Без ритма нет движенья… 1-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 1


Цель: определить, что ритм является основой не только музыки, но и всей жизни, так как служит организатором.

Задачи:

  • Воспитание любви к классической музыке, чувства сопереживания музыке, культуры восприятия и исполнения музыкальных произведений, культуры движения под музыку.
  • Развитие ответственности и организованности, внимательности и наблюдательности; чувства ритма и ритмичности движений под музыку; чистоты интонирования и хоровой дикции, навыка пения на опоре.
  • Закрепление понятия “ритм” в музыке. Определение взаимосвязи ритма музыкального и жизненного, путем подчеркивания их организационной важности и значимости.

Музыкальный материал:

1. Г.Свиридов. Время, вперед! (фрагмент) – вход в класс, выход из класса.

2. Песенка часов – вокально-хоровая работа.

3. Т.Левина. Тик-так – музыкально-ритмические движения.

4. С.Прокофьев. “Полночь” из балета “Золушка” – слушание музыки.

5. П.Чайковский “Марш деревянных солдатиков” – выход из класса.

Оборудование урока: фортепиано, магнитофон.

Ход урока

– Послушайте, пожалуйста, внимательно музыку и скажите, что она передает.

1. Вход в класс – Г.Свиридов. Время, вперед! (фрагмент)

Музыка передает движение.

Верно. А как можно двигаться под эту музыку. С какой скоростью? Насколько аккуратно, синхронно?

Быстро (медленно), четко (беспорядочно), красиво, легко…

– Под музыку можно шагать, бегать, прыгать, кружиться… Скажите, а вот, например, шагать легче ПОД музыку или БЕЗ нее? И почему.

ПОД музыку легче. Потому что она звучит четко, РИТМИЧНО.

– То есть музыка организовывает наше движение. А с помощью какого средства музыкальной выразительности она это делает?

С помощью РИТМА.

– А что такое “музыкальный ритм”? Как вы понимаете это словосочетание.

Ритм – это чередование длинных и коротких музыкальных звуков.

– Правильно.

Итак, ритм- это сочетание звуков различной длины (длительности). А давайте, сравним длину звука, например, с длиной шага.

Представьте обычную семью. Из кого она состоит?

Из мамы, папы, ребенка.

На доске один под другим могут появиться схематичные изображения членов семьи.

– Кто в семье самый большой и важный?

Папа.

– За папой по значимости и важности следует?..

Мама.

– Ну, и самый шустрый и непоседливый – это…?

Ребенок.

– Вышла семья на прогулку. Кто спокойней и уверенней всех будет идти?

Папа.

– А как должна будет идти мама, чтобы успевать за папой? И почему.

У мамы шаг короче папиного, поэтому она должна будет двигаться чуть быстрее. Примерно в два раза.

– А что остается делать ребенку?

Бежать вприпрыжку.

– Совершенно верно. Вот в такую семью на прогулке мы с вами сейчас и сыграем.

Для начала каждого члена семьи изобразим по-отдельности:

~ шаг папы изобразим сидя, топая ногами;

~ шаг мамы – хлопками ладоней по коленям;

~ детский шаг – хлопками в ладоши.

А чтобы проще было ориентироваться, каждому шагу дадим свое название:

~ папин шаг – ТА;

~ мамин шаг – ТИ-ТИ;

~ шаг ребенка – ТУ-РУ-ТУ-РУ.

Делю класс на три группы и с каждой группой прорабатываю ее тип шага.

– Это мы прошагали с каждым членом семьи отдельно. А теперь объединим семью и отправимся на прогулку.

Каждая из групп по моему сигналу включается в работу и прекращает ее. Таким образом, чтобы одновременно “гуляли” 2-3 члена семьи.

– А теперь скажите мне, пожалуйста, сейчас мы работали над каким-либо музыкальным произведением?

Нет.

– Но, тем не менее, мы сейчас работали с одним из средств музыкальной выразительности – с ритмом. А с кем мы встретились с помощью ритма?

С обыкновенной семьей.

– То есть ритм получается важной составляющей и нашей повседневной жизни. А что же нам помогает в нашей жизни соблюдать эту организованность?

???

– Не знаете? Тогда я расскажу вам небольшую историю о маленьком мальчике, который ничего не успевал.

Жил на свете мальчик, который всегда везде опаздывал.

Соберется он в школу. Начнет умываться. Пока закончит – ребята уже домой идут. Решит пойти погулять, станет собираться к ребятам во двор, а они уже по домам расходятся. Вот так и жил. Родители очень огорчались, но никак не могли справиться с этой бедой.

Была у мальчика мечта – сходить в театр. И, однажды, папа купил билеты на спектакль.

Проснулся мальчик с утра, лежит и думает: “Пока соберусь – спектакль уже закончится. Но ведь я так хотел попасть в театр! И папа так старался. Купил билеты в первый ряд! Что же делать?!”

