-ый)
Путь пройди опасный, (2-й)
Горим и день, и ночь (3-й)
Зелёный (1-й),
Жёлтый (2-й),
Красный. (3-й)
Наш домик – светофор, (говорят все вместе)

Мы три родные брата, (1-й)
Мы светим с давних пор (2-й)
В дороге всем ребятам. (3-й)
Красный (3-й):
Самый строгий –
Красный свет! (выходит Красный вперёд)
Если он горит –
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт!

Жёлтый (2-й):

Чтоб спокойно перешёл ты,
Слушай наш совет:
Жди, увидишь скоро жёлтый -
В середине свет. (выходит Жёлтый вперёд)

Зелёный (1-й:)

А за ним зелёный свет
Вспыхнет впереди. (выходит Зелёный вперёд)
Скажет он – препятствий нет,
Смело в путь иди…

(Звучит музыкальная пауза.)

(уходят со сцены)

(Звучит музыкальная пауза.)

4 этап: “Главные правила”. (Появляются инспектор ГИБДД и Коля Нарушилкин)

НАРУШИЛКИН: Товарищ инспектор, ну что же это такое! Я и в школу вашу пошел, и Правила дорожного движения все выучил, а меня раз - и штрафовать! Полное безобразие!

ИНСПЕКТОР ГИБДД: Подожди, подожди! Давай разберемся. Расскажи по порядку, что с тобой случилось?

НАРУШИЛКИН: (Звучит песенка “Зеленый свет”.) Значит, дело было так. Я стою возле пешеходного перехода. Мимо снуют машины. На светофоре загорается зеленый свет. Я смело шагаю на проезжую часть. Но в это время на шоссе появляется машина “Скорой помощи” с включенным звуковым сигналом. А я продолжаю идти. (Звучит свисток инспектора.)

ИНСПЕКТОР ГИБДД: Ну, теперь понятно, что могло произойти. Ты плохо запомнил Правила дорожного движения. Мало пропускать спецмашину. Всегда, даже если зажёгся зеленый сигнал светофора, надо осмотреть дорогу: не нарушил ли правила, не зазевался ли водитель!

(Звучит музыкальная пауза.)

(выходят ребята: юные инспектора и школьники, и рассказывают ПДД)

  • Правило первое. Выберите безопасное место для перехода. Если вблизи нет подземного перехода или перехода со светофором, то выберите место, откуда вам хорошо видно дорогу во всех направлениях.
  • Правило второе. Перед переходом обязательно остановитесь. Стоять нужно у края тротуара, и немного отступив от бордюра, - так, чтобы видеть приближение машин.
  • Правило третье. Осмотритесь и прислушайтесь. Машина может выехать неожиданно.
  • Правило четвёртое. Если приближается машина, то пропустите ее, затем снова осмотритесь и прислушайтесь: нет ли по близости других автомобилей. Опасность подстерегает пешехода, который решил, что он успеет перейти дорогу, видя только самую близкую к себе машину, и не замечает другую, скрытую за ней, которая может ехать быстрее.
  • Правило пятое. Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша, переходите улицу.
  • Правило шестое. Переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки.

(Звучит музыкальная пауза.)

(На сцене появляются ведущий, Нарушилкин и инспектор ГИПДД)

ВЕДУЩИЙ:

Вот и подошел к концу наш необычный урок.
Завершая выступленье,
Подведем итог ученью.
Если коротко сказать:
Правила всем надо знать!
Кто б ты ни был, стар иль млад,
Знанье правил - ценный клад!

НАРУШИЛКИН:

Дорожных правил не так уж много,
Осилит их любой лентяй.
Чтобы добра была дорога,
Узнай, запомни, соблюдай!

(Звучит музыкальная пауза.)

(Выходят все участники на сцену)

 ИНСПЕКТОР ГИБДД: Ну что ж, ребята, подведем итог!

НАРУШИЛКИН: (Звучит песенка “Зеленый свет”.) Теперь я твердо знаю:

Чтобы все без исключенья
Знали правила движенья!

ИНСПЕКТОР ГИБДД

И не только твердо знали,
Но и строго выполняли !

(Выходят все участники на сцену и хором говорят:)

Правила все будем знать
Будем мы их выполнять!

(Звучит музыкальная заставка)