Я знаю все!

Разделы: Русский язык


Цели: пробуждение интереса к изучению русского языка, способности к словотворчеству.

Задачи:

  • развивать логическое мышление учащихся, эрудицию учащихся,
  • создать положительную мотивацию к изучению родного языка

Правила проведения игры

В игре принимают участие 4-6 команд по четыре человека в каждой. В каждом конкурсе участвует 1 представитель от команды. Участникам предлагаются четыре конкурса: лестница, буриме, эксперт, дуэль. В первом конкурсе лестница разыгрывается право первого хода. Участникам задается вопрос, тот из участников, кто правильно ответит, имеет право выбрать номинацию в первом конкурсе. Номинации предлагаются следующие:

- мудрено сотворено; - какого роду племени;
- семь раз примерь, один отрежь; - зри в корень;
- на загадку дай отгадку; - одним словом.

Каждому из участников будет задано по семь вопросов, которые оцениваются в 1 балл. Если участник ответил неправильно, то балл вычитается. Участник в любой момент может остановиться.

Во втором конкурсе поэт каждая команда получает набор рифм, в течение 2 минут необходимо придумать стихотворение. Жюри, выслушав ответы, оценивает их. Высший балл 7.

В третьем конкурсе эксперт участники, прослушав толкование слова, зачитанное одним из членов жюри, должны назвать это понятие. Каждому участнику будет зачитано по 10 толкований, если участник не знает определение, он может попросить следующее толкование. Каждое правильно отгаданное слово оценивается в 1 балл. На конкурс отводится 1 минута.

Последний конкурс – дуэль. В нем принимают участие две команды, набравшие наибольшее количество баллов. Вопросы, задаваемые участникам, носят разнообразный характер.

Вопросы для разыгрывания право хода

1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

2. Название какой птицы образовано от звукоподражательного междометия? (Кукушка от “ку-ку”)

3. Замените заимствованное слово АНТРАКТ русским аналогом. (Перерыв)

4. Образуйте повелительное наклонение глаголов ехать, лечь. (Поезжай, ляг).

5. Какое местоимение не имеет именительного падежа? (Себя)

Конкурс “Лестница”.

Номинация “Мудрено сотворено”

1. Как называются слова и части слов, взятые одним языком из другого? (Заимствованные)

2. В следующих словах найдите устаревшие слова: “Олег усмехнулся – однако чело и взор омрачилися думой”. (Чело)

3. Что обозначает прилагательное смурый, существовавший в старину в русском языке (Хмурый)

4. Каково происхождение фразеологизма “на деревню дедушке”? (Рассказ А.П.Чехова “Ванька”)

5. Расположите синонимы в порядке возрастания: хвалить, прославлять, одобрять. (Одобрять, хвалить, прославлять)

6. Исправь ошибку в предложении “Открыв окно, ко мне в комнату залетел воробей”. (Когда я открыл окно, ко мне в комнату залетел воробей)

7. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, употребленным в роли существительного? (Русского)

Номинация “Какого роду – племени”

1. Какие самостоятельные части речи являются неизменяемыми? (Деепричастие, наречие)

2. Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (Сто-па)

3. Из трех слов выделите одно, чем-либо отличающееся от остальных: окно, домино, кимоно. (Окно)

4. Какое местоимение может быть частицей? (Местоимение то: как-то, где-то)

5. “Чу! восклицанья послышались грозные…” Какой частью речи будет слово “чу!” (Чу – местоимение)

6. Прослушайте описание жизненной ситуации и подберите к ней фразеологизм. Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказания. (Егор вышел сухим из воды)

7. Что нужно сделать с краткими прилагательными звонок, мелок, чтобы они превратились в существительные? (Перенести ударение на второй слог)

Номинация “Семь раз примерь, один отрежь”

1. Какая значимая часть слова является носителем лексического значения? (Корень)

2. Какого цвета бывает тоска? (Зеленого)

3. Как правильно сказать: дермантин или дерматин? (Дерматин)

4. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия, ни дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

5. Исправьте ошибку в предложении: “Помещики угнетали своих крепостников”. (Помещики угнетали своих крепостных)

6. Какое наречие “предлагает” кусок ткани на пальто или костюм? (Наотрез – на отрез)

7. Какое отрицательное местоимение перешло в существительные? (Ничья)

Номинация “Зри в корень!”

