Непутевые заметки о необыкновенном пребывании в Америке

Разделы: Иностранные языки


Как подарок судьбы восприняла я известие о моей поездке в США, подарок, как я сама для себя решила, к 20-летней годовщине моей педагогической деятельности в школе. Работая учителем английского языка в школе с его углубленным изучением, меня никогда не покидала надежда посетить “страну изучаемого языка”, увидеть хотя бы малую часть того, о чем рассказываешь из года в год своим ученикам на уроках. Но в мечтах своих я не уносилась дальше Великобритании. А тут … Америка. Поездка моя стала возможной благодаря программе правительства США “Открытый мир”, которая финансируется центром при Библиотеке Конгресса США и осуществляется Американскими Советами. Программа посвящена памяти российского ученого Д.С. Лихачева, ставшего почетным сопредседателем программы в год ее основания – 1999. Программа организуется по одной из восьми тем:

  • Экономическое развитие
  • Образовательная реформа
  • Федерализм
  • Здоровье
  • Право
  • Женское лидерство
  • Вопросы молодежного движения
  • Лидеры культуры из России

Цель программы – укрепление взаимоотношения и сотрудничества между Российской Федерацией и США путем знакомства с работой коллег, участия в их работе, обмена опытом.

В Москве познакомилась с множеством ярких, неординарных людей, съехавшихся из разных городов России для работы в основном по двум темам: здоровье и образование. Например, гостиничный номер я делила с врачом из центра СПИДа, в г. Санкт - Петербург, которая оказалась потрясающе интересным собеседником. Переполненные эмоциями и впечатлениями от проведенного дня, засыпали глубоко за полночь. Где и когда еще доведется поговорить о проблемах здравоохранения не в официальной больничной обстановке, а вот так запросто, в гостиничном номере с человеком, который в них разбирается и может удивительно доступным языком рассказать о сложных медицинских понятиях?

После трехдневного ориентационного семинара в Москве, наша большая делегация разделилась на две группы, которые разными рейсами в города назначения Атланта и Вашингтон совершили тринадцатичасовой трансатлантический перелет. Вкусная еда, разнообразные напитки, возможность просмотра художественных фильмов и передач на английском языке по индивидуальным ЖК мониторам, встроенным в спинки впередистоящих кресел, четкая и слаженная работа бортпроводниц с не сходящими с лиц американскими улыбками - все это делало перелет максимально комфортным и незабываемым. Кроме того, такой долгий перелет дает прекрасную возможность завязать беседу с соседом-американцем и утолить жажду общения с носителем языка. Мне повезло, так как по соседству сидела очень словоохотливая американская семья, проявляющая живой интерес и к России, и к программе “Открытый мир”.

фото 1

Фото 1

Мягкая посадка, аплодисменты экипажу корабля за мастерски выполненный перелет, привычная уже процедура досмотра в аэропорту и … hello, America! Столица Соединенных Штатов встретила нас 30-градусной жарой. Первое знакомство с городом произошло во время получасового переезда из аэропорта Даллас в отель “Embassy Suites”. Двухдневное пребывание в Вашингтоне сильно изменило мое представление об этом городе, казавшемся мне серым и неуютным, с толпами снующих жителей и гостей столицы. На самом деле это чистый, зеленый город, с населением всего 500 тысяч человек, в котором отсутствует какая-либо промышленность. Восхитила необычная планировка улиц, уникальные ландшафтные решения и удивительный шарм, присущий только этому городу. Я была абсолютно очарована популярным районом Вашингтона – Джорджтаун, где можно увидеть самые старые здания города и который буквально утопает в цветах. Обилие цветов – это одно из ярких впечатлений о городе. Их можно было видеть везде, даже на фонарных столбах (фото 1). И вовсе не страшно было слегка заблудиться во время вечерней прогулки, потому что предоставлялся реальный шанс разыграть вживую диалог между заблудившимися туристами и местным прохожим, а также попытаться вникнуть в необычную систему названия улиц. Например, адрес нашего отеля был 22 NW. Все улицы, идущие на север и юг, нумеруются, буквы же означают одну из четырех частей, на которые делится город – северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад. Самые большие и длинные улицы названы в честь американских штатов. Должна сказать, что в Вашингтоне нам очень повезло с экскурсоводом. Натали Домбровски – настоящий профессионал, глубоко знающий историю города. Ей удалось за тот короткий промежуток времени, который был отведен на экскурсию по городу, показать его основные достопримечательности, рассказать о самых интересных фактах, связанных с историей их происхождения. Среди достопримечательностей, увиденных в те дни в американской столице, были:

