Интегрированный урок (музыка + физика + технология) на тему: "Что желает знать охотник, или Гармония цвета и звука"

Разделы: Физика, Технология, Музыка


Везде, где есть гармония, порядок и пропорции,
Присутствует музыка. Мы ощущаем музыку сфер. Она
беззвучна, но имеет свой ритм и завораживает нас своей гармонией.

Сэр Томас Браун, английский писатель и врач XVII века

Цель: рассмотреть влияние цвета на гармоническое и эстетическое развитие личности.

Задачи:

1. Образовательная. Объяснение природных явлений с точки зрения физики, знакомство с явлением разложения белого света на цвета; знакомство с цветовым спектром, с понятиями влияния цвета на здоровье людей и определение значения цвета в отражении индивидуальности каждого человека; рассмотрение взаимосвязи цвета и звука в музыкальных произведениях А.Н.Скрябина, в опоре на особенности цветного слуха композитора.
2. Развивающая. Развитие наблюдательности при восприятии окружающего мира, логического мышления, формирование научного мировоззрения, эстетического восприятия явлений окружающей действительности.
3. Воспитательная. Воспитание чувства вкуса и меры в одежде и интерьере, воспитание гармоничного восприятия звука и цвета.

Оборудование урока: тематические плакаты; осветитель, призма, штатив, экран; телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель; учебные пособия, раздаточный материал – схемы.

Музыкальный материал: А.Н.Скрябин. Поэма огня (фрагмент начала).

Ход урока:

– Вот мы и встретились с вами на еще одном необычном уроке, где с помощью трех различных наук: музыки, физики и технологии - постараемся обозначить место и значение цвета в нашей жизни, разобрать его физические основы и связи со звуком и определить его влияние на нашу жизнь, наше здоровье.

Музыка. Начнем мы, пожалуй, с путешествия во времени. Готовы к нему?

Включается видео фрагмент цветомузыки

Тогда представьте, что мы с вами оказались в Туманности Андромеды на премьере 13-й Космической симфонии цветовой тональности 4,750 мю.

Фрагмент из романа И.Ефремова “Туманность Андромеды”. Приложение 1

Подобные фантастические описания вариантов цветомузыки можно найти не только в романе И.Ефремова. По мнению фантастов, цветомузыка займет, чуть ли, не ведущее положение в искусстве звуков будущего. Более того, она уже прочно вошла в нашу жизнь. Где уже сейчас мы можем увидеть взаимодействие музыки и цвета? А какова же история возникновения цветомузыки?

Продолжим наши перемещения во времени и вернемся в прошлое. Еще в XVIII веке ученый монах Луи Бертран Кастель пытался не только слышать некую таинственную музыку сфер, но и сделать ее видимой. Он построил цветовой клавесин, который во время игры на нем раскрашивал звуки. Музыкант нажимал на клавишу, звучала струна, а в окошечке над инструментом появлялось яркое цветовое пятно. Каждому звуку, каждой ноте, как полагал изобретатель, присущ свой цвет. И не только раскрашенная лента появлялась в окошечке, но и разноцветные флажки, живые цветы и сверкающие драгоценные камни. Луи Бертран Кастель приводил в доказательство своей правоты вычисления великого физика Исаака Ньютона.

Физика. Вопрос о причине различной окраски тел занимал ум человечества уже давным-давно. Наверное, нет человека, который не любовался бы превосходными цветами радуги. Кстати, вспомните, сколько цветов у радуги? Какие они?

А вот Аристотель выделял всего три цвета: красный, зеленый и фиолетовый.

Ньютон сначала выделял 5, а затем 10 цветов, но, в конечном счете, остановился на 7-ми – магическом числе: 7 чудес света, 7 смертельных грехов, 7 дней недели… Издавна люди наблюдали радужные цвета (искусственную радугу) на водяной пыли фонтанов, игру цветов в граненых алмазах и даже в стеклянных призмах. Например, в Китае, украшения в виде стеклянных призм, дающих радужные блики, принадлежали к числу излюбленных. Многочисленные и разнообразные явления радужных цветов и окраску тел открыл в своих исследованиях Исаак Ньютон.

