Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Согласный звук [ч'], буквы Ч, ч"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • знакомство с новым звуком [ч,] и новыми буквами.

Задачи урока:

  • создать условия, чтобы все учащиеся узнавали буквы Ч,ч в слове и научились читать слова с этой буквой;
  • создать условия для развития фонематического слуха учащихся;
  • создать условия для формирования навыка чтения слов и предложений с изученными буквами (правильность, плавность, выразительность, осознанность чтения);
  • создать условия для развития речи, внимания, памяти, способности анализировать, обобщать;
  • работать над формированием орфографической зоркости учащихся;
  • создать условия для воспитания чувства дружбы и товарищества;
  • продолжать работу по формированию у учащихся основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник “Русская Азбука” В.Г. Горецкого и др., схемы для звукового анализа, наборное полотно, книга Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”, конверт с буквами, иллюстрация к сказке Успенского, предметные картинки (печка, речка, лучи, облачка, зайчик, лисичка, уточка, чемодан, поезд, чай, конфеты, торт, печенье, варенье), карточка с печатными и письменными буквами Ч,ч .

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
И книжки, и тетрадки,
И мысли – всё в порядке.

II. Повторение пройденного материала.

- Ребята, сегодня мне пришло письмо. Нас приглашают в гости герои замечательной сказки Эдуарда Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот” (показ книги). Как же мы будем добираться туда? Вам поможет ответить на этот вопрос слово, которое спрятано в этом конверте. Но буква рассыпались. Расставим их так, чтобы получилось слово.(1 ученик работает у доски).

- Какое слово получилось? (Вагон) (Картинка выставляется на доску).

- Составим схему этого слова (1 ученик работает у доски, остальные на парте).

- Сколько слогов в этом слове? (2)

- Почему? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

- Назовите 1 слог. (Ва)

Какое слияние? (Твёрдое)

- Назовите 2 слог (гон). Какое слияние? (Твёрдое). Назовите последний звук [н]. Какой он? (Согласный, твёрдый, непарный, звонкий).

. .

.

- Какой слог ударный? (Второй).

- Вы догадались, что мы отправляемся в путешествие в вагоне поезда. А тем временем в Простоквашино с нетерпением ждут гостей.

III. Постановка цели и задач урока.

- Кот Матроскин, лёжа на печи, размышляет. Послушайте о чём. Какой звук чаще всего встречается в словах? (Во время рассказа на доске появляются картинки, в которых встречается новый звук).

Кот молча, лежит на печке и смотрит в окно. Течёт и тихо журчит речка. Солнце шлёт на землю свои горячие лучи. По небу плывут облачка. Одно облачко как зайчик, другое - как лисичка, а третье похоже на уточку.

- Кто же такие облачка делает? – задумчиво спрашивает Матроскин. А вот кто: солнечные лучики и речка.

Учитель: Какой звук вы услышали чаще других?

Ученики сразу называют звук [ч,],

Тема урока: “Буква Ч”, которую ещё не изучали;

Цель урока: познакомиться с буквой Ч.

Задачи урока:

  • научиться узнавать букву Ч;
  • познакомиться с новым звуком;
  • научиться читать слоги и слова с буквой Ч;

Учитель создаёт условия для того, чтобы цель урока и задачи дети сформулировали сами.

IV. Первичное введение нового материала.

  • Произнесите ещё раз слова, рисунки к которым вы видите. Послушайте, как звучит звук [ч,]. (Печка, речка, лучи, облачко, зайчик, лисичка, уточка).
  • Какой звук [ч,] гласный или согласный? Почему?
  • Звонкий или глухой?
  • Твёрдый или мягкий? (Всегда мягкий, непарный).
  • Каким цветом будем обозначать на схеме? (Зелёным).
  • Кто повторит весь рассказ, используя слова со звуком [ч,].
  • Отгадайте загадку и вы узнаете, что мы возьмём с собой в путешествие.

Когда лежу на месте,
Не раскрывая рта,
Во мне скажу по чести,
Такая пустота!
Скорей, скорей бы лето!
И люди будут класть
Дорожные предметы
В мою большую пасть.
Мне видно от рожденья
Такой характер дан,
Что я люблю движенье,
На то я … (чемодан). (Показ картинки).

- Где стоит звук [ч,] в этом слове?

- Послушайте слова и скажите, где вы слышите звук [ч,]. (Чулан, пачка, чудо, солнце, кочан, мяч).

- Наш поезд тронется тогда, когда мы 3 раза произнесём скороговорку.

Я колёсами стучу, быстро вас домчать хочу. (3 раза).

(Поезд сдвигается)

- Какой звук часто повторяется в скороговорке?

На письме звук [ч,] обозначается буквой Ч.

- Кто может показать эту букву в алфавите?

- На что похожа печатная буква Ч?

- Да, вы правильно решили

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя. (Показ картинки).

- Для чего нужны 2 буквы?

- Укажите место этой буквы на ленте букв.

Чтение слияний, слов.

