Музыкально-литературная композиция "Ямал мой необыкновенный!". Для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  1. Приобщение детей к важной части духовной культуры северных народов, привитие бережного отношения к национальной культуре и традициям, взаимообогащение с музыкальной культурой других народов, населяющих наш округ.
  2. Изучение музыкальной культуры народов Севера, традиций и обычаев; Знакомство с творчеством музыкантов, поэтов, напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен, самобытностью творчетсва.
  3. Развивать умение видеть красоту природы; певческие и танцевальные способности и любви к родному краю.

Оборудование: фотовыставка “Образы земли Ямальской”, фотопейзажи Северной природы. Украшения детской одежды-орнаменты, колокольчики, бубен шамана, фрагмент чума, голубые ленточки. Аудиокассеты с записями “Музыка Севера” Г.Лагея, музыкальный диск вокальной группы “Лунный свет” г. Ноябрьск. Карта Ямала.

Предварительная работа: разучивание песен Ямальских композиторов, стихов, танцы народов Севера- ханты, национальные игры, подбор фотоматериалов.

Действующие лица:

  • Ведущая.
  • Шаман.
  • Хозяйка чума.

Ход занятия

Ведущая: - Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие. Вы любите необычные путешествия? (ответы детей)

- Тогда слушайте внимательно…

Звучит песня “Созвездие Ямала” муз. С.Стоцкевича,

Сл. С. Ушакова. Исполняет вокальная группа г. Ноябрьск.

- О чем же поется в этой песне? (ответы детей.)

- О суровой Ямальской земле, об оленеводах, рыбаках, нефтяниках, газовиках.

- И куда мы с вами отправимся? (ответы детей)

- Я приглашаю вас в путешествие по Ямалу.

- Чем же интересен наш Ямальский край? ( Ответы детей)

- Здесь добывают нефть, газ, много буровых вышек возвышается над тайгой.

Ведущая: - Ребята, а знаете, слово “Ямал” означает “край земли”. Но, несмотря на суровость, холодный климат нашего края, нам он очень дорог.

Суров мой Север лишь на первый взгляд!
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!

- А кто хочет прочитать стихотворение о нашем северном крае?

(Дети читают стихи)

. “Жители Ямала”

На Ямале мы живем,
Дружно песенки поем,
Будем жить мы здесь всегда-
Не страшны нам холода.
Пусть свирепствуют метели,
А мы шубки все надели!
Все обулись, потеплей,
На мороз! Там веселей!

Лена Убушеева (Лабытнанги)

“Куда уходит жить зима?”

- Куда уходит жить зима?-
Спросила маму Ира.-
Не догадаюсь я сама,
Где у зимы квартира?
Где злая прячется метель,
И есть ли у нее постель?
Там в мягкую перинку
Насыпаны снежинки?
А вместо пола - синий лед…
Наверно, там зима живет?
Мне стало холодно.
Где плед?
Сказала мама вдруг в ответ-
И знаешь, ты бы, дочка,
Нашла свои носочки…

Людмила Ефремова (г. Надым)

Ведущая: - Приглашаю вас, ребята, отправиться в путешествие на оленьей упряжке. Сядем поудобнее, поехали!

Звучит песня “ Песня Оленевода” муз. Ю. Юнкерова.

- Смотрите, ребята, пока мы с вами пели песню, незаметно приехали.

Остановка первая - (раздаются удары бубна) Кто же нас встречает? (выходит шаман с бубном).

Ведущая: (Обращается к шаману) - Шаман, куда ты нас поведешь?

Шаман: - Дорогие ребята, я приглашаю вас в стойбище “Поэтическое”, где живут поэты, они воспевают красоту своей земли. Закройте глаза! (Шаман ударяет в бубен)

Ведущая: - Среди наиболее выдающихся поэтов Севера: Иван Истомин, Леонид Лапцуй, Роман Ругин, Прокопий Салтыков и другие. Они были выходцами из семей оленеводов, рыбаков, охотников. (Дети читают стихи северных поэтов)

И так, в добрый путь к нашим северным родникам!

Пойдем со мной в наш тихий лес;
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч и еще немножко!

Роман Ругин.

Когда солнце над тундрой светит,
Тундре радость несет оно,
Когда много друзей на свете,
Сердце счастьем озарено.

Иван Истомин.

Оленья упряжка по тундре летит,
Морозец приятно лицо холодит.
На нартах хозяин оленей сидит.
Он едет с охоты он очень спешит.

Саша Сычева (Лабытнанги)

Морошка, морошка,
Тоненькая ножка.
Ягода- фонарик,
Сладостью подарит.
Солнца луч в окошке-
Золотые рожки.

Ведущая: - Какие чистые, добрые, искренние стихи, написанные сердцем и душой.

Шаман: - Я приглашаю вас в волшебный мир мудрых народных сказок и легенд. Стойбище “Сказочное” ждет вас, ребята!

- Сказки придумывали для своих детей, чтобы они знали родной край, птиц, зверей и рыб- все, чем богата северная земля. Чтобы, слушая сказки, они учились быть смелыми и честными, добрыми и умными. Главной фигурой северных сказок является человек - охотник, рыбак, оленевод, покоряющие суровую природу, женщина-мать и хранительница очага. Закройте глаза! (ударяет в бубен)

Инсценировка сказки “Каклось друзей искал” автор Н. Дудников.

Шаман:- А теперь мы с вами, дорогие ребята, идем дальше, в стойбище “Певунья”

Ведущая: - О Ямале, уникальном, Северном крае России сложено немало песен. Своеобразная красота северной природы, душевность живущих здесь людей способствуют пробуждению творчества. Тут и солнечный свет, и осенняя грусть, и восторженная любовь к родному краю.

“Песня о Севере” муз. Юрия Юнкерова.

Ведущая: - Веселая ненецкая песня о любимой в тундре игрушке- колокольчике “сенга - коця”, помогает отыскать в тундре малыша, (предлагает детям взять колокольчики и исполнить песню “ Сенга - Коця”)

Песня“ Колокольчики” муз. Ю. Юнкерова. исполняет вокальная группа детей.

Ведущая: - Танцы народов Севера... Сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта. В танцах мы встречаем быстрого оленя, ленивого медведя, легкокрылую чайку. В танцах оживает северная природа.

Шаман: - А теперь мы с вами, дорогие ребята, идем дальше, в стойбище “Плясунья”

Песня “ Олененок” исполняет солист и танцевальная группа детей.

Ведущая: - Ну что, мои маленькие оленята- дошколята, в путь!

Звучит Хантыйская песня “Сенга-коце” (колокольчик).

- А знаете ли вы коренных жителей, которые живут на Севере? (ответы детей: Ханты, ненцы, селькупы..)

Шаман: Ну, что поедем в гости? (Ударяет в бубен) Звучит хантыйская музыка. Вот мы с вами и приехали.

Стойбище “Загадочное”

Шаман: - А теперь мы с вами, ребята, зайдем в гости в хантыйский чум. (Хозяйка чума встречает детей, приглашает в гости).

Хозяйка чума: Добро пожаловать, дорогие друзья! Я рада встречи с вами и хочу загадать вам загадки. У нас дети всегда собираются в чуме у огня и любят загадывать загадки. (Загадывает загадки)

  • Не из камня, не из бревен из оленьих шкур построен. (Чум).
  • Чуток, строен и высок, гордо голову несет. От рогов густая тень. Вот красивый зверь…(Олень)
  • Летом меховые, зимой берестяные. ( Рога оленя.)
  • Мягок, а не пух, зелен, а не трава. ( Мох)
  • Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица? ( Белка)
  • В тундре голой и холодной он стадо оленей пасет. Зря тут бродит, волк холодный, к стаду он не подойдет. Потому что это стадо стережет…(Оленевод.)