Опыт с разложением луча белого света на цвета

Усовершенствуя линзы телескопа для получения изображений лучшего качества, Ньютон обратил внимание на окрашенные края линз, и это явление помогло ему сделать величайшее открытие. Его опыт был прост. Свет через узкое отверстие и линзу падает на стеклянную призму и на экране превращается в цветную полоску, наблюдаются переходы цветов от красного к фиолетовому. Это радужное изображение Ньютон назвал спектром (от латинского SPECTRUM – видение). Свое открытие Ньютон объяснил так: “Свет различного цвета характеризуется разными показателями преломления в данном веществе. Белый цвет есть совокупность простых цветов”. Это явление Ньютон назвал дисперсия (от латинского DISPERSUS – разбросанный). Ньютон был сторонником корпускулярной теории света и, ничего не зная об электромагнитной природе света, дал совершенно точное объяснение разложения белого света на цвета призмой. Давайте попробуем повторить этот опыт.

Выполнение опыта

А теперь посмотрим видеозапись этого опыта, проведенного в лабораторных условиях.

Просмотр видео записи опыта

А в качестве вывода давайте сформулируем основные положения открытия Ньютона.

Ответы детей

Технология. Спектр. Гармония цветовых сочетаний. А теперь давайте рассмотрим “цвет” с точки зрения предмета “Технология”.

Вы увидели, что красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета похожи один на другой. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.

Цветовой круг обычно делится на две части: теплую и холодную.

Теплые цвета: красный, оранжевый, желтый и все другие, которые содержат эти цвета.

Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые.

Любого человека природа наделила особым, присущим только ему “набором” красок. По тому, какие оттенки преобладают в лице, можно определить наиболее подходящие цветовые комбинации.

При выборе гаммы, первостепенное значение имеют те цвета, которые расположены ближе к лицу. Цвет, схожий с вашим цветом волос, будет подходящим для деловой или верхней одежды, для обуви и сумок. Красный или розовый оттенок будет привлекать внимание к коже, он хорош для блузок, шарфов, галстуков. Цвет, повторяющий цвет ваших глаз, может присутствовать как в расцветке одежды, так и в цвете украшений и аксессуаров – это прекрасный акцент и доминанта в костюме, цвет, который украшает вас всегда, независимо от моды и времени.

А теперь поговорим о гармонии цветовых сочетаний. Гармоничными можно считать такие сочетания, в которых цвета усиливают и дополняют друг друга, а их количественное соотношение сбалансировано и уравновешенно. В основе цветовой композиции костюма лежат принципы гармоничного расположения цветов по кругу, а также их взаимосвязь внутри этого цветового круга.

Сочетание цвета в костюме может быть монохроматическим (включает оттенки одного цвета от светлых тонов до самых темных), комплиментарным (соединение контрастных (дополнительных) цветов, то есть таких, которые в цветовом круге находятся друг против друга). Также бывает ахроматическое сочетание – белый, серый, черный – всегда смотрятся строго, лаконично. Черный с белым – это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с черным – идеальный фон для ярких цветовых оттенков. С ахроматическими цветами гармонируют все цвета спектра.

– Как вы думаете, изменяется ли цвет одежды при смене освещения?

– Некоторые цвета меняются при смене освещенности, поэтому идеальным является выбор одежды при дневном рассеянном свете. Лампы искусственного освещения могут добавлять желтоватый оттенок. Желтый при искусственном освещении всегда ярче, а оранжевый светлее. Красный – усиливается, синий приобретает зеленоватый оттенок, ярко-зеленый становится мягче, фиолетовый краснеет, а иногда тускнеет. Для вечера можно рекомендовать теплую палитру цветов, гармоничных с желтым. Искусственная освещенность может испортить идеально подобранную при дневном свете цветовую гармонию. Чтобы избежать ошибок, примеряя новую одежду, подумайте об условиях будущей носки.

