Развитие навыков игры на свирели и блок-флейте на уроках и во внеурочное время

Разделы: Музыка


Что мы, живущие в современных городах, знаем о русских музыкальных инструментах? Знаем, что они существовали давно, знаем, что на них мог играть когда-то каждый пастушок, а ведь природа, несмотря на все усилия цивилизации, всё ещё предоставляет нам возможность попробовать поиграть на свирели самому, шагнуть в мир неизведанный, воздействующий на наши души огромной, ещё непонятной и неосознанной нами силой.

Итак, свирель – это русский народный инструмент флейтового типа. Флейты же, как известно, относятся к разряду простейших музыкальных инструментов и одними из первых появляются у каждого народа. Ученые находили очень древние изображения музыкантов-флейтистов, об этом говорят фрески и рельефы Древнего Египта. В Древнем Китае прототипом современной флейты был продольный глиняный музыкальный инструмент – сно, в Древней Индии – ванша – поперечная флейта, на которой, по преданию, играл бог Кришна. Древняя Греция сохранила прекрасный миф о рождении флейты.

Итак, свирель – это название, которое существовало испокон веков у русского, украинского и белорусского народов, обозначая музыкальный инструмент типа флейты по звукообразованию. Первое упоминание о свирели в русской литературе относится к XII веку. В России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX - началу XX веков. В это время два коллектива используют свирель в своем составе: оркестр народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого.

Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир никогда не поздно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает опыт, проводить обучение в младшем школьном возрасте, в возрасте 6-12 лет.

Занятия с детьми этого возраста предполагают развитие творческих способностей детей через обучение на русском народном музыкальном инструменте. Научиться играть на свирели самому, погрузиться в мир звуков, познать этот неведомый и прекрасный мир музыки возможно на уроках музыки и во внеурочное время в обычной общеобразовательной школе.

Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.

Основная цель работы по приобщению детей к исполнению музыки – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Трудно не согласиться со словами Карла Эрнста о том, что “наша цивилизация… украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети захвачены чувствами. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке маленьких детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний”.

Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой. Она выделяет три задачи, которые возможно решать, работая с детьми по развитию навыков игры на свирели: оздоровление, общение, познание.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нём не в гостях, а создателем и творцом – это ли не радость для педагога! Благодаря свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки простого исполнительства, ведь проблема значительного преобладания потребителей над творцами – одна из острейших проблем особенно в наше время. Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.

Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале повышенной сложности.

Возможно обучение детей в течение 3 лет, один раз в неделю, наиболее эффективные занятия с детьми 6-12 лет. Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х и 3-х голосных произведений; от лёгких пьес, до сложных концертных произведений. Занятия могут включать в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для развития навыков игры. Возможным разделом занятий (особенно первого года обучения) могут быть сведения о нотной грамоте (лад, размер, ритм, фразы, мотивы и т.д.). Это необходимо для развития музыкальной памяти, слуха, а так же для осмысленного исполнения произведений. Это не только усвоение необходимого теоретического материала, но и музыкально-ритмические игры, упражнения, слуховые диктанты. Наряду с групповой (основной) формой занятий могут быть использованы приемы индивидуальной работы, игровые упражнения, предполагаются разные типы заданий для учащихся: самостоятельный разбор мелодий, ритмическое озвучивание, сольфеджирование, пропевание по цифровкам, самостоятельное сочинение мелодий к заданному ритму, умение импровизировать (как тип самостоятельных творческих занятий) и т.д.

Знакомство с инструментом, организация занятий включает в себя: знакомство с правилами обращения со свирелью, гигиенический уход за инструментом, правильную постановку рук и положение рта, а так же постановка целей и задач обучения. Вокально-хоровая работа: включает вокальную работу над каждым произведением, пропевание трудных интонаций, выработка чистой вокальной интонации. Работа над дыханием: включает объяснение правильного дыхания, развитие правильного исполнительского дыхания, работу над освоением приема “передувания”. Ритмическое развитие предполагает работу над ритмической грамотностью, знакомство с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией, над унисоном и 2-голосьем. Музыкальная грамота включает нотную грамоту. Одновременно необходимо проводить работу по усвоению средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность, размер и т.д.) Работа над развитием музыкальной памяти включает упражнения для развития музыкальной памяти, приемы быстрого запоминания.

