Программа нравственного воспитания младших школьников "Я в мире, мир во мне"

Разделы: Внеклассная работа


“Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает.
Чем больше знаменатель, тем меньше дробь”.

Л.Н. Толстой

Пояснительная записка

Нравственность – понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество – это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья – помочь в этом. Понятие “нравственное воспитание” пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о всестороннем развитии личности, даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных качеств личности.

После разрушения системы воспитания, в обломках которой исчезли пионеры и октябрята, наступило время раздумий и поисков. Целью воспитания становится решение тех проблем, которые должен решить человек, чтобы найти своё место в жизни.

Современной школе больше подходит название школы Знаний, так как в центре ее обучение, которое под час затмевает вопросы нравственности. В итоге выросло поколение, испытывающее дефицит духовности, морали.

Передо мной встал вопрос создания единой программы, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов – одна из тех задач, которые я перед собой ставлю.

В этом учебном году приняла в 1 класс 18 первоклассников. Они такие разные! Кто-то замкнут и застенчив, кто-то не в меру подвижен, кто-то торопится поделиться своими маленькими детскими радостями… Какими они будут через четыре года? Конечно, хочется, чтобы они были не только хорошими учениками, но и воспитанными людьми, обладающими качествам межличностного общения.

Открывать путь ребёнку к собственному “Я”, стимулировать интеллектуальную, духовную деятельность учащихся – не менее важная задача, которую постараюсь решить, реализуя программу “Я в мире, мир во мне”.

Программа “Я в мире, мир во мне” имеет, на мой взгляд, следующие положительные моменты:

– помогает в планировании работы классного руководителя;
– осуществляет взаимосвязь “ступеней роста” детей;
– учитывает возрастные особенности;
– предполагает использование различных форм и методов работы;
– помогает построить работу комплексно и целенаправленно;
– дает возможность прослеживать происходящие изменения в нравственном  становлении ученика.

Программа разделена на блоки. Блок – поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но, дополняя друг друга, складывается целостная система.

По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.

Постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач к более сложным, дети будут учиться видеть себя со стороны, познавать своё “Я”.

I блок (1-й класс) “Учусь общаться”

1. Содержание деятельности.

В содержание деятельности по этому направлению входит обучение умению общаться в коллективе: употреблять различные формы вежливости, умение вести разговор, обретение коммуникативных качеств личности. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности речи.

2. Задачи.

Воспитание качеств личности, определяющих в повседневном поведении детей отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому); осуществление взаимосвязи моральных представлений, полученных при реализации программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.

3. Содержание проблемы.

Сегодня очень важен вопрос формирования умения межличностного общения. Семилетний ребёнок затрудняется в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. Основное содержание проблемы: вежливое общение – основа отношений в коллективе детей.

4. Формы реализации направления “Учусь общаться”:

беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий.

– Употребление различных форм приветствия.
– Употребление различных форм прощания.
– Как нужно вести себя во время разговора.
– Разговор по телефону.
– Словесные формы обращения с просьбой.
– Слова благодарности.
– Употребление различных форм словесной вежливости.
– Словарные игры.
– Весёлая викторина (активизация знаний по умению обращаться с  просьбой, словами благодарности, приветствия, прощания).
– Темп, громкость речи.
– Мимика и жесты.
– Тон как средство выразительности собственной речи.
– Самое беспокойное слово на свете.
– Обманчивое “Потому”.
– Поздравление. Приглашение.
– Объясняем и доказываем.
– Игра-путешествие “Город Вежливости”.

7. Предполагаемый результат.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • выражать слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
  • правильно вести себя во время разговора;
  • правильно разговаривать по телефону;
  • умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
  • вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.

II блок (2-й класс) “Учусь понимать себя”

1. Содержание деятельности.

В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребёнком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

2. Задачи.

Расширять представления детей о своих физиологических и психологических особенностях. Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

3. Содержание проблемы.

Я – часть природы, моя жизнь – дар природы. Черты характера человека. Самопознание – это открытие себя, своего характера, способностей.

4. Формы реализации направления “Учусь понимать себя”:

игра-доказательство;
тест;
игра-загадка;
беседа;
художественный салон.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий.