Выбирая тона одежды, мы, как правило, руководствуемся двумя основными критериями: “нравится – не нравится” и “подходит – не подходит”. Пристрастие к тем или иным краскам не случайно, оно характеризует человека как личность, свидетельствует о его потребностях и целях.

Выбор цветовой гаммы играет большую роль в формировании имиджа. Подбором индивидуальной гаммы цветов занимаются не только дизайнеры одежды, стилисты и портные. Цвета создают внешний стиль, помогают выразить себя, свои чувства, обрести баланс и внутреннюю гармонию.

–Подумайте, почему униформу для предприятий, школ и т.д. создают определенных цветов?

Физика. Сложение цвета. Обратимся вновь к открытию Ньютона. В чем оно состоит?

Свет различного цвета характеризуется различными показателями преломления света в данном веществе.

– Что же это значит?

Есть простые цвета, не разлагающиеся при прохождении через призму (например, красный цвет) и сложные, представляющие совокупность простых, имеющих разные показатели преломления (белый солнечный свет). Но это не нужно понимать слишком буквально: белый или вообще сложный свет, разлагаемый призмой, есть нечто целое. Разложение белого света призмой – есть результат действия прибора на свет, но не доказывает, что он – смесь простых цветов. В этом смысле сложный свет подобен сложному звуку.

Показ видео фрагмента опыта по сложению цветов

Музыка. Итак, свет – это сложное физическое явление. Он состоит из разных цветов. Его можно как разложить на составляющий его спектр, так и соединить обратно. За эту его особенность и схватились первые создатели цветомузыки.

Время шло. Менялось и представление об искусстве. На рубеже 19 и 20го столетий появились новые течения, которые призывали людей порвать с грубой действительностью и уйти в мир мечты.

– Вспомните, как называлась эта эпоха в русском искусстве? (“Серебряный” век).

– Одним из приверженцев новых веяний в искусстве был композитор – А.Н.Скрябин. Он утверждал, что каждая тональность в музыке окрашена определенным образом. Музыка буквально “светится цветами”, говорил он. Скрябин совершенно отчетливо видел, что тональность фа-мажор несет темно-красный цвет, кровавый отблеск ада; ре мажор золотиста, как солнечный луч, а фа-диез мажор – это торжественный синий цвет Разума. Остальные цвета представлялись ему смутно. Но он вывел их теоретически, на основе гармонического родства тональностей и близлежащих цветов спектра. И убедил себя, что его система, его звуко-цветовой принцип верны. “Основа должна быть общей. Должно быть Единство!”

Скрябин впервые решил соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму “Прометей” ввести партию “светового клавира”.

– Вспомните, кто такой Прометей? Почему, по вашему мнению, именно ему посвятил Скрябин свое произведение, являющееся прорывом в музыке?

Композитор не собирался пересказывать античный миф о титане. “Прометей”, – пояснял Скрябин, – это активная энергия Вселенной, творческий принцип. Это – огонь, свет, жизнь, борьба, мысль, прогресс, цивилизация, свобода”. Композитор верил в очистительную силу огня – разрушающую и созидающую вновь. Звуковые воздействия композитор хотел усилить световыми, чтобы показать воочию, как туманные надежды человечества сменяются ослепительным блеском, экстазом освобожденной души. Но многих современников, такое новшество озадачило. Они отнеслись к световым проектам композитора с недоверием. Как, например, С.В.Рахманинов.

Воспоминания очевидца. Приложение 2

– Мы с вами слушали “Поэму огня” на наших уроках без видео ряда. Более того, вы попробовали изобразить свои цветовые ощущения. Легко было? (Нет).