В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на свирели и блок – флейте дети узнают, как надо правильно пользоваться инструментом, как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения. Ученики знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся им грамотно пользоваться. Они овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком. Следующий уровень предполагает, что дети научатся понимать принцип исполнения мелодий “каноном”, овладеют более сложными приемами звукоизвлечения, освоят навык кантиленной игры, научатся объяснять элементарные понятия теории музыки, научаться умению играть “в ансамбле”, обогатят свой духовный мир произведениями классической, народной, джазовой и популярной музыки. Дальнейшая работа предполагает обучение детей умению исполнять 2 и 3 - голосные произведения, овладение навыком исполнения “каноном”, формирование умения подобрать знакомую мелодию и умение самостоятельно импровизировать.

Хочу поделиться своим опытом работы. Больше 8 лет я провожу работу по обучению игре на духовых инструментах (свирели и блок-флейте). За это время интерес моих учеников к занятиям не уменьшился, а напротив – окреп. Эти занятия способствуют сплочению детей в коллективе, созданию обстановки доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи среди детей. Ребята становятся увереннее в себе на уроках. В целом, все классы стали гораздо чище интонировать, повышается мотивация к предмету, благодаря этим занятиям успешно реализуется важная культурологическая задача – развитие творческих способностей ребенка. Благодаря занятиям устанавливаются прочные отношения творческого сотрудничества между учителем и учениками. Возможности использования занятий свирелью на уроках очень велики. Ученики могут проиграть мелодии тех песен, которые разучиваются на уроке. Ребята смогут самостоятельно исполнить фрагменты тех музыкальных произведений, которые звучали на уроке, а значит “пропустив” через себя, смогут лучше прочувствовать музыку и глубже ее понять и запомнить. Например, мои ученики с радостью сами исполняют фрагменты из “Утра” Э. Грига, “Песни Сольвейг”, вдохновенно исполняют мелодию 9 симфонии Л.Бетховена и фрагменты из 6 и 4 симфоний П.И.Чайковского. Игра на музыкальных инструментах, несомненно, украшает урок, разнообразит его и наполняет особым смыслом.

Удивительна область применения результатов этих занятий во внеурочной деятельности. В нашей школе ежегодно более 50 учащихся начальных классов занимаются обучением игре на инструментах в системе дополнительного образования. На занятиях, проводимых по моей авторской программе, мы вместе познаем возможности свирели и блок – флейты. Во внеклассной работе наши достижения по освоению свирели очень востребованы. Выступления моих музыкантов украшают все школьные концерты. Мы – желанные гости в других школах. Мы выступаем перед ветеранами, для учителей района и города, участвуем в конкурсных проектах Дома Детского творчества и участвуем в районном и городском фестивалях свирелей.

Несомненно, что вся работа по освоению этих инструментов и развития навыков игры на них направлена на развитие личности ребенка, формированию его музыкальной культуры. Удивительно, что дети, используя все то, чему научились на занятиях, начинают проявлять творческую самостоятельность: они на слух подбирают любимые произведения, перенимают друг от друга музыкальный материал, с удовольствием учатся импровизировать.

В своей школе мною был создан ансамбль “Волшебная флейта” - концертный коллектив, состоящий из самых опытных музыкантов, тех, кто занимается более 2 лет. Слаженность, высокое мастерство владения инструментом, музыкальность и выразительность отмечали наши слушатели на концертах. В программе ансамбля более 30 произведений разных жанров. Ребята с большим удовольствием занимаются этим увлекательным делом и своими выступлениями дарят радость другим людям.

Деятельность по освоению игры на инструментах на уроке музыки и во внеурочное время в общеобразовательной школе – это непростая задача, требующая от учителя системной, творческой и кропотливой работы. Начинающим это дело учителям желаю не бояться трудностей, желаю добиваться успехов в совместном творческом процессе со своими учениками, желаю максимально использовать все возможности, которые дает для повышения интереса к учению этот красивый вид учебной деятельности.