– Мой режим дня.
– Как я расту.
– Что я знаю о себе.
– Моё настроение.
– Как я познаю мир.
– Мои чувства.
– Как изменить настроение.
– Мои поступки.
– Мои привычки.
– Для чего человеку зеркало?
– Надо ли человеку быть красивым?
– Человек красен статью.
-Кто я? Какой я?
– Игра-доказательство “Суд над пороками людей”.
– “Расскажи мне обо мне”.
– Тест “Добрый ли ты человек?”
– Игра-загадка “Твои поступки”.

7. Предполагаемый результат:

  • понимание ценностей человеческой жизни;
  • уважение человеческого достоинства;
  • осознание чувства собственного достоинства;
  • формирование самодисциплины.

III блок (3-й класс) “Учусь понимать других”

1. Содержание деятельности.

Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.

Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них.

Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.

2. Задачи.

Помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.

3. Содержание проблемы.

Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.

4. Формы реализации направления “Учусь понимать других”:

– конкурс знатоков;
– беседа;
– игра с последующей рефлексией;
– день добрых сюрпризов;
– конкурс рисунков;
– смотр талантов.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий

– Что изменилось за год (физические данные, режим дня, работоспособность).
– Как научиться разговаривать с людьми (знакомство, предложение, отказ, согласие).
– Как научиться разговаривать с людьми (попросить помощь, предложить помощь,   сочувствие, похвалить, поддержать).
– Как научиться преодолевать трудности вместе.
– Как понять друг друга без слов.
– Для чего нужна улыбка.
– Умеешь ли ты дружить.
– Конкурс знатоков.
– Служение другим людям.
– Встречают по одёжке.
– Как выразить привязанность.
– Как сотрудничать, делиться, соблюдать очерёдность.
– Нужно уважать и слушать родителей.
– Загляните в мамины глаза.
– Игра с последующей рефлексией “Брать и давать”.
– Диспут “Надо ли любить всех?”
– День добрых сюрпризов.

7. Предполагаемый результат:

  • приобретение опыта общения с людьми;
  • проявление сильных сторон характера;
  • выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
  • осознание роли сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.

IV блок (4-й класс) “Я среди людей”

1. Содержание деятельности.

В содержание деятельности входит осмысление себя как частицы общества, в котором мы живём. Основное положение: “Ты не только сын или дочь, но и гражданин своей Родины”.

2. Задачи.

Учит равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстоять свои собственные интересы. Учить сочувствию и милосердию, умению находить выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер, открывать путь ребёнку к собственному “Я”.

3. Содержание проблемы.

Очень важен вопрос осознания себя, как человека, от которого в будущем будет зависеть судьба страны. В наше время очень важно научить ребёнка не теряться в сложных жизненных ситуациях, когда на первый план выходят сила воли и твёрдость характера.

4. Формы реализации направления “Я среди людей”:

– диспут;
– игра;
– творческий конкурс;
– игра с последующей рефлексией;
– игра-путешествие;
– письмо самому себе;
– игровое моделирование;
– тестирование.

5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.

6. Тематика занятий.

– Что вы знаете друг о друге.
– Диспут “Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?”.
– Диспут “Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?”.
– Игра “Школа, которую мы строим”.
– “Расскажи мне о себе”.
– Кто твой друг?
– Чтобы иметь друга, надо быть им.
– Как помириться после ссоры.
– Напиши письмо самому себе (самоисповедь).
– Какой у тебя характер.
– Как воспитать характер.
– Как сказать “нет” и отстоять своё мнение.
– Игра с последующей рефлексией “Слепой и поводырь”.
– Твой самый решительный поступок в жизни.
– Всё проходит, всё остаётся.
– Конкурс сочинений “Что значит быть человеком?”.
– Игра-путешествие “Я в мире, мир во мне”.

7. Предполагаемый результат.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • равноправно общаться, считаясь с интересами других;
  • отстоять своё мнение;
  • проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
  • расширять круг интересов, способностей и увлечений;
  • самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.

Литература:

1. Безруких М.М. “Все цвета, кроме черного”   Москва “Вентана – граф” 2002.

2. Журнал “Народное образование” №2 / 2002 год.

Приложения