  • Капитолий
  • Белый Дом
  • Мемориал Томаса Джефферсона
  • Мемориал Вашингтона (фото 2)
  • Мемориал Линкольна
  • Национальный мемориал памяти участникам Второй Мировой Войны

фото 2

Фото 2

фото 3

Фото 3

Но особенно сильное впечатление произвело одно из трех зданий Библиотеки Конгресса, названное в честь президента Джефферсона (фото 3), где мы себя действительно почувствовали, как выразилась наша экскурсовод, “жемчужинами в яйце Фаберже”, а также Мемориал Франклина Д.Рузвельта, представляющий четыре открытые “комнаты”, оформленные скульптурными сценами, пронизанными духом того периода. Художественные работы размещены на фоне красных гранитных стен, декорированных бурными и медленными водопадами, соответствующими интенсивности различных исторических периодов того времени.

Но вот настал день, когда наша группа разбилась на несколько делегаций по 5 человек, которые разлетелись по разным штатам. Делегацию, членом которой я являлась, принимал г.Берлингтон, штат Вермонт. Программа визита, рассчитанная на девять дней, включала мероприятия дающие представление об американской модели образования:

  • посещение отдела образования штата Вермонт;
  • посещение школ;
  • встречи с администраторами, учителями, учениками государственных и частных школ;
  • посещение собраний родителей и учителей.

В центре обсуждаемых проблем были финансирование, равный доступ к образованию, образовательные технологии, методы проверки знаний.

Вермонт – один из самых маленьких штатов на северо-востоке страны, который является частью Новой Англии. Назвал его так французский исследователь Samuel de Champlain (в честь которого, кстати, названо самое большое озеро штата – Lake Champlain, на берегах которого расположен самый крупный город штата – Берлингтон), посетивший это место в 1609 г. и отметивший “vert monts” (“зеленые горы” - по-французски). Вермонт стал 14-ым штатом США, первым, присоединившимся к первоначальным 13-ти штатам в 1791 г. Любопытно было узнать, что именно этот штат вот уже 11 лет является штатом-побратимом республики Карелия.

Еще в Вашингтоне случайные знакомые, узнававшие о нашей предстоящей поездке в Вермонт, отмечали красоту природы этого штата, при этом часто восклицая, “Oh, red maple leaves!”. И лишь оказавшись на месте, мы воочию увидели и поняли, что они тогда имели в виду. Сентябрь, октябрь – это пора, когда множество посетителей из разных штатов страны приезжают в Вермонт, отличающийся разнообразием ландшафта и деревьев, чтобы насладиться буйством красок, чтобы поймать тот волшебный момент, когда меняющийся цвет листвы особенно яркий и впечатляющий (фото 4).

фото 4

Фото 4

Первые два дня нашего пребывания в Берлингтоне пришлись на выходные, но программа выходных была продумана и расписана досконально, как, впрочем, было и в Москве, и в Вашингтоне и будет во все последующие дни до самого отъезда. В те выходные мы совершили ознакомительную экскурсию по Берлингтону, посетили шоколадную фабрику “Шампеле”, совершили экскурсию на фабрику мороженого Бена и Джерри (продукцию которой, говорят, можно увидеть в Москве), побывали на мельнице Cold Hollow Cider Mill, где у нас была возможность дегустировать традиционные продукты Вермонта, такие как сыр, яблочный сидр и другие. Приятной неожиданностью было посещение Москвы. Да, да, в Вермонте есть небольшой населенный пункт именно с таким названием. Были мы и на службе в одной из протестантских церквей. В эти же дни мы познакомились со своими принимающими семьями. Оказалось, что моя host-мама

Гейл изучала русский язык в колледже и, общаясь с нами, у нее была возможность попрактиковаться в русском.