1. Как называются слова одной и той же части речи с противоположным значением? (Антонимы)

2. Откуда взял свое начало фразеологизм “человек в футляре”? (Произведение А.П.Чехова “Человек в футляре)

3. Исправьте речевую ошибку во фразе: “Таня всегда ложит свои книги на место”. (Таня всегда кладет свои книги на место)

4. Как правильно сказать: шуба надета или шуба одета? (Шуба надета)

5. Найдите антонимы в следующем стихотворном отрывке:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой. (Волна, камень; стихи, проза; лед, пламень)

6. Отгадайте загадку: Я – синоним осьминога, а без с – в метле нас много. (Спрут – прут)

7. Какое животное и какой корабль имеют одинаковое название? (Броненосец)

Номинация “На загадку дай отгадку”

1. Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? (Я)

2. Какие буквы в русской азбуке не обозначают никакого звука? (Ъ, Ь)

3. Из трех слов выделите одно, неродственное двум другим: столик, столетие, застольная. (Столетие)

4. Что это за слово? Корень его находится в слове преподносить, приставка – в слове выписать, суффикс и окончание – в слове терпеливый? (Выносливый)

5. Что обозначает имя Владимир? (Владимир – владеющий миром)

6. Из какого языка взяты следующие заимствованные слова: бульдозер, волейбол теннис, холл, лифт? (Слова заимствованы из английского языка)

7. Сколько прилагательных в пословице “С миру по нитке – голому рубаха”? (Ни одного)

Номинация “Одним словом”

1. В каком глаголе сто отрицаний? (Стонет)

2. Чего в русском языке больше звуков или букв? (Звуков)

3. Что называется грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое)

4. Какой звук соответствует данной характеристике: согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный? ([й])

5. Что объединяет слова дуга, бараний рог, три погибели? (Согнуть)

6. Из четырех слов выделите одно, чем-либо отличающееся от остальных: терраса, коридор, перрон, корреспондент? (Терраса – ж.р.; слово коридор имеет отличное написание)

7. В одном значении я синоним слова множество, а в другом – антоним слова суша. (Море)

Конкурс “Буриме”

Командам предлагаются наборы рифм:

1.
Стакан – барабан
Маска – краска.
2.
Карман - таракан
Газета – ракета.
3.
Индюшка – игрушка
Налог – сапог.
4.
Камин – парафин
Машина – резина.

Конкурс “Эксперт”

Команда 1.

Сорная трава – сорняк. Колпак, надеваемый на лампу для защиты глаз от света – абажур. Владелец или крупный акционер банка – банкир. Место на реке, где поят скот или куда приходят пить звери – водопой. Короткий удар, преимущественно в ладоши – хлопок. Наставление о способе изготовления чего-нибудь – рецепт. Небольшое крытое помещение, будочка для собаки – конура. Один из видов атмосферных осадков, выпадающий небольшими ледяными шариками – град. Растение с красными кислыми ягодами, растущее в северных широтах на болоте – клюква. Вид сыра из овечьего молока - брынза.

Команда 2.

Зимняя обувь из свалянной в виде войлока шерсти, наподобие сапог – валенки. Отвесная скала – утес. Проводник поезда, вагона, наблюдающий за порядком, продающий и проверяющий билеты у пассажиров – кондуктор. Сорное растение с колючими головками, соцветиями, лопух – репейник. Надпись на письме, посылке или другом почтовом отправлении с указанием места назначения и получателя - адрес. Ученическая тетрадь для записи задаваемых уроков и для отметок об успехах - дневник. Дикарь, употребляющий в пищу человеческое мясо – людоед. Густой отвар фруктов или ягод с сахаром, употребляющийся в пищу – сироп. Комната в квартире, предназначенная для занятий, преимущественно умственным трудом – кабинет. Место, где происходит театральное представление – театр, сцена.

