"Организация проектной деятельности в начальной школе"

Разделы: Общепедагогические технологии


Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для нас на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринужденной форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель — создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории.

Сейчас у нас 4 класс. Так сложилось, что еще во 2 классе были заложены основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга “к тайнам” превращает его в “исследователя”. Успех выполнения таких задач формирует “интеллектуальную” радость, положительные эмоции.

Все начиналось с урока “Красная книга” Почему решили создать такую книгу? Кто в этой книге? Почему? Что делать? Поиск ответов на вопросы приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Учитель на таком уроке не говорит: “Делай, как я”, а говорит: “Я рядом с тобой, иди вперед”.

Над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

Проектно-исследовательская деятельность присутствует в процессе обучения уже во II классе. Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим определиться с выбором.. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, особенно если речь идет о целом классе, ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое проект? Мы сами должны быть увлеченным человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как мы это любим.

Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту?

Ребятам пришло письмо.

Так мы вошли в проблему: действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе, а выступив в роли “хороших хозяев”, мы тем самым обратим внимание, что лучше создавать, а не губить созданное природой, заняться не словами, а делом — воспитанием учащихся нашей школы. Наметили цель, примерный план действий. Во внимание брались все детские предложения. Все это мы объединили одним словом — проект, уточнили, что направленность его будет экологическая. Стало понятно, что проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы становились творцами.

Иными словами, идея направила учебно-познавательную деятельность учащихся на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы. Результат будет внешний, его можно увидеть, создать самим.

А вот результат внутренний заметишь не сразу — он станет достоянием каждого участника проекта, это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом.

Как участник проекта и как учителя, мы старалась все делать так, чтобы учащиеся думали, что делают, придумывают все сами. По сути, мы незаметно сопровождали их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди нас, помогая им, если они просят об этом.

А вот результат внутренний заметишь не сразу — он станет достоянием каждого участника проекта, это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом.

Как участник проекта и как учителя, мы старалась все делать так, чтобы учащиеся думали, что делают, придумывают все сами. По сути, мы незаметно сопровождали их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди нас, помогая им, если они просят об этом.

Чтобы ничего не забыть, записывать мысли, находки, задания, учащиеся и мы завели записные книжки. В них дети собирали материал, а для нас это был дневник.

Далее возникла необходимость в составлении плана работы. План назвали “маршрутным путеводителем”. Из предложенных вариантов работы наметили поэтапное решение проблемы, определили сроки, действия. На это потратили не один день. Проект для мамы, учителя уложился в такую схему: проблема — планирование — поиск информации — продукт — презентация — портфолио. А для учащихся это выглядело так: сигнал бедствия — маршрутный лист — хочу все знать — мой лучший обитатель Красной книги — нам нужна помощь — цвети, земля, — а все хорошее и есть мечта.

Этапы работы над проектом.

Месяц

Сроки

Содержание работы

Декабрь

 

 

1 неделя

Определение темы проекта

2 неделя

Первичное формирование проектных групп

3 неделя

Посещение музея истории освоения и развития НПР с целью проектной деятельности. Выставка “Территория”.

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

Январь-февраль

 

1 неделя

Поездка в Арктический музей, г. Норильск.

2 неделя

Сбор информации, составление заметок о поездке в музей

3 неделя

Сбор информации, составление заметок о поездке в музей

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

Март

 

1 неделя

Пополнение материала к проекту, наглядный материал

2 неделя

Группировка материала, составление описания.

3 неделя

Коллективное обсуждение работы и ее оценка

4 неделя

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

Апрель

1 неделя

Группировка материала, составление описания.

2 неделя

Оформление “Красной книги”

3 неделя

Презентация проекта

После составления маршрутного листа был определен принцип последовательности и системности работы над проектом, который неуклонно соблюдался на всех этапах работы. Проект получил название “Красная книга Таймыра”. Каждый ученик сделал свою обложку для будущей Красной книги.

У каждого ученика появилась своя индивидуальная рабочая папка с файлами, куда собирался весь материал.

Стало понятно, что проект будет долгосрочным, ведь, избрав этот путь, мы изначально не предполагали, что так увлечемся, что за каждым поворотом будет новая, бесконечная даль, которая манит, зовет изведать новое, незнакомое, расширяя новые горизонты.

По характеру деятельности его участников проект определился как практико-ориентировочный, с элементами творческого ролевого, исследовательского и информационного.

Проект вышел за пределы урока, класса, предмета, вошел в дома учащихся, в наш
собственный дом. Учащиеся видели, что нам интересно все, что они делают. В одном
лице мы были и вдохновителями, и руководителями, и экспертами, и специалистами в разных областях знаний. А самая главная роль — создатель условий для развития
творческих способностей и познавательных.

В процессе реализации проектной деятельности стало системой проведение интегрированных уроков. На уроках изобразительного искусства учились способам конструктивного рисования, изображения животных и растений, занесенных в Красную книгу.

img4.jpg (9138 bytes)

Рисунок 2

На уроке труда учились вырезать цветы из круга, при этом изучили деление целого на части, симметричное вырезывание познакомило с понятием симметрии.

На уроке ознакомления с окружающим миром изучали растительный и животный мир Таймыра.

По фотографиям изучали животных занесенных в Красную книгу, выбирали тех, которые подходят нам (для Таймыра)

Рисунок 3

В справочниках, энциклопедиях искали информацию о животных, которых необходимо беречь.

Рисунок 4

Собирали пословицы, поговорки, загадки, песни, стихи, искали авторов и произведения с описанием редких животных, читали сказки. Рассматривали работы художников, слушали музыку, ходили в Норильский музей.

Делились информацией, мечтали о своей книге.

Рисунок 5

Изучали профессии людей, занятых в сохранении редких животных и растений.

К апрелю мы собрали достаточно большой материал, и его надо было показать, “вытащить” на свет из записных книжек, индивидуальных папок. Интегрированный урок объединил предметный материал окружающего мира, изобразительного искусства, развития речи.

Во всей полноте и красоте на этом уроке был обозначен информационный отдел проекта, состоялась частичная презентация проекта. Было положено начало нашей книге “Красная книга Таймыра”, где дано описание животного и растения, его изображение, разложен весь собранный материал, указаны фамилии авторов.

А еще мы приняли участие в работе НОУ нашей школы. Это был проект “Норильск в годы войны” Мы заняли III место.

Сейчас идет третий год обучения. Проектная работа продолжается, ребята в этом году решили создать сразу несколько проектов. Одна группа работает над проектом “Технические изобретения Нового времени”, вторая группа решила изучать свои права, а третья это творческая группа им захотелось помочь будущим первоклассникам. Проекты
снова долгосрочные, коллективные. Они требуют новых знаний.

Завершением работы “Технические изобретения Нового времени” станет энциклопедия, собранная из индивидуальных работ учащихся.
В чем заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?

Открывает возможности формирования жизненного опыта.

Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении.

Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, с каждым классом убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый класс и каждый ученик неповторимы, неповторимо и то, что мы делаем как учителя, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводила с учащимися предыдущего класса. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.