Официальная часть программы включала, прежде всего, посещение школ. Одним из основных отличий американской государственной школы от российской в том, что начальная, средняя и старшая школа расположены в разных зданиях и преподавание в них ведут учителя с соответствующей педагогической квалификацией. Американские учителя, в свою очередь, были очень удивлены, узнав, что российский учитель английского языка ведет преподавание детей со второго по одиннадцатый класс.

Так случилось, что наше пребывание в Берлингтоне совпало с проведением тестирования в начальной и средней школе, поэтому из пяти посещенных – три школы были старшими. Старшая школа включает 9, 10, 11, 12 классы. Подавляющее большинство детей посещает государственные школы (public schools).

Одной из самых больших и успешных старших школ штата является Champlain Valley Union High School (CVU). Знакомство со школой началось с регистрации в канцелярии, которая обязательна для всех гостей школы, после чего нам были вручены самоклеющиеся бумажные бейджи со словом “visitor”. Возможность проникнуть в школу незамеченным исключается абсолютно. Время прибытия и убытия четко фиксируется в журнале посетителей. Кроме того, за этим строго следит представитель службы безопасности. Покидать школу во время учебного процесса учащимся запрещено. Исключение составляют учащиеся последнего уровня обучения (senior students). Форму на учащихся мы не увидели, но два требования к внешнему виду в школе должны соблюдаться всеми и неукоснительно: запрещен оголенный живот и выглядывающие из-под одежды бретельки нижнего белья. К крашеным же в зеленый цвет чубам, пирсингу в разных частях тела и другим проявлениям индивидуализма подростков администрация относится спокойно. Кстати, ни одного курящего или разговаривающего по мобильному телефону ученика мы не увидели ни в школе, ни на ее территории.

Патриотизм и чувство гордости за свою страну, присущее американцем, известно во всем мире. Посещая американские школы, понимаешь, что закладываются эти чувства еще в школе. О спортивных достижениях учащихся свидетельствуют многочисленные трофеи, выставленные в специально отведенном месте, имена учителей, ставших победителями конкурса “Учитель года” также всем известны, так как их портреты украшают стены школы, а на первом этаже в небольшом ларьке можно купить школьные принадлежности с символикой школы и аббревиатурой CVU.

В CVU мы посетили уроки изобразительного искусства и английской грамматики. Искренний интерес у ребят вызвали рисунки детей, которые мы привезли из России. Авторам понравившихся рисунков учительница предложила написать короткие письма-отзывы прямо на уроке. Американские школьники очень открыты и легко идут на общение. Я обратила внимание, что ни один учащийся школы не позволил себе не только оглянуться, а даже задержать на нас взгляд дольше, чем это позволяет приличие, хотя мы явно привлекали к себе внимание. Как объяснила наш координатор Кэрролл (которая, кстати, сопровождала нас с утра и до позднего вечера на протяжении всех девяти дней), детям с детства внушается, что “to stare is not polite” (пристально смотреть – не вежливо).

Поразила короткая дистанция между учителем и учеником в американской школе. Стиль общения “на равных” отличает отношения учитель-ученик. Дети не боятся обратиться к учителю с любым волнующим его вопросом. Такие же отношения поддерживаются между администрацией и учителями школы. Из беседы с директором CVU Шин Мак Мэннон мы узнали, что:

  • в школе нет классных руководителей, но за каждым учителем, включая администрацию, закреплена группа учащихся в 12 человек разного возраста, для которых он является, своего рода, доверенным лицом и который помогает разрешить проблемы, возникающие у учащихся;
  • собрание с родителями организуется один раз в год, накануне которого родители назначают встречу с интересующим их учителем на сайте школы;
  • на сайте школы размещается информация об успеваемости учащихся;
  • финансирование школы осуществляется за счет налога на землю, на которой живут семьи, чьи дети ходят в данную школу;
  • в марте во всех городских собраниях жители голосуют и принимают городской бюджет, включая бюджет школы.

Одной из проблем школы директор считает то, что большую часть преподавания занимает подготовка к тестированию. “You are teaching for the test. Too much testing!” - как он сказал.

Никого не оставили равнодушными разнообразное меню, система самообслуживания и совершенно блестящая идея безналичного расчета через электронные карты за школьные обеды, которые действуют в данной школе (быстро, удобно, исключается соблазн траты денег в других целях).

В South Burlington High School нам предоставили возможность выступить перед учащимися с презентациями о своих городах и школах. Здесь же мы раздали письма российских учащихся, адресованные американским ровесникам, которые вызвали большое оживление среди ребят. Оказалось, что их многое объединяет, не смотря на расстояние: увлечение одной и той же музыкой, любовь к одному и тому же исполнителю, занятие одним и тем же видом спорта.

Очень благоприятное впечатление произвела Essex High School, богатая традициями школа, свидетелями одной из которых мы стали. Наш визит пришелся на неделю, которую в этой школе называют “Spirit Week” (неделя духовного единения учащихся и учителей). Четверг этой недели был назван “Decade Day”. Условие: прийти в школу, одевшись в стиле 60-х, 70-х и т.д. лет. Результат был от неожиданного до шокирующего (фото 5). Нам показали прекрасно оборудованные компьютерные кабинеты, библиотеки, репетицию школьного оркестра, спортивный и актовый залы, не отличающееся от профессионального футбольное поле. В школе есть свой любительский театр с большой коллекцией костюмов и декораций. Положительным является то, что, обучаясь в школе, учащиеся параллельно получают какую-либо профессию, например, профессию водителя. Здесь царит дружелюбная обстановка. Ни одного хмурого лица. Повсюду нас встречают доброжелательные улыбки.

Фото 5

Одной из ценностей, которыми руководствуется большинство американцев, является равенство и равноправие. “Все люди были созданы равными” - идея, от которой они не отступают. “Богу все равно, какой у людей интеллект, физическое состояние, экономический статус”, - считают американцы. Приверженность к этой ценности очень хорошо проявляется в их отношении к инвалидам. Например, дети-инвалиды могут посещать одну и ту же школу со здоровыми детьми, если родители считают, что их ребенок чувствует себя слишком изолированным в специализированной школе. А детей таких в штате Вермонт 17% (14 тыс.). Задача администрации – обеспечить таких детей всем необходимым, создать такие условия, чтобы дети были максимально интегрированы в общем классе.

В Essex High School на уроке обществознания у нас была возможность рассказать о культуре, истории и современной жизни России. О России американские школьники почти ничего не знают. И наша делегация не удержалась от аплодисментов, когда на просьбу назвать известных им русских писателей, один из учеников, с трудом выговаривая, назвал-таки имя Пушкина. Американские коллеги сами не раз признавали и шутили относительно не слишком высокого уровня знаний отечественной истории и культуры своих учащихся, не говоря уже о зарубежной. Однако, умению американского учителя поддержать и поощрить ученика в его малейших стараниях можно поучиться многим нашим учителям. В американской школе учитель никогда не скажет “it’s bad”, он скажет “a good try” или “a lucky guess”.

Среди посещенных нами школ – две школы были частными. Никогда раньше не была в частной школе, и после ее посещения осталось двойственное чувство. С одной стороны, импонировали отношения, основанные на взаимоуважении и взаимопомощи. Школа больше напоминала семейный дом, где 34 ученика и 6 преподавателей живут, как одна большая семья. В преподавании особое значение учителя придают критическому мышлению. Очень понравилось то, что теоретические знания, полученные на уроках естествознания и географии в классе, подкрепляются практическими занятиями за пределами школы, на природе. С другой стороны, удивляло, как всего шесть учителей могут осуществлять преподавание всех учебных дисциплин в полном объеме на всех трех уровнях – начальном, среднем и старшем. А во время ланча, глядя на детские lunch boxes с сухими завтраками, вспомнились родные, часто ругаемые нами школьные столовые, в которых дети могут съесть пусть и не столь изысканный, но горячий обед. А после посещенного урока испанского я убедилась окончательно, что методике преподавания лучше учиться у российских учителей. Однако, не смотря на все “за” и “против”, я абсолютно согласна с тем, что у родителей всегда должна быть альтернатива и право выбора, в какой школе учиться их детям: частной или государственной.

