Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Государственные символы России

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Оборудование: видеопроектор с экраном, компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Включается запись песни “С чего начинается Родина?”

Учитель: А что такое Родина?

Ответы учащихся.

Учитель: Кто мне сможет объяснить смысл пословицы:

“Береги землю родимую, как мать любимую”

Ответы учащихся.

Мы с вами учили произведения многих авторов о Родине, о России.

Кто хочет прочитать их?

Ответы учащихся с заранее подготовленными произведениями.

3. Сообщение темы урока.

Учитель: Как называется страна, в которой Вы живете?

Ответы учащихся.

Учитель: Да, верно! Мы с вами живем в России. Наша страна большая и красивая, здесь много лесов и полей, широких рек и глубоких озер. На территории нашей страны проживают люди многих народностей и национальностей, живущие в дружбе и согласии друг с другом. У нашей страны очень богатая история, интересная культура и традиции. Государственная символика, о которой пойдет речь сегодня на уроке, является частью истории и культуры нашей страны. На доске появляется тема урока:

Государственные символы России.

Учитель: А что такое символы?

Ответы учащихся.

Учитель: Да, ребята, вы правы.

Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление.

Так символом Франции является Эйфелева башня.

Показывается слайд 1.

Статуя Свободы – символ США.

Показывается слайд 2.

Биг Бен – символ Англии.

Показывается слайд 3.

Символ Италии — Пизанская башня.

Показывается слайд 4.

Учитель: Какие символы России вы можете назвать?

Ответы учащихся.

Учитель: Действительно, символов России много – это и Кремль.

Показывается слайд 5.

Красная площадь.

Показывается слайд 6.

И березы.

Показывается слайд 7.

Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции - это герб, государственный флаг и государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы.

Флаг России – бело – сине – красный триколор;

Герб – двуглавый орел.

Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наш герб, флаг, гимн? Сегодня я предлагаю вам узнать ответы на эти вопросы.

А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам, что означает слово “герб”, и для чего возникли гербы.

Работа над словом.

Учитель: Слово “герб” происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

Показываются слайды: слайд 8, слайд 9, слайд 10, слайд 11, слайд 12, слайд 13

Учитель: Ребята, а где вы видели герб России?

Ответы учащихся.

Учитель: Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены символы, раскрывающие значения различных элементов российского герба.

Я предлагаю вам познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах.

Коронавласть, благородство;

Конный всадник победа;

Орелсила, власть, величие;

Меч военная слава, могущество;

Скипетр (жезл ) и держава (золотой шар с крестом ) - символы царской власти – твердая центральная власть.

В течение нескольких минут учащиеся знакомятся с символическими изображениями

Учитель: Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Давайте рассмотрим наш герб и узнаем какой смысл в нем заложен.

Наш герб представляет собой красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

Орел увенчан двумя малыми коронами и одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще, поражающий копьем черного,опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток.

Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация.

Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство.

Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

Герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Учитель: Ребята, рассмотрим следующий государственный символ России.

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак -
Красно – сине – белый флаг!

Учитель: А где вы видели российский флаг?

Ответы учащихся.

Работа над словом.

Учитель: Давайте обратимся к словарю.

Государственный флаг – это символ свободы, независимости и самостоятельности государства.

У каждой страны есть собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран. Цвет и рисунок каждого флага имеют свое значение.

Показываются флаги некоторых стран – слайд 14, слайд 15,  слайд 16, слайд 17, слайд 18, слайд 19, слайд 20.

Показывается слайд 21.

Учитель: Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище.

Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России.

Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотрим изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос:

верхняя – белого цвета,
средняя – синего,
нижняя – красного.

Учитель: Какие чувства у вас вызывает белый цвет? Синий? Красный?

Ответы учащихся.

Учитель: Для того чтобы понять, что означают цвета нашего флага, я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите, о каком цвете в них говорится, и постарайтесь понять, что он означает.

Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы.

Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы, как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко…(красным)

На выполнение задания учащимся предлагается несколько минут.

Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Как вы смогли расшифровать цвета нашего флага?

Ответы учащихся.

Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так.

Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге -

Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.

Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.

Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

Учитель: У вас есть небольшое задание. Давайте раскрасим флаг в нужные цвета и запомним последовательность цветов флага.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах, международных, спортивных соревнованиях, во время официальных