Команда 3.

1. Детеныш мыши – мышонок. Небольшая круглая лепешка из прессованного лекарственного порошка - таблетка. Учебная книга – учебник. Желтый, мясистый, косточковый сладкий плод дерева, растущего на юге – абрикос. Железная или деревянная посуда для ношения воды или других жидкостей – ведро. Орган зрения – глаз. Отец и мать по отношению к детям - родители. Глыбы льда - льдина. Предмет из столового прибора в виде ручки с двумя, тремя или четырьмя зубьями, которыми берут и кладут в рот куски пищи – вилка. Денежная единица США – доллар.

Команда 4.

Повреждение судна, самолета, вагона, в пути или в месте стоянки – авария. Палочка с острым наконечником, употребляемая для метания из лука – стрела. Отсутствие желания работать, нелюбовь к труду – лень. Тропическое растение с мясистыми стеблями, в колючках и без

листьев – кактус. Небольшая дверь в заборе – калитка. Приспособление для сидения в виде доски или нескольких узких, с колоченных вместе досок на стойках, чаще без спинки – скамейка. Одна из четырех сторон света, противоположная западу – восток. Вывешиваемое объявление о спектакле, лекции, концерте - афиша. Верхний слой коры, содранный с березы – береста. Небольшое углубление со скопившейся дождевой водой - лужа.

Команда 5.

Выбоина, яма на дороге – ухаб. Место, где после смерти грешников их души предаются дьяволу на вечные муки в огне – ад. Чернильная капля или чернильное пятно на бумаге – клякса. Женщина, профессионально занимающаяся гаданием – гадалка. Пояснение автора к тексту пьесы, дающее указания об обстановке, игре актеров – ремарка. Помещик, дворянин-землевладелец – барин. Большой, продолговатый сосуд для купания или лечения – ванна. Откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды - капюшон. Детеныш льва – львенок. Разноцветная дугообразная лента на небосводе во время дождя, образующаяся вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей - радуга.

Команда 6.

Небольшой лес, обычно лиственный – роща. Исправление разрушившегося или обветшавшего, починка – ремонт. Сооружение для спортивных занятий и физкультурных праздников, состоящее из большой площадки и окружающих площадку трибун для публики – стадион. Бесплотное существо, исполняющее приказания бога – ангел. Время года между зимой и летом – весна. Металлический груз, тяжесть определенного веса для взвешивания – гиря. Деревянный станок на тех ножках или двух подставках, на который помещается при работе художника холст, натянутый на подрамник – мольберт. Коротко и ровно подстриженная трава в садах, скверах – газон. Сиденье для всадника на спине лошади – седло. Металлический головной убор с драгоценными украшениями, являющийся знаком монархической власти – корона.

Конкурс “Дуэль”

1. Какие слова образуют одну семью? (Родственные)

2. Переведите с “детского” языка на русский язык слово “пальчатки”. (Перчатки)

3. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Звук [к] сделать звонким)

4. Что это за “фигуры”: аз, буки, веди, глаголь. Именно этим фигурам хотел научить Алешу Пешкова его дед? (Буквы)

5. Дано предложение: “ Я часто встречался с Зегерс”. О ком идет речь: о мужчине или женщине? (О женщине)

6. Что было завтра, а будет вчера? (Сегодня)

7. Сколько точек в многоточии? (Три)

8. Сколько букв Т в слове аттестат? (Четыре)

9. Какой член предложения отвечает на вопрос каков? (Сказуемое)

10. Какая форма местоимения обе будет использоваться с существительными куклами? (Обеими куклами)

Использованная литература

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995

2. Лозинская Т.П. Русский язык - это интересно! Книга для учителя. – М.: “Московский Лицей”, Брянск, 1997

3. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005

4. Сидорова А.А. Организация внеклассной работы по русскому языку: Книга для учителя. – Новосибирск, “Нова – пресс”, 2000

5. Толковый словарь русского языка: В 3т. / Под ред. Проф. Д.Н.Ушакова. – М.: Вече, 2001