Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Методическая разработка системы уроков литературы в 6-м классе по программе В.Я. Коровиной. М.Пришвин. "Кладовая солнца"

Разделы: Преподавание литературы


Пояснительная записка

Поурочные разработки Полухиной В. П., предлагаемые к учебнику Коровиной В. Я., не вполне соответствуют темам, предложенным программой. Планирование составляется на основе программы, поэтому мы решили представить свои разработки уроков, темы и содержание которых соответствуют именно программному.

Изучение сказки-были “Кладовая солнца” в школьной программе имеет долгую историю. Существует много теоретического, дидактического и методического материала, который разрабатывался учителями нескольких поколений. Мы же в своей работе расставляем акценты и систематизируем материал, адаптируя его к требованиям, предъявляемым к современному уроку; предлагаем различные виды деятельности учителя и обучающихся: от аналитической беседы до разгадывания кроссвордов. Коллеги, которые пожелают воспользоваться нашими разработками, смогут выбрать то, что будет оптимально подходить по уровню подготовки классов.

“Кладовая солнца”- сказка – быль.

Цель – систематизация и обновление материала, используемого при планировании и проведении системы уроков по сказке-были М. Пришвина “Кладовая солнца”.

Задачи:

-совместить программные требования и содержание учебника по изучаемому произведению;

-представить разные виды деятельности учителя и обучающихся;

-показать возможность доступного изучения литературоведческих терминов при целостном анализе художественного текста.

Наша разработка поможет учителям при подготовке к урокам и их проведении. Кроме содержательной стороны мы предлагаем чёткую привязанность плана урока к тексту, предлагаемому учебником-хрестоматией под редакцией В. Я. Коровиной, для этого в плане указаны страницы учебника, где можно найти ответы – это значительно сэкономит время на уроке и облегчит работу, что позволит задать больше вопросов и дать ответов, т.е. выступить большему количеству учеников.

Инсценировки, игровые моменты, творческие групповые задания позволят сделать урок живым и увлекательным.

Урок 1.

Тема: М. Пришвин. Слово о писателе. “Кладовая солнца”.
Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
Образ природы в сказке-были.

Цели:

1. Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Пришвина, раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя - показать единство человека и природы.

2.Развивать речь, творческие способности учащихся.

3.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

I. М. Пришвин. Слово о писателе.

(Выступления 2-х учащихся.)

1уч-ся. Пришвин – один из своеобразнейших писателей. Родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия, затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в г.Риге. Дальнейшее образование М. Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете.

В Россию вернулся агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. Писатель познакомился с известными русскими этнографами Шахматовым и Ончуковым.

Языковеды уговорили Пришвина поехать на север России для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц и поговорок. В этот момент и решилась судьба Пришвина. Он согласился на уговоры и уехал на Онежское озеро.

2 уч-ся. Существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель- русский народ. В повестях, рассказах Пришвина всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Главное действующее лицо в рассказах о природе - сам Пришвин: охотник, ученый, художник слова, искатель правды.

М. Пришвин умер 16 января 1954 года.

II. Беседа с классом по заранее прочитанному тексту.

1)Какими вы видите главных героев сказки-были? с. 39-41

2)Как автор относится к детям?с.39

(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)

3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?

( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании - мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)

4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?с.40

( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)

5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?с.40,41

(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)

Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( c. 41 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)

6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?

(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)

Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (с. 43 “Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).

7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

8)Какое событие является завязкой повествования? С.47

(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)

9)Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?

10) Какую роль в развитии событий играет природа?

Комментарий учителя:

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (с.45)

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещ