Изображение трагической судьбы талантливого русского человека. Система образов в рассказе "Тупейный художник"

Разделы: Литература


Я не могу брать фактиком, - а беру
кое-что психиею, анализом характера.
Н.С. Лесков

Цель урока:

  • развивать устную речь учащихся; проанализировать текст произведения и образы героев.

Оборудование урока:

  • текст рассказа,
  • эпиграф;
  • иллюстрации к «Тупейному художнику», выполненные М.Добужинским, И.Глазуновым.

Методические приемы:

  • беседа по вопросам домашнего задания,
  • работа с текстом,
  • комментированное чтение;
  • аналитическая беседа.

ХОД УРОКА

1. Аналитическая беседа.

Какие художественные средства позволяют автору глубже понять психологию и поступки персонажей «Тупейного художника»?

(Предметно-бытовые детали, речевые и портретные характеристики).

Какова роль портрета героев в «Тупейном художнике»?

Портретная характеристика позволяет Н.С.Лескову глубже понять и передать психологию героев «Тупейного художника», так как между внешним видом человека и его внутренней сущностью обыкновенно есть определенная связь.

Каково значение образа Любовь Онисимовны?

Любовь Онисимовна – рассказчица в «Тупейном художнике». Все события, отраженные в произведении, предстают перед читателями через восприятие этой героини.

Как рисует Н.С.Лесков главную героиню «Тупейного художника»?

«…высокая, сухая, но очень стройная старушка. Любовь Онисимовна была еще не очень стара, но бела как лунь; черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки… Она была безгранично честна, кротка и сентиментальна». Эта характеристика, которую дает Лесков героине в начале произведения, сразу располагает читателя к образу рассказчицы. И это не просто так. Читатель сочувствует героине и ее возлюбленному, верит всему, что она рассказывает, хотя настораживают слова, что Любовь Онисимовна «любила в жизни трагическое и… Иногда запивала». Такие люди не всегда объективны в оценке событий. Никаких полутонов они не допускают, поэтому все, с кем сводит судьба Любовь Онисимовну, четко делятся на положительных и отрицательных. Но ведь не всегда она была такой.

В восемнадцать лет Любовь Онисимовна «была не только в цвете своей девственной красы, но и в самом интересном моменте развития своего многостороннего таланта: она «пела в хорах подпури», танцевала «первые па в «Китайской огороднице» и, чувствуя призвание к трагизму, «знала все роли наглядкою».

На какие группы можно разделить героев «Тупейного художника»?

Как и в фольклорных произведениях, повествующих о влюбленных, которые проходят через череду испытаний, встающих на пути их любви, в «Тупейном художнике» все персонажи делятся на группы: к первой относятся Аркадий Ильич и Любовь Онисимовна, ко второй – братья Каменские, а к третьей группе – эпизодические персонажи рассказа. И все эти герои делятся на отрицательных и положительных («добрых» и «злых»).

Все положительные герои рассказа имеют говорящие имена: имя Любовь происходит от старославянского слова, означающего любовь. Аркадий (от греч. слов «аркадос» и «аркас» - житель Аркадии. Аркадия – это счастливая, идиллическая страна пастухов и пастушек). Имя Аркадий символизирует активное, хорошее и храброе начало. Все эти качества присущи главному герою «Тупейного художника». Имя Дросиды кажется читателям странным, но и его Лесков вводит в произведение не просто так. Дросида (в пер.с греч. – мученица), принявшая мученическую смерть за Христа. В рассказе «Тупейный художник» Дросида оказалась на скотном дворе, пострадав за любовь.

Все отрицательные персонажи не имеют имен и фамилий.

Почему?

Почему же Лесков упоминает фамилию отрицательных героев – братьев Каменских?

Об именах братьев Каменских мы можем только догадываться. Да и это не важно. Упоминание фамилии графа и его брата необходимо Лескову только для придания некоторой связи с историческими событиями на орловщине.

Какова роль эпизодических героев рассказа?

Эпизодические герои, как и главные, тоже делятся на «добрых» и «злых». К эпизодическим героям рассказа относятся скотница Дросида и священник с попадьей, постоялый дворник. Парадоксальным становится предательство священника, из повествования читателю известно, что «граф сам в Бога не верил, а духовных терпеть не мог; и один раз на Пасхе Борисоглебских священников со крестом борзыми затравил».