– В чем заключалась сложность? (Музыка сложная. После классических произведений, к которым привыкли сложно воспринимать).

– Но, слушание с элементом рисования, с ваших слов, далось вам несколько легче. Чем вы это можете объяснить? (Ответы детей)

– А представьте, насколько сложно было воспринять такую сложную музыку первым слушателям “Прометея”.

Первое исполнение партитуры со световой строкой состоялось для узкого круга людей на квартире у композитора со световой аппаратурой, построенной у него в кабинете. Аппаратура эта была примитивной – дюжина лампочек, расположенных по кругу на потолке. Их прикрывали лоскутки разноцветной материи. Композитор играл на рояле, а его жена, пианистка, нажимала на кнопки от электрических звонков, которые были присоединены к светильникам.

– Как думаете, могло ли подобное цветовое сопровождение убедить в важности соотнесение музыки с цветом первых слушателей? Почему вы так считаете? (Нет! Так как это явление было необычным и раскрыто оно было недостаточно убедительно. Значит – вызывало сомнение).

– Сам Скрябин о световой строчке партитуры рассказывал куда увлекательнее. Внимательно послушайте его рассказ-описание световой партитуры произведения и сравните его со своими рисунками: совпадет или нет?

Рассказ А.Н.Скрябина о световой строке. Приложение 3

– Получилось совпадение? (Частично).

– Как вы думаете, о чем это говорит? (О том, что восприятие музыкального произведения – процесс индивидуальный. Не всегда ощущения слушателей совпадают с эмоциями композитора. Ведь между ними есть еще одно звено – исполнитель. А каждый исполнитель интерпретирует произведение по-своему).

– Верно. Авторские варианты партитур музыкальных произведений часто бывали утеряны, или не до конца, не совсем верно истолкованы (расшифрованы). Именно это произошло с партитурой и со световой строкой, скрябинского “Прометея”. Оригинальный вариант строки был утерян почти сразу после смерти композитора. И до сих пор исследователи по частям отыскивают и восстанавливают его. Но трактуют все по-разному.

Фрагмент одного из вариантов скрябинского “Прометея” мы с вами сейчас увидим. Он прозвучит в трактовке дирижера В.Гергиева и израильского оркестра. Вслушайтесь, всмотритесь и сравните со своими зарисовками. Насколько интереснее и, может быть, доступнее вам покажется такой вариант исполнения. Почему?

Слушание фрагмента симфонической поэмы А.Н.Скрябина “Прометей”

– Легче или сложнее воспринимать музыку со светом?

– Совпали ощущения?

– А что легче или, может быть, интереснее: раскрасить музыку цветом или образами?

– Вспомните описание световой строки А.Н.Скрябиным. Он видел в своей поэме не просто цвета, а целые образы – молнии, лучи, туманы, облака. Ему рисовалась симфония цветов и форм. И оказалось, что его видение цветового сопровождения “Поэмы огня” во многом не сходилось с его же цвето-звуковой системой. Композитор больше доверял своим ассоциациям, Скрябина больше беспокоило идейное содержание музыки. Из выше сказанного можно сделать вывод, что картины, возникающие в нашей фантазии, при слушании музыки, делают для нас музыку “зримой” с гораздо большей убедительностью, нежели произвольные попытки реально “раскрасить” ее.

И подумайте над таким моментом: если стремиться к синтезу музыки и цвета, не лучше ли передавать светом общее настроение, которое вызывает то или иное сочинение у слушателей. Ведь и сам Скрябин, кроме строчки света, пометил в партитуре “Прометея”, что вот тут нужно, чтобы было “туманно”, а в этом месте – “сверкающе”, а здесь должна возникнуть “светоносная волна”.

– Что же это за “волны” такие? Почему они разноцветные? Как, с помощью чего мы видим цвет вообще?