- Прочитайте слияния:

  • ча – с радостью,
  • чо – с удивлением,
  • чу – пропеть,
  • че – с грустью,
  • чи – с вопросом.

- Как на схеме обозначим эти слияния?

- Почему? (Звук [ч,] всегда мягкий).

- Не все гласные используют для письма слогов с буквой ч. Нет букв ы, э, ю, я. Запомните, как пишутся слоги ча- чу. Это продолжим изучать на уроке письма.

- Вот мы и на станции Простоквашино. Нас ждут друзья. (На доске картинки героев сказки).

- Чем они собираются нас угощать? (На доске предметные картинки: чай, конфеты, торт, печенье, варенье).

- Среди угощений выберите те, в названии которых есть звук [ч,].(Чаем с печеньем).

- Матроскин и Шарик предлагают не только вкусное угощение, но и игру в слова.

чай           чистые

чашки  честный

человек  чудесный

часы   точные

- Прочитайте слова. К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика.

- Что получилось? Прочитайте. (Чудесный чай, чистые чашки, точные часы, честный человек).

- Что интересного заметили? Слова начинаются со звука [ч,].

- Составьте с любым из этих слов предложение. (В Москве самые точные часы. В гостях у Матроскина мы пили чудесный чай.)

V. Физкультминутка

- После застолья мы, гости, решили оставить о себе добрую память. Мы предложили посадить в палисаднике около дома несколько деревьев. Я буду перечислять названия деревьев. Если в них есть звук [ч,], вы изображаете, как копаете ямки для саженцев. Если в названиях звук [ч,] отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.

Вишня, слива, черёмуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, берёза.

VI. Первичное закрепление

Работа с текстом.

- Вы знаете, что Дядя Фёдор, хоть и мал ещё, но очень серьёзный и самостоятельный. Он многое умеет делать. Какое занятие одно из самых любимых? Это вы узнаете, если расставите книги на полочке. Сначала высокие, потом низкие. (1 ученик работает у доски).

- Прочитайте слово, которое у вас получилось. (Чтение).

- Давайте и мы почитаем слова с доски. (Мяч, мячик, скачу, скачет, девочка, Танечка).

- Прочитайте слова, где буква ч стоит в конце слова.

- Прочитайте слова, где буква ч стоит в середине слова.

- Когда мы употребляем слово мяч, а когда мячик? Таня и Танечка?

- Откройте “Азбуку” на стр. 132. Какие игры с мячом вы знаете?

- Прочитайте текст. (Чтение “про себя”, хором в медленном темпе, хором целыми словами.)

- Во что играли девочки? (Девочки играли в мяч.)

- Что сказано о мяче? (Мяч помчался.)

- Как по-другому можно сказать? (Покатился, поскакал.)

- Как звали девочек? (Девочек звали Катя, Оля, Таня.)

- Как написаны их имена? (Имена написаны с большой буквы.)

- Найдите и прочитайте предложение, которое соответствует этой схеме.

На доске схема: I___ ___ ___ ___.

- Найдите и прочитайте предложение с восклицательным знаком в конце. (Встали девочки в круг.)

- О ком все эти предложения? (Эти предложения о девочках.)

- Можно ли то, что вы прочитали назвать текстом?

- Какое название дали бы этому тексту? (Игра в мячик. Весёлый мячик.)

- Весело было девочкам? Почему? ( Девочки играли в мячик дружно.)

- Пока мы читали, Матроскин и Шарик успели поссориться. Чтобы их помирить, почтальон Печкин принёс журнал с очень интересным рассказом Ушинского.

На доске текст. Говорит брат сестре: “Не тронь моего волчка”. Отвечает сестра брату: “А ты не тронь моих кукол”. Дети расселись по разным углам; но скоро им стало скучно.

- Прочитайте по “цепочке”.

- Что говорит брат?

- Что отвечает сестра?

- Как нужно прочитать слова брата и сестры? (Громко, сердито).

VII. Физкультминутка

- Встаньте, повернитесь лицом друг к другу. Изобразите на лице такую же гримасу, как на рисунке 1 (2, 3).

- Садитесь. Выберите лицо человека, который мог бы прочитать эти слова.

- Почему? (Злой, рассерженный).

- Произнесём эти слова так, чтобы мы почувствовали, что брат и сестра сердятся друг на друга.

Инсценировка.

- Прочитайте последнее слово. (Скучно)

- Отчего детям стало скучно? (Расселись по разным углам).

Игра “Собери пословицу”. Почему так говорят?

На доске:

Вместе   тесно,   а   врозь   скучно.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Послушали Матроскин и Шарик этот рассказ, ваши советы и решили, что больше никогда не будут ссориться.

- Наше путешествие подошло к концу. (Предложить детям высказаться по уроку, используя слова, записанные на доске.)

  • научился…
  • узнал …
  • понравилось …
  • затруднялся …
  • поделюсь …
  • расскажу …

- Если вам понравилось в гостях у Матроскина и Шарика, то вы можете продолжить знакомство с этими персонажами на страницах книги Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот” (показ книги)

- Спасибо всем за урок.