Есть такая альтернатива и у молодых людей от 16 до 24 лет, которые по каким-то причинам не смогли учиться в старшем звене государственной школы. Программа “The Recycle North Youth Build” - это образовательная программа для молодежи с низким уровнем дохода, но готовой к лучшим переменам в своей жизни. Всех участников этой программы отличает то, что у них нет положительного опыта общения со взрослыми в прошлом. Сеть примерно из 200 подобных организаций существует по всей стране. Участие в этой программе дает возможность завершить образование и параллельно получить трудовые навыки в каком-либо ремесле. В организации, работающей в рамках этой программы в Вермонте, все построено на воспитании доверия, все внутренние правила создаются по желанию самих учеников. Деятельность организации основана на ряде принципов. Вот некоторые из них:

  • все достойны второго шанса;
  • все достойны уважения;
  • тяжелым трудом можно достичь своих целей.

Очень ценно то, что наша программа визита включала посещение школ разного уровня для детей из разных социальных слоев, предлагающих разные образовательные программы.

Монтпилиер – столица штата Вермонт, население которой составляет всего 11 тысяч человек. Основной достопримечательностью города является здание Капитолия, в котором принимаются законы штата. При входе в здание обращают на себя внимание три огромных портрета: портрет единственной в истории штата женщины-губернатора и двух президентов США, которые были родом из Вермонта.

В Монтпилиере состоялись две важные встречи: с главным советником отдела образования штата Марком Этингером (фото 6), который рассказал о миссии и роли отдела, а также с Дирекцией Национальной Ассоциации Учителей за улучшение образования. Это крупнейшая профессиональная ассоциация в Соединенных Штатах, которая придерживается четырех направлений в своей работе:

  • урегулирование вопросов зарплаты и контрактов работников образования;
  • организация профессиональных развивающих проектов;
  • помощь работникам в конфликтных ситуациях;
  • работа с законодательными органами.

фото 6

Фото 6

При посещении чиновников штата достаточно высокого уровня обращала на себя внимание скромность интерьера в кабинетах. Главный советник образования штата (!) даже извинился за то, что ему негде посадить нашу делегацию (всего-то из пяти человек), настолько маленький у него кабинет. Как пояснила позже наша координатор Кэрол, “если ты позволишь себе дорогой ремонт и мебель в кабинете, родители решат, что финансы, выделенные на образование, расходуются не по назначению”. Вообще, стремление выделиться богатством, выставить его напоказ, например, выстроить трехэтажный дом, тогда как все соседи живут в двухэтажных, вызывает только негативную реакцию и порицание вермонтцев (в этом вновь проявляется известная американская концепция равенства и равноправия).

Неофициальная часть визита включала два незабываемых ужина в американских семьях, где все было совсем как дома: и красиво накрытый стол, и домашняя еда, и танцы, и застольные песни, которые, впрочем, звучали только на русском языке. Ни одну американскую застольную песню вспомнить и исполнить нашим друзьям не удалось. Тогда мы запели легендарную “Yesterday”, а все дружно ее подхватили.

Говоря о наиболее важных американских ценностях, нельзя не упомянуть американскую непринужденность, которой отдается предпочтение в большинстве случаев, а не строгому соблюдению социальных условий. Непринужденность эта заметна и в одежде, и в отношениях начальников и их служащих, и в приветствиях американцев. Неофициальное “Привет!” адресуют как к начальству, так и к близким друзьям. Для американцев такая непринужденность никак не оскорбление, а, наоборот, комплимент.

Ценность предельной важности для любого американца – это время. Следовать расписанию для него означает все подробно спланировать, а затем в точности выполнить свой план. Очень невежливым считается опоздать на встречу даже на 10 минут.

Удивляет дружелюбие прохожих в США. Незнакомые люди могут улыбаться Вам и приветствовать Вас. Это принятая форма вежливости у американцев. Очень скоро стала ловить себя на том, что сама начинаю улыбаться прохожим и произносить постоянно “вежливые слова”.

Каков же результат моего участия в программе?

  • Расширила свои знания о современном американском обществе.
  • Глубже познакомилась с американской историей и культурой.
  • Узнала о новых подходах в обучении, полезных для моей профессиональной деятельности.
  • Установила профессиональные контакты с американскими коллегами.
  • Представила свою страну и помогла американцам лучше понять ее.

Все увиденное и пережитое за эти 14 дней забыть невозможно, это навсегда останется в моей памяти. Приобретенный опыт найдет обязательное применение в моей профессиональной деятельности. А российская реформа образования обязательно принесет свои плоды, тем более, что мы так богаты прекрасными учителями и у нас необыкновенные ученики.