Физика. Цвет: поглощение, отражение Наш глаз – для анализа света. При помощи глаза мы получаем знание обо всем многообразии цветов в окружающем мире. Свет проходит через тела, частично преломляясь, частично поглощаясь ими и частично отражаясь от их поверхности. Спектральный состав цвета, дошедший до нашего глаза, значительно изменен и различен.

Тела (вещества), у которых поглощение велико – черные, непрозрачные; у которых велико отражение – белые; у которых велико пропускание (преломление) – прозрачные.

Демонстрация листов разноцветной бумаги

Различие этих свойств у тел обуславливает разнообразие цветов и оттенков. Окраска тел зависит и от того, каким светом освещаются эти тела – дневным или искусственным. Как это явление объясняется с точки зрения физики, мы более подробно поговорим на следующих уроках.

А вот что это дает в жизни, мы узнаем с помощью Технологии.

Технология. Интерьер… Говорят, что одежда – это вторая кожа. А наше жилище – третья. Внутреннее пространство помещения обладает потенциальной возможностью ненавязчиво затрагивать самые чувствительные нотки человеческой души и расставлять “бемоли” и “диезы” по своему усмотрению.

Правильно подобранный цвет в интерьере – это не только удачное сочетание оттенков и тонов, это гармония со своим жилищем и гармония души, это дом, в котором хорошо, уютно и комфортно. Удачное использование цвета в интерьере создает благоприятную обстановку.

Цвет – это первое, что бросается в глаза, когда вы входите в помещение. Он определяет общее впечатление, которое складывается при первом осмотре комнаты в целом. К подбору цвета в интерьере необходимо подходить со знанием цветовых схем. Это три основных группы – монохромные, однородные и контрастные.

Монохромная схема представляет один цвет во всем разнообразии его оттенков. Интерьеры, оформленные по такому принципу, могут быть очень стильными.

Однородная схема – это использование цветов, близких друг другу по расположению в солнечном спектре (например, разные оттенки красного и оранжевого или зеленого и голубого).

Более изощренной является контрастная схема. Здесь различий между оттенками цветов и их интенсивностью больше и, соответственно, больше придется поломать голову над удачным решением, которого требует не только знаний, но и тонкого вкуса.

– Какие три цвета являются основными, и их нельзя получить путем смешивания? (Красный, желтый, синий).

– Смешивая в различных сочетаниях два из трех основных цветов, образуются вторичные цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый. Итак, в сумме получается шесть цветов. Если расположить их на цветовом круге в том порядке, в котором они находятся в солнечном спектре, можно объяснить их взаимодействие, а также то, как создаются другие цвета.

Два цвета, расположенные на цветовом круге напротив друг друга, называются дополнительными. И действительно, если вы остановите взгляд на одном из них, у вас возникает непреодолимое желание перевести взор на другой – этого баланса требует ваше зрение.

При оформлении интерьеров важную роль играет фон. Допустим, светлые полы или стены, повторяющиеся из комнаты в комнату, создают ощущение пространства и, в то же время, единство всего ансамбля. Темный пол невольно приковывает ваше внимание к той или иной комнате.

Доказано, что цвет комнаты влияет на наше ощущение температуры воздуха. Если в помещении доминируют “Холодные” оттенки (голубые, зеленые), то нам кажется, что здесь на 3-5° С прохладнее. И, наоборот, – при “теплых” тонах (красные, оранжевые) нам на столько же градусов теплее.

