Использование цвета и элементов эйдетики на уроке русского языка

Разделы: Русский язык


Тема урока: “Правописание и употребление в речи неопределенных местоимений”

Цели урока:

Обучающие:

  • повторить правило правописания неопределенных местоимений;
  • определить сферы употребления неопределенных местоимений в речи;
  • формировать навыки работы со словарями.

Развивающие:

  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развивать индивидуальную творческую активность;
  • Развить творческое и образное мышление учащихся.

Воспитывающие:

  • воспитывать способность чувствовать, понимать и любить слово.

Оборудование урока:

- Оборудование доски и класса : фиолетовый цвет преобладает в иллюстрировании (тучи, звезды, сады, полные фруктов и ягод фиолетового цвета).На экране проектора пейзаж южной ночи.

-Знаки- символы

-Эпиграф к уроку:

И прохладой ожидаемой
Опускается на плечи
Фиолетовый, сиреневый,
Тихий, южный, летний вечер.

Е. Прокофьева.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Приветствие, погружение в ситуацию.

Ребята, мы продолжаем изучение темы “Местоимение”, путешествуя по цветным планетам. Сегодня мы остались на фиолетовой планете, чтобы продолжить эксперимент по употреблению и правописанию неопределенных местоимений.

К уроку я предлагаю эпиграф.

Выразительное чтение эпиграфа, работа с ним.

Учитель:

- Ребята, где-то не близко и не далеко, в некотором царстве- государстве, на неизведанной планете жили- были неопределенные местоимения.

А что это за планета, скажите о ней несколько слов. (Дети рассказывают о планете, строят монологи на грамматическую тему.)

Учитель:

- Я продолжу ваш рассказ. И если мы отправимся в фиолетовую даль, то в жарком мареве планеты сможем увидеть необычайный пейзаж, но мы вскоре поймем, что это обман-мираж.

2 . Словарная работа.

Для словарной работы я предлагаю поработать со словом МИРАЖ (дети определяют цвет слова - он фиолетовый, необъяснимый, непонятный, тайный.).

Работаем со словом: правильное произношение, фонетическое произношение, ставим ударение, выделяем все орфограммы, объясняем их.

Учитель:

-Для лучшего запоминания этого слова и для закрепления лексико-орфографической работы послушайте опорное предложение к этому слову.

МИРАЖ - Обманчивый ПЕЙЗАЖ

-Запишите это предложение.

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, есть ли на самом деле какая- то связь между словами: мираж, фиолетовый, неопределенные?

Учащиеся определяют связь между этими словами, исходя из определения неопределенных местоимений, учитывая семантику цветообозначения.

Учитель:

- Ещё раз обратимся к последней строчке эпиграфа

…Фиолетовый, сиреневый, тихий, южный, летний вечер.

Вечер, на небе появляются звезды, обратите на них внимание. Одни представляют собой вопросительные местоимения, а другие части слова (приставки, суффиксы).

Составьте прогноз, какие звезды соединятся в созвездия.

Запишите названия созвездий. Чтобы верно записать вспомним правило:

КОЕ, ТО, ЛИБО, НИБУДЬ - черточку не забудь.

Учитель:

-Это не простые звездочки получились, а созвездия-местоимения.

Подумайте, а нужны ли эти звезды кому-нибудь, такие сухие академические слова?

Дети отмечают необходимость в речи неопределенных местоимений.

Учитель:

-Да, хоть мы и редко, на первый взгляд, используем в речи неопределенные местоимения, они составляют богатый пласт русского языка.

Проведем наблюдение над употреблением в речи неопределенных местоимений, а результатом нашего исследования должна стать лингвистическая таблица.

Мы отправляемся дальше, но стоит помнить, местность неизведанная, тайная, полна обманчивых пейзажей. Если где-то нет кого-то, значит, кто-то где-то есть.

В ком мы нуждаемся? (Ответ: в проводнике)

Используя неопределенные местоимения дайте ЛЗ – толкование этого слова.

Коллективно ученики объясняют значение этого слова.

Проводник - тот, кто помогает пройти кому-нибудь куда-либо, мимо чего-нибудь, через что-нибудь.

Сверяем наше толкование со словарем, у нас получилось хорошо. То, что мы создали - это часть словарной статьи.

Записываем в тетрадь шуточный пример.

Проводник помог нескольким космонавтам провести каникулы на фиолетовой планете.

Объясняем изучаемые орфограммы.

Учитель:

- Имея проводника, идем дальше по фиолетовой планете.

На параллельной доске – сад, висят гроздья слив, виноград. Записаны предложения, читают дети.

Фиолетовыми гроздьями виноград в листве таится.

Аромат душистых слив разливается кругом.

- Предлагаю попробовать ягоды на вкус, но будьте осторожны, в них - сюрприз. (Дети срывают ягоды, на них записаны местоимения)

Задание: Используя названные местоимения, составьте синтаксическую конструкцию любой формы.

Удачные примеры записываем, можно самостоятельно продолжить сбор слив, но не отстать от нашей команды.

У ребят получились описания некоторого лица, но чей это портрет, мы не узнаем. Почему? (Ответы, объяснения ребят ).

На экране появляются слова

Сирень поставить
На чья-то
Стол у
Я рука

Используя эти слова, смоделируйте предложение, слова даны в начальной форме. Прочитайте, что получилось.( много вариантов) В итоге рождается строка поэтического текста.

Учитель:

- Открытие, вы приобщились к поэтическому труду, эта строчка из стихотворения Р.Рождественского.

Цветы на столе у меня

Поставлены чьей-то рукой

Вы довольны результатом? Да, это радость, необыкновенное счастье уметь писать стихи, сочинять что-то необычное. Дети, а как вы понимаете слово СЧАСТЬЕ? Для чего оно человеку?

Ответы учащихся.

Учитель:

- У меня есть замечательный афоризм: Счастье ищет человек, чтобы с кем-нибудь поделиться. ( Комментарии учеников и учителя).

- Сделаем небольшой привал, вспомним с каким разрядом местоимений

мы встретились на этой необычной планете? Где, в каких текстах, они жили, по какому случаю употреблялись нами?

Ребята отвечают, называют фольклорные жанры, стихотворения, словарная статья, афоризмы.

Учитель:

- Вы абсолютно правы, вы все подметили, ничего на уроке не пропустили, но много интересного вам еще предстоит узнать в ваших дальнейших путешествиях.

На экране – текст. Читает учитель.

Ручеек в лесу

Прозрачный и ужасно ворчливый. Кем он собирался быть, он не говорил. Может быть, каким-нибудь чудным водопадом, но где-то так далеко, куда мы с вами не могли дойти.

- Что это? (Текст) Да, это прозаическое произведение, в котором прозвучали наши знакомые местоимения. Какие? (неопределенные) Проза-это еще одно из мест проживания неопределенных местоимений.

На экране появляется лингвистическая таблица, которая ребятам теперь понятна, потому что они ее сами уже озвучили.

 

Учитель вместе с ребятами анализирует получившуюся таблицу, приводят примеры.

Учитель, завершая урок:

- Опускается темная туча (на доске движение иллюстраций-декораций) и нам пора на корабль. Знакомство с этой таинственной планетой закончено, но я думаю, что теперь она не является для вас загадкой, как не является тайной употребление и правописание неопределенных местоимений.

Подводятся итоги урока, дается на дом творческое задание, выставляются оценки, они все положительные, но главное даже не это, а удовлетворение от урока, горящие глаза детей, атмосфера праздника, успехи ребят.