Почему же священник предал влюбленных? Мог он поступить иначе, или у него было безвыходное положение? Можно ли оправдать предательство священника?

«Пестрядинная старуха» Дросида, «пожилая, высокая вся в синей пестряди», помогла Любовь Онисимовне справиться с «психозами» и пережить страшные дни разлуки с любимым. Простая скотница оказывается более «человечной», нежели Божий человек.

2. Проверка домашнего задания. Через графопроектор проверяется таблица, составленная учеником (комментированное чтение и обсуждение пунктов сравнительной характеристики героев «Тупейного художника»).

Таблица.

Аркадий Граф Каменский.
«…, а был это человек с идеями, - словом, художник».

«…сам всякого красавца краше, потому что ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские, добрые, и густой хохолок прекрасиво с головы на глаза свешивался, - так что глядит он, бывало, как из-за туманного облака».

«всем нравился»

«- Отчего я решился – это знает только моя грудь да подоплека».

«- Заговора на мне нет, а есть во мне смысл от Бога: пока бы ты руку с пистолетом стал поднимать, чтобы в меня выстрелить, я бы прежде тебе бритвою все горло перерезал».

«…ты его бойся, когда он бритвой бреет».

«…согласна ли умереть, если не уйдем?»

«- везите меня на терзание, но она ни в чем не повинна: я ее силой умчал».

«…а к вам одно мое уважение чувствую».

«… был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил».

«А в натуре-то графа, к большой его досаде, именно и недоставало всего более важности и «военного воображения».

«Завет целомудрия мог нарушать только «сам», - тот, кто его уставил».

«…тихий-претихий, будто сдобрившись. – Это у него всегда бывало перед самою большою лютостию».

«…я тебе путь чести открою, - я не хочу, чтобы ты был ниже того, как сам себя с благородным духом поставил».

Какой прием использует Лесков при описании внешности Аркадия и графа Каменского? (Антитезу – противопоставление).

Как вы считаете, граф Каменский - законченный злодей?

Только у злодея могли быть «мучительства такие, что лучше сто раз тому, кому смерть суждена. И дыба, и струна, и голову крячком скрячивали и заворачивали: все это было. Казенное наказание после этого уже за ничто ставили. Под все домом были подведены потайные погреба, где люди живые на цепях, как медведи, сидели. Бывало, если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут... Другие даже с медведями были прикованы, так, что медведь только на полвершка его лапой задрать может». Но считать графа Каменского законченным злодеем все-таки нельзя, так как с Аркадием он поступил иначе, «открыв ему путь чести». После наказания граф призвал к себе Аркадия и сказал: «Я письмо пошлю, чтобы тебя сейчас прямо на войну послали, и ты не будешь служить в простых солдатах, а будешь в полковых сержантах и покажи свою храбрость. Тогда над тобой не моя воля, а царская».

Три года Аркадий «сражался и служил государю и проливал свою кровь не однажды, и вышел (ему) за то офицерский чин и благородное звание». Чем не сказочный богатырь?

Но нет у этой сказки счастливого конца. Не пришлось Аркадию явиться перед графом-злодеем в орденах и крестах, не довелось ему выкупить Любовь Онисимовну и обвенчаться с ней «перед престолом Всевышнего Создателя». Прошел Аркадий «огонь, воду», а убит был предательски: зарезан постоялым дворником ночью.

Какое значение имеет эпизод похорон Аркадия?

Крепостные графа Каменского, ходили смотреть, как «медные трубы» играли на похоронах Аркадия: «сам губернатор на похоронах был! Как же! Офицер, - его за обедней и дьякон и батюшка «болярином» Аркадием называли и как опустили гроб, солдаты пустыми зарядами вверх из ружей выстрелили». Но поминки Аркадия длятся уже много лет. Много лет у Любовь Онисимовны сердце «как уголь горит, и истоку нет», и приходится постаревшей няньке по ночам приподниматься с постельки и заливать этот уголь из «плакончика».

Каким настроением проникнут финал «Тупейного художника»? Тоску, грусть, безысходность испытывает читатель в конце повествования, тем более, что заканчивается рассказ словами: «Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал».

Какое уж тут настроение?