Выбор цвета для фона – это вопрос вашего настроения, здоровья. Различные цвета по-разному влияют на самочувствие человека. Вот, скажем, красный. Этот цвет опасен: он повышает кровяное давление, учащает сердцебиение. Но этот цвет любит молодежь, так как он побуждает к активной деятельности. Оранжевый цвет пробуждает аппетит и способствует пищеварению. Поэтому его целесообразно выбирать для стен кухни и столовой. Желтый – поднимает настроение и стимулирует умственную деятельность. Зеленый цвет ассоциируется с душевным равновесием, гармонией и поэтому снимает стресс. Он идеален для комнат отдыха или офисов. Еще одно его ценное качество, причем известное издавна, – он способствует прекращению кровотечения. Не случайно хирурги облачаются в зеленые халаты. Лазурно-голубые тона зрительно увеличивают пространство. Голубые оттенки обладают оздоровительными свойствами и хороши для стен ванных комнат и душевых. Они заставляют сердце биться медленнее и ритмичнее, у вас снижается кровяное давление, расслабляются мышцы, отдыхает мозг. Синий цвет несет в себе безмятежность. Человек энергичный прекрасно выспится в комнате с темно-синими стенами, но вялый лежебока утром с трудом выберется из постели. Так что выбирайте цвет, учитывая ваш темперамент. Фиолетовый цвет ассоциируется с достоинством, респектабельностью. Он настраивает вас на спокойствие, созерцание и неторопливые размышления. Считается самым изысканным из цветов. Говорят, что он содействует нашему духовному росту, а в некоторых национальных культурах он символизирует уход человека из жизни.

Доказано, что человеческий глаз способен различать до семи миллионов оттенков.

Многие из них утомляют наш взор, иные раздражают, вплоть до того, что вызывают головную боль. Есть цвета, которые нас успокаивают, поэтому выбор цвета – вопрос не только эстетики, но и, в конечном счете, – здоровья.

Музыка. Более того, и мысль о цветомузыке возникла не случайно. Как уже сказали выше, цвет имеет сильное влияние на человека – на его настроение и даже на здоровье.

Физиологи открыли, например, что при монотонных звуках глаза лучше видят зелено-голубые тона, а оранжево-красные различают хуже. С нарастанием громкости чувствительность глаза к зеленым цветам увеличивается, а к красным – уменьшается.

– Таким образом, какой можем сделать вывод. Важно ли для жизни знание особенностей цвета? Где и как мы это знание можем применить?

Это знание пригодится нам в повседневной жизни для правильного и грамотного оформления интерьера, правильного сочетания цветов в повседневном и вечернем костюмах и т.д.

– И самый главный вопрос: допустимо ли слияние цвета и звука, и каким оно может быть?

Это очень индивидуально. Но, в принципе, такое слияние возможно. Но оно должно дополнять друг друга, но не заменять друг друга, не мешать друг другу.

Звучит музыка

– Действительно, и цвет, и звук оказывают на человека серьезное влияние даже по-отдельности. А объединяясь, они дополняют и усиливают эффект друг друга. И вопрос об их взаимосвязи и взаимовлиянии, не закрыт до сих пор. Инженеры и музыканты, философы и физиологи целеустремленно ищут пути к художественному овладению синтезом цвета и музыки, где оба эти элемента были бы равноправны, как инструменты в едином оркестре. И этот синтез подчинялся бы не столько законам физики и математики, сколько требованиям эстетики.

Часто цветомузыка применяется на мемориальных памятниках. Вечный огонь над братскими могилами павших в ВОв в некоторых городах сопровождается траурной музыкой Шостаковича, Александрова, Шумана…, а цветные лучи прожекторов, в такт музыке, выхватывают из темноты скульптурные изображения героев, погибших в беспримерных битвах за Родину.

Цветомузыка используется и для украшения городов и парков. Световые эффекты, сопровождающие развлекательную музыку, в наши дни нашли широкое применение в кафе, ресторанах и на танцевальных площадках. Однако это носит прикладной характер.

А как же быть с искусством? “Музыка не заинтересована в цвете, – пишет искусствовед Виктор Владимирович Ванслов, – ей невыгоден союз с ним, ибо цвет отбирает у нее ее собственное достояние, ничего не давая взамен. Цвету же выгоден союз с музыкой, ибо, утратив с отвлечением от предметности содержательность, он прикрывает одухотворенностью музыки свою внутреннюю пустоту”. Кто же прав в этом споре? Покажет будущее.