Хозяйка чума: Мне понравились ваши ответы, ребята. Давайте немного поиграем. Я буду называть грибы, если гриб съедобный - вы хлопаете, а если гриб ядовитый – топаете. ( Проводится игра) А какие ягоды можно встретить на болоте и в тайге? (ответы детей: клюква, брусника, голубика, морошка, черника.) Вы отлично справились с заданиями, я дарю вам колокольчик, чтобы он помогал вам в путешествии и добрый совет:

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

К сожалению, людям не всегда удается сохранить природу. Берегите ее дети! Желаю вам радости в жизни и улыбок. ( На хантыйском языке говорит: “Нягань”, дети благодарят хозяйку чума и отвечают на хантыйском языке: “Па Яма Улаты - До свидания.”)

Шаман: Мы продолжаем наш путь и следующая наша остановка в стойбище “Игрунья”

Ведущая: - У коренных жителей Севера есть игры, традиционные только для них, умению жить в тундре северяне учатся с малых лет. Первой ступенькой приобщения к жизни в суровых условиях является игра.

- Едва мальчик начинает ходить, отец мастерит для него наточку и детский аркан, а для девочки мама шьет сумочку для рукоделия - буче. А еще малышу дарят оленьи рога, с которыми он может играть. Игры связаны с охотоводством, рыболовством и оленеводством.

Озера, озера,
Озера без края-
Ковши голубые, вода голубая.

Прокопий Салтыков.

Игры: “Ручейки и озера”, “Рыбаки и рыбки”, “Важенка и оленята”. (Предлагаются детям по желанию.)

Ведущая:

Вы на карту посмотрите
И город наш на ней найдите,
Потому что здесь наш дом.
Мы на Севере живем.

(Дети показывают на карте г. Муравленко)

Шаман: - Дорогие ребята, я очень рад встречи с вами, видно, что вы знаете и любите наш северный край. Наш Ямал!

Ведущая: - А мы с ребятами, благодарим вас за интересное путешествие и дарим песню “ Ты цвети, Ямал” муз. Юрия Юнкерова.

- Вот мы с вами и совершили путешествие по Ямальскому краю. Надеюсь, вы полюбите землю, на которой живете, еще сильнее.

Я хочу, чтоб край мой милый
Стал еще прекрасней,
Я хочу, чтоб люди жили
В радости и счастье.

Ведущая:- Предлагает ознакомиться с фотовыставкой “Образы земли Ямальской” - красочные костюмы коренных жителей, орнаменты одежды, хантыйская семья, северный олень, чум, шаман с бубном. Фотопейзажи Северной природы. (Звучит песня ненецкого композитора С.Няруя “ Тэтель-Вэтэль”)

До новых встреч, дорогие друзья!

Используемая литература:

  1. Журнал “Культура Ямала”№3-4 2001 г. Статья С.К. Нарышкина “Песни народа Неща (Лесные ненцы);
  2. Журнал “ Ямальский меридиан”№12002г. Статья Ю. Юнкерова“ Песня да хорей...”;
  3. Журнал “Ямальский меридиан” №1 2001гСтатья Р. Ругин “ Олень и солнце”;
  4. Журнал “ Северяне”№2 2005г. Фотоматериал “Оленья упряжка”, “Образы земли Ямальской”. №1 2007г “Хантыйская семья”,
  5. Журнал “Ямальский меридиан”№8.2006г. Статья С. Няруй “Певец Ямальской тундры”, фотоматериалы “Весомые достижения”, “Первый слет Оленеводов”.
  6. Журнал “Северяне”№4 2005г. Статья “Движения чувств” - Стихи Л.Г.Ефремовой.
  7. Сборник “Мой дом Север” Н. Дудников.
  8. Сборник песен “Северный калейдоскоп” Юрия Юнкерова.
  9. Сборник “Детские подвижные игры народов Севера” В. Кенеман.1989г
  10. Сборник песен “Праздник тундры” Семен Няруй.