И вдруг! В его размышления ворвалась какая-то мелодия. Мальчик прислушался и услышал песенку.

Я вам ее сейчас спою. А вы подумайте, кто же в пустой комнате, в которой кроме мальчика никого не было, мог ее петь.

2. Песенка часов – слушание, анализ, разучивание.

Это пели часы.

– Верно. А как вы думаете, это были большие напольные часы, часы поменьше – настенные или маленький будильник?

Скорее всего, это были настенные часы.

– Напомните, пожалуйста, какой звук издают часы, когда идут?

Тик-так.

– При исполнении песен мы встречаемся с двумя составляющими: мелодией и ритмом. Скажите, пожалуйста, для того, чтобы показать певучесть и протяжность мелодической линии песни какие звуки нам пригодятся в первую очередь: гласные или согласные?

Гласные звуки.

– А тогда какие звуки помогут передать четкость часового хода?

Согласные.

– Молодцы. Поэтому сейчас, во время ритмической работы, нам очень пригодятся именно согласные звуки. А затем, во время пения, не забудьте уделить внимание звукам гласным.

Вокально-хоровая работа начинается с разучивания текста песни с ритмическим рисунком. Затем слова и ритм накладываются на мелодию.

Во время ритмической работы обращается внимание детей на твердость согласных, синхронность и позиционную правильность при произнесении звуков.

В ходе вокально-хоровой работы больше внимания уделяется певческой посадке, пению на опоре, прикрытости звучания, дикционной и интонационной точности.

– В награду за то, что вы так хорошо поработали над этой песней, часы вам дарят еще одну свою песню. Под нее мы с вами сейчас подвигаемся. Внимательно и, главное, ритмично повторяйте за мной все движения.

3. Т.Левина. Тик-так – динамическая пауза.

– Передохнули. А теперь пришла пора закончить нашу историю.

Послушав песенку часов, мальчик решил последовать ее совету и с этой минуты начать все делать по часам. Он быстро встал, умылся и оделся. Они с папой во время вышли из дома и успели в театр на сказку. А сказка, между прочим, тоже была удивительной. Немалую роль в ней сыграли часы.

Сейчас мы с вами послушаем бой часов из этой сказки. Его сочинил композитор Сергей Прокофьев.

Вслушайтесь в него. Как он звучит по настроению? Какое состояние героев передает?

Это должно будет вам помочь вспомнить название сказки и имена героев.

4. С.Прокофьев. “Полночь” из балета “Золушка” слушание музыки.

Бой часов в этом фрагменте звучит тревожно. Как будто часы напоминают о чем-то важном.

– Верно. А какого размера эти часы?

Это большие часы.

– Тоже правильно. Вспомните теперь, пожалуйста, сказку, в которой большие часы напомнили главному герою, а точнее героине, о чем-то очень важном.

Это может быть сказка “Золушка” или сказка “Аленький цветочек”.

– В обеих этих сказках и в “Золушке” Ш.Перро, и в “Аленьком цветочке” В.Аксакова главным героиням часы подсказали важный момент в их судьбе.

Но у нас с вами речь пойдет о сказке “Золушка”, музыку к которой написал замечательный композитор С.Прокофьев.

Главная героиня – Золушка – сбилась на балу с ритма, намеченного в начале вечера ее крестной – Феей. Она должна была поспешно покинуть дворец. При этом она потеряла свою туфельку, благодаря которой, ее потом нашел Принц. Так часы – помощники ритма в нашей жизни – изменили судьбу Золушки.

А мы с вами подошли к логичному завершению нашего с вами свидания с …? Кто был главным действующим лицом на нашем уроке?

Ритм.

– Напомните, пожалуйста, что такое музыкальный ритм.

Музыкальный ритм – это чередование длинных и коротких звуков.

– Для чего нужен ритм в музыке? Важен ли он для нее?

Ритм важен для музыки. Он организовывает музыкальные произведения во времени.

– А в жизни ритм важен? Что может произойти в жизни, если отстать от ее ритма?

Если человек собьется с жизненного ритма, он нигде не успеет, везде будет опаздывать и ничего хорошего у него не получится…

– То есть ритм организовывает не только движение музыки, но и движение всей нашей жизни. Без ритма, без пульса не бьется сердце ни музыки, ни человека.

А что помогает нам следить за ритмом жизни и оказываться в нужное время в нужном месте?

Часы.

– Верно. Не забывайте об этих маленьких, но неутомимых тружениках, которые подсказывают мне сейчас, что время урока подошло к концу.

А вот организовать ваш выход нам поможет музыкальный ритм в марше П.Чайковского.

Но прежде чем мы попрощаемся, я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Особая благодарность…

А теперь встали и организованно, ритмично под музыку можете выйти из класса.

5. П.Чайковский “Марш деревянных солдатиков